Лучшие почтовые голуби состояли на службе в крепости на Печерске и приносили туда секретные депеши
В 1840-е годы для быстрой передачи биржевых сведений в Европе использовали почтовых голубей. С их помощью оборотистые дельцы могли заработать большие деньги. Английский банкир Натан Ротшильд благодаря своей птичьей почте узнал о поражении Наполеона под Ватерлоо на два дня раньше, чем его конкуренты. Это позволило Ротшильду провести молниеносную сделку с ценными бумагами и разбогатеть сразу на 40 миллионов фунтов стерлингов.
С появлением электрического телеграфа многие голубиные станции закрылись. Почтовыми голубями пользовались только частные лица для взаимной переписки: влюбленные обменивались посланиями, а контрабандисты — секретными записками. Всерьез о почтовых голубях вновь заговорили только в 1870-м. Тогда власти Парижа, осажденного немцами, 363 голубя вывезли на воздушных шарах за линию фронта. 73 птицы вернулись назад со множеством служебных и частных депеш. Благодаря пернатым связистам столица восстановила связь со страной, а французское правительство вернуло себе бразды правления.
С того времени удивительными птицами стали интересоваться во многих государствах Европы. Разведение голубей всячески поощрялось. Казна закупала у населения лучших пернатых почтарей для секретных служб и армии…
В Германии первая военно-голубиная почта была учреждена в 1874 году. Вскоре все большие немецкие крепости имели надежную, быструю и недорогую связь с центральной станцией высшего военного командования под Берлином. Обученных птиц для армии поставляли частные голубятни. Счет шел на тысячи пернатых почтарей. Для армии вывели даже специальную породу голубей. А в 1885-м своей военно-голубиной почтой обзавелась Франция.
Не отставал от других в этом деле и Киев. Первую почтово-военную голубятню устроил после франко-прусской войны в 1873 году штабс-капитан Арендт, служивший плац-адъютантом в Печерской крепости. Обученных птиц привозили из-за границы или покупали у городских любителей-голубятников. Почтари вновь вошли в число популярных пород. Как сообщала газета «Киевлянин», в 1891 году у 344 городских голубеводов насчитывалось более 10 тысяч голубей, 852 из них были почтовые.
При обучении молодых птиц относили далеко от голубятен в одном направлении (например, на юг), отпускали и смотрели, как и когда они возвращаются в родные гнезда.
Для выявления самых быстрых и выносливых проводили даже специальные соревнования. Голубей по Днепру или на поезде вывозили в пригороды и выпускали из клеток. А в Киеве птиц поджидали члены специальных комиссий (в основном, представители военной разведки) с хронометрами в руках. Купленным казной почтарям выжигали на крыле особые клейма. Эти птицы охранялись законом. Виновные в истреблении или присвоении армейских «связных» привлекались к суду.
Правительства европейских стран отпускали на свои тайные почты значительные средства. Ведь голуби с успехом конкурировали с телеграфом и были более защищены от посторонних глаз и ушей. Особенно много внимания уделялось военным птицам в конце XIX века в Италии, африканские колонии которой находились на расстояниях, вполне доступных для голубиных станций метрополии.
В 1887 году европейская пресса широко освещала опыт воздушного сообщения между 1-й итальянской пехотной дивизией, стоявшей в Абиссинии на берегу Красного моря, и комендантским управлением итальянского города Болоньи, где располагалась лучшая военно-почтовая голубятня королевской армии. На африканской земле выпустили 42 болонских почтаря с записками. Все они, хотя и с разной скоростью, преодолели огромное расстояние в 220 верст (234 километра 520 метров). Первые птицы появились в болонской комендатуре через три часа, пролетев над морями и горами со средней скоростью почти 70 километров в час.
Опыт продолжался 15 дней (и в жару, и в дождь, и туман) и доказал, что пернатые почтальоны одинаково успешно действуют при любой погоде. В свои родные гнезда голуби летели без остановок, иногда целый день до наступления темноты.
Тогда же подверглось сомнению распространенное мнение, будто голуби находят дорогу домой благодаря острому зрению. Считалось, что в начале полета они взвиваются высоко над землей, примечают положение своей голубятни и, спустившись, уже к назначенной цели летят на высоте 100—150 метров. Как выявили опыты, птицы в полете используют не только острое зрение, но и более сложные и до сих пор до конца не изученные механизмы ориентации в пространстве.
Самыми выносливыми и быстрыми называли бельгийских птиц, которые с депешами одолевали расстояния больше одной тысячи километров и развивали скорость до 100—105 километров в час.
Особую популярность среди киевлян приобрел голубиный спорт при генерале Михаиле Ивановиче Драгомирове, занявшем в 1889 году пост командующего войсками Киевского военного округа. Герой русско-турецкой войны 1877—1878 годов и бывший начальник Николаевской академии генерального штаба, он всегда проявлял интерес к методам современной диверсионно-разведывательной деятельности. Печатался в журнале «Разведчик» и ездил в роли наблюдателя на маневры иностранных армий.
В Киев Драгомирова назначили накануне ожидавшейся тогда русско-австрийской войны за Украину. Здесь генерал выследил, арестовал и разоблачил пять тысяч австрийских агентов вместе с их подручными. В 1891 году по его инициативе в Киеве организовалось «Общество голубиного спорта», занимавшееся разведением и воспитанием почтарей для армии. Лучшие из них «служили» в киевской цитадели и приносили туда секретные записочки из далекой Вены.
Время от времени «Общество голубиного спорта» устраивало в Киеве показательные состязания, привлекавшие внимание массы людей. Специальная комиссия принимала птиц у Братского монастыря, потом их вывозили по железной дороге в Казатин или на пароходе по Днепру и выпускали. Хозяин первого вернувшегося в Киев голубя получал приз в 75 рублей.
3 мая 1892 года состоялось первое состязание киевских почтарей. Его совместили с пышной и многолюдной увеселительной прогулкой горожан на разукрашенном флагами пароходе в Китаев. Первую пару птиц выпустили под звуки оркестра саперного батальона у железнодорожного моста. Депешу с борта парохода первым получил покровитель общества Драгомиров, вторым — редакция газеты «Киевлянин», освещавшая мероприятие. Было продемонстрировано и особое искусство адресной доставки депеш. Желающие связаться с конкретными пунктами в городе платили по рублю, и голуби приносили их сообщения на точно определенное место.
*В Киеве на состязаниях пернатых почтовых голубей запускали с парохода (с рисунка 1895 года)
Одно время киевские голуби считались лучшими связистами во всей империи. На всероссийское состязание 1894 года в Брест из Киева привезли 115 птиц, и почти все они вернулись на свои голубятни, преодолев 648 километров за 7 часов 44 минуты. Победа досталась «Цыганке» — голубке темно-сизо-рябой масти ј 174, принадлежавшей г-ну Кириллову".
Первая мировая война не застала любителей почтовых голубей врасплох. Военные почтари были хорошо подготовлены к боевым действиям и широко использовались для связи отдельных отрядов, гарнизонов и разъездов. В английской и французской армиях под передвижные голубятни переделывались городские автобусы, а русские военные для этих целей использовали железнодорожные вагоны. Вражеских почтарей немцы уничтожали при помощи снайперов и специально обученных ястребов. Тогда и проявилась уязвимость голубиной связи. В руки противника попадало немало так называемых голубеграмм и шифровок.
После Первой мировой войны разведчики и связисты многих стран переключались на радиопередатчики. Но в вермахте смотрели на это дело иначе, предпринимая упорные попытки перепрофилировать птиц из пассивных переносчиков трубочек с шифровками в настоящих разведчиков с современной фотоаппаратурой. Об этом писал Н. Любин в своей статье «Голуби в роли шпионов», напечатанной в 1936 году в русском эмигрантском журнале «Рубеж», издававшемся в Париже: «Почтовые голуби сохранились в реформированной германской армии настоящего времени, так как многочисленные опыты доказали, что дрессированные птицы могут оказывать действующей армии незаменимые услуги не только в качестве средства связи, но и в роли… фотографов! В городе Шпандау, под самым Берлином, создали особый „голубиный центр“, где обучают голубей и производят с ними опыты. Громадный дом, оборудованный разного рода техническими приспособлениями, является отныне родиной пернатых фотографов, выказывающих удивительную понятливость в своей сложной работе и редкое послушание.
…Каждый из обслуживающих голубей солдат, выходя на „работу“, берет с собой обыкновенно четырех птиц, из которых две помещаются в особых футлярах на его груди, и две— на спине. В нужный момент голубь отправляется в путь по тому направлению и туда, куда ему указывается нажимом выпускающей его на свободу руки».
Подобные опыты проводились и в Красной армии, о чем было известно ее потенциальному противнику. Именно поэтому в первые же дни оккупации Киева в 1941 году немецкий комендант города генерал-майор Эбергард издал приказ: «Всех голубей в городе и пригородной зоне надлежит немедленно уничтожить. Кто после 26 октября еще будет держать голубей, тот будет расстрелян как саботажник».
Немцы истребляли все попадавшиеся им на глаза голубятни. Обнаруженных почтарей отправляли в Германию. Очевидно, со своей задачей оккупанты успешно справились. Сведений о боевых действиях «пернатых партизан» в памяти города не сохранилось.
6673Читайте нас в Facebook