Иван Гончаренко: «Если батареи отопления установить… на крыше, то полгода в доме будет теплая вода совершенно бесплатно»
Попасть на крышу гимназии, где стоят… две батареи отопления, с помощью которых целых полгода здесь подогревают воду в системе, можно только через окно в учительской. Преодолев еще несколько препятствий в виде кирпичных возвышений, задаю директору гимназии вполне логичный вопрос:
— А почему так далеко от выхода установлено ваше изобретение?
— Потому что под ним расположена кухня — самый большой потребитель воды, и в другом месте устанавливать нагревательное устройство нерационально, — объясняет Иван Гончаренко.
«Мне как физику хотелось разработать что-то новое, свое, найти самый дешевый способ экономии газа»
В то, что Гончаренко удастся, на первый взгляд, невозможное, не верили даже его давние друзья-помощники, разбирающиеся в физике. Ибо всем известно, что батареи предназначены для теплоотдачи горячей воды, но отнюдь не для генерации тепла.
*Иван Гончаренко: «Счастлив, что могу улучшить жизнь других»
— Существует множество вариантов использования энергии солнца, а мне как физику хотелось разработать что-то свое, найти самый дешевый способ экономии газа, — рассказывает педагог-новатор Иван Гончаренко. — Для воплощения идеи понадобились две обыкновенные алюминиевые батареи, которые, как известно, для обогрева помещений слабо подходят, так как у них низкая теплоемкость. Их я покрыл черной краской. Снизу, чтобы сохранить тепло, положил лист пенопласта, а сверху — металлический лист, тоже выкрашенный в черный цвет, чтобы давал дополнительную температуру.
Все это во избежание дополнительных потерь тепла поместил в деревянный ящик (теплопроводность дерева, как известно, невелика) и накрыл стеклом — через него тепло не выходит. К этой конструкции подсоединил две пластиковые трубы, которые проходят через толстостенный бак, сделанный из металлического обрезка. С нижней части этого бака в батареи поступает холодная вода, а с верхней возвращается обратно в систему уже подогретая. Максимальная температура, до которой солнце нагревает воду, — семьдесят пять градусов.
Процессом подогрева управляет компьютерная программа, написанная Иваном Гончаренко. Она открывает специальные клапаны в соответствии с заданными параметрами только в том случае, если температура воды находится в пределах 35—60 градусов. Ее измеряет электронный термометр. Воду, которая ниже или выше этих температурных параметров, компьютерная программа не пропускает. В этом случае вода подается из городской сети. С октября по апрель вода в систему не подается.
— Конструкция, занимающая ничтожно малую площадь, обеспечивает нас сорока процентами воды, необходимой нашей гимназии, — продолжает удивлять Иван Гончаренко. — Хватает для столовой и рукомойников в туалетах. Но если заменить контурную систему и подогревать не воду, а антифриз, то можно вообще отказаться от использования газа. Для одной школы это дорого, но если дело поставить на серьезную финансовую основу, мы могли бы таким образом подавать теплую воду на целый микрорайон.
Подобные конструкции можно устанавливать на крыше любого дома. Это очень актуально сейчас, когда во многих городах люди месяцами не имеют горячей воды. Я же предлагаю получать ее совершенно бесплатно. Кто имеет частный дом, тот окупит затраты на установку системы, работающей круглый год, в течение пяти—семи лет. Ну, а жильцы многоэтажек гораздо быстрее вернут вложения и дальше будут только экономить.
— Ваша гимназия много сэкономила за один сезон?
— Ни копейки. У нас же нет собственной бухгалтерии — все централизованно. А вот французы уже добрых два десятка лет экономят таким образом — подогревают воду до четырнадцати градусов с помощью солнца, а затем, используя энергоносители, поднимают температуру до необходимого показателя.
— Разве не проще использовать солнечные батареи?
— Они предназначены для превращения энергии солнца в электроэнергию. То есть выполняют совершенно иную функцию. Можно подогревать воду и электричеством, добытым с помощью солнечных батарей, но это будет неэффективно, поскольку при превращении энергии одного вида в другой происходят потери.
С вирусами в школе борется… компьютер, который автоматически с пяти до шести часов утра включает в классах ртутные лампы
Полтавская гимназия № 13 буквально нашпигована всяческими ноу-хау, автором которых является ее директор — человек талантливый и неугомонный. «ФАКТЫ» уже рассказывали об этих новшествах. Например, воздух в классах очищается с помощью угольных фильтров, наподобие тех, которые используются в противогазах. Благодаря этому дети стали не только здоровее, но и успеваемость свою повысили. Ведь в чистом воздухе и дышится лучше, и голова соображает быстрее. В гимназии также практически свели на нет распространение вирусов во время эпидемий гриппа и других инфекций. С вирусами борется… компьютер, который автоматически с пяти до шести часов утра включает в классах ртутные лампы, кварцующие помещения.
*Процессом подогрева воды, поступающей в здание школы, управляет компьютерная программа
В гимназии компьютеризировано все, вплоть до подачи воды в туалете — она там появляется лишь тогда, когда промывается унитаз. Автоматически выключается половина лампочек в классах, едва прозвенит звонок. А как только закрывается дверь кабинета на ключ, лампочки сами гаснут.
Сократить время пребывания учеников в школе тоже помогает компьютерная программа, разработанная Иваном Гончаренко. Расписание уроков составлено так, что вторая смена начинается в 11 часов. К этому времени учащиеся первой смены уже освобождают классные комнаты и занимаются в спортзале или в кабинетах. Опять же, в осенне-зимний период экономится электроэнергия, поскольку к четырем часам вечера все занятия в основном заканчиваются. А директор уже думает о том, как сделать, чтобы дети проводили в стенах школы… меньше времени. Ведь некоторые второстепенные предметы они могут изучать дистанционно.
Об оптимизации учебного процесса можно говорить немало. Отметим лишь главное: в прошлом году школа № 13 получила статус гимназии, поскольку на протяжении последних лет ее ученики на городских и областных олимпиадах занимают большинство призовых мест.
Напоследок я спросила Ивана Дмитриевича, верит ли он в то, что его незапатентованные разработки в нашей стране кому-то понадобятся.
— Я реалист, — улыбнулся он. — Пока никому в Украине не удалось даже скопировать созданную мной модель школы, хотя многие приезжали перенимать опыт. Но это не значит, что я перестану продуцировать идеи и воплощать их в жизнь. При любой системе люди стремятся жить лучше. Я счастлив, что могу хоть немножко улучшить жизнь другим.
Фото автора
13077Читайте нас в Facebook