Случайно обнаружено место грандиозной битвы с участием Богдана Хмельницкого: ученые считают находку беспрецедентной
«Место битвы под Кумейками — это несколько сотен гектаров»
— Это редкая удача — найти место древней битвы?
— Действительно, огромная, даже беспрецедентная удача. Мы знаем немало сведений о такого рода исторических событиях из письменных источников. Но этит источники, к сожалению, во многих случаях субъективны (в зависимости от того, на чьей стороне симпатии автора), даже неправдивы. А в данном случае есть редкая возможность проверить письменные данные с помощью археологических находок — вещей, которые попали на место наших исследований непосредственно во время битвы. Каждая из них по своей ценности для украинской истории фактически на вес золота. Каждая несет в себе объективную информацию о сражении, которое произошло в среду 6 декабря 1637 (в День святого Николая).
— Кумейковская битва была масштабной баталией?
— Однозначно, масштабной — полем боя стала местность между четырьмя селами: Кумейки, Мошны, Софиевка и Яснозорье. По результатам уже проведенных нами исследований, мы можем локализовать расположение казацкого и польского лагерей, места непосредственных боевых столкновений.
— При каких обстоятельствах вам удалось найти место этой битвы?
— Согласно нашим научным планам, в прошлом году мы проводили археологическую разведку в Черкасской области — исследовали памятники времен древней Руси. В процессе выполнения этой работы удалось зацепиться за археологический материал, датируемый поздним средневековьем. Проанализировав находки, мы пришли к выводу, что они имеют непосредственное отношение к битве под Кумейками. Это село находится в нескольких километрах от места наших раскопок. Замечу, что эта местность до нас почти не исследовалась. Оказалось, что нас ждал щедрый подарок судьбы.
— Что именно вы нашли?
— Сначала мы наткнулись на большое количество пуль от мушкетов (ручного огнестрельного оружия. — Авт.) — за день мы находили их по несколько десятков. Затем нашли детали и обломки холодного и огнестрельного оружия, предметы казацкого быта, обломки польской экипировки, на месте казацкого лагеря даже наручники нашли (вероятно, для пленных). Среди находок — монеты. Очень важно, что все они были отчеканены не позднее 1637 года. Этот факт убедительно свидетельствует о том, что мы обнаружили место, где произошло сражение под Кумейками. Датировка других найденных там вещей тоже соответствует именно тому историческому периоду. На выставке мы представили часть находок.
— Какая из этих находок самая интересная?
— Трудно выделить что-то одно. Но акцентировать внимание можно на наконечнике пики польского крылатого гусара (доспехи таких гусар были украшены перьями). Такие наконечники — очень редкая находка. В коллекциях европейских музеев в основном представлено оружие крылатых гусар конца XVII — XVIII веков. А мы нашли гораздо более ранние образцы — 1630-х годов, которых в музеях мало.
— На какой глубине вы находили вещи, оставшиеся на поле боя?
— На разной: некоторые лежали почти на поверхности, а определенную часть мы откопали на глубине около полуметра.
— Как правило, металл в наших грунтах хранится плохо. Каково состояние находок с места Кумейковской битвы?
— Как для археологического металла, в основном удовлетворительное. Но, конечно, эти вещи нуждались в первичной консервации — чтобы они не рассыпались в процессе транспортировки. Так что мы выполняли эту работу каждый вечер в нашем полевом лагере. Когда находки были доставлены в музей, ими занялись профессиональные реставраторы.
— От ваших коллег знаю, что в далеком прошлом оружие было очень дорогим, поэтому после завершения сражений его старались унести. На месте баталии под Кумейками, наверное, было то же самое?
— Да. В общем, мы находим только обломки оружия, а большинство наших находок составляют мушкетные пули и предметы казацкого быта. Но ведь это только начало наших раскопок. Чтобы полностью исследовать место битвы под Кумейками (это несколько сотен, а то и около тысячи гектаров), нужно много лет упорного труда.
Крайне важно, чтобы нашу работу не испортили черные археологи
— Что известно из письменных источников об этой битве?
— Из них мы знаем, что весной 1637 года на Поднепровье началось большое казацкое восстание против притеснений шляхты. Его возглавил гетман нереестрового казачества Павел Бут. На подавление выступления правительство направило свое лучшее коронное (или так называемое кварцяное) войско, насчитывавшее около 5 тысяч профессиональных воинов (для тех времен это немало). Пятого декабря оно разместилось между селами, которые я вам уже назвал. Причем заняло выгодные с военной точки зрения позиции. На следующий день утром перед поляками появилось казачье войско. Оно продвигалось под прикрытием подвижного лагеря из повозок. Казаки сразу атаковали. Но наткнулись на непроходимое болото перед позициями противника. Поэтому были вынуждены совершить обходной маневр, чтобы зайти в тыл коронному войску. Во время этого маневра фланг казаков атаковали польские подразделения. Казаки сразу же организовали круговую оборону: сначала из шести, а впоследствии — из 12 линий укреплений, построенных из повозок и открывших шквальный огонь из мушкетов по противнику, который шел в наступление. В течение дня казаки успешно отбили три неистовые атаки гусар и панцирной кавалерии. При этом атакующих конников поддерживала артиллерия и мушкетным огнем — драгуны вместе с польско-венгерской пехотой. В ходе боя коронное войско израсходовало почти все боеприпасы.
В конце дня полякам удалось прорвать казацкую оборону, ворваться в лагерь, взорвать запасы пороха казаков и навязать ближний бой. Благодаря военному таланту Дмитрия Гуни казаки во время боя восстановили укрепления лагеря и, сохранив значительную часть войска, отошли в направлении Черкасс.
Война с переменным успехом продолжилась и в следующем 1638 году. В конце концов, закончилась поражением казаков. Но эти события стали своего рода генеральной репетицией победоносной освободительной войны 1648−1654 годов под руководством Богдана Хмельницкого. Важно назвать выдающихся людей того времени, принявших участие в битве под Кумейками: кроме гетмана Павла Бута, это Дмитрий Гуня, ставший гетманом в следующем году, Богдан Хмельницкий (тогда писарь Войска Запорожского). С польской стороны это были: польный гетман коронный Николай Потоцкий, будущий национальный герой Польши, а тогда молодой гусарский поручик Стефан Чарнецкий (о нем упоминается в польском гимне), Гийом Левассер де Боплан, будущий автор карт Украины и произведения «Описание Украины», который в 1637 году командовал польской артиллерией.
Читайте также: Разгромил вдвое большее войско Московии: в Киеве открылась выставка о выдающемся полководце князе Константине Острожском и его роде
— Ученым удавалось найти на территории Украины поля других битв казацкого времени?
—Да, знаменитой битвы под Берестечком, которая произошла в июне 1651 года. Казацкое войско тогда возглавлял гетман Богдан Хмельницкий. Археологические раскопки поля битвы под Берестечком проводил известный археолог Игорь Свешников. Но Игорь Кириллович исследовал места переправ, на которых утонуло немало воинов. Там были найдены очень ценные вещи. Однако территорию, на которой непосредственно произошло сражение, Игорь Кириллович не исследовал — не имел такой возможности.
Кроме этого, сотрудникам Полтавского краеведческого музея удалось локализовать место битвы, которая произошла между казаками и поляками под городком Говтва в 1638 году. Но пока не обнародованы результаты этих исследований.
— Вернемся к вашей находке. Наверное, проблемы в ее исследовании могут создать «черные археологи»?
— Крайне важно, чтобы нашу работу не испортили любители металлодетекторного поиска, которые любят называть себя «черными археологами». Проблема в том, что эти люди не проводят научную фиксацию артефактов. Поэтому полностью теряется научная ценность этих вещей — они оказываются в частных коллекциях, и мы уже никогда не узнаем, где они были найдены, с какими историческими событиями можно их связать. Охотясь на интересные находки, искатели-любители фактически уничтожают вещдоки нашей славной истории. Надеюсь, что, читая это интервью, они поймут, что заниматься поисками древностей без профессиональной подготовки, без ученых — значит наносить непоправимый вред Украине, ставить себя на один уровень с российскими захватчиками, которые пытаются уничтожить наш народ и наши исторические корни.
— Они могут присоединиться к профессиональным экспедициям археологов?
— Да это возможно. В моей группе работают добровольцы, которым я полностью доверяю, потому что они прошли со мной уже много экспедиций. Я уверен в их порядочности и честности.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о выставке «Российско-украинские войны XII-ХІХ веков: свидетельство Святой Софии».
Фото автора
20147Читайте нас в Facebook