ПОИСК
Мир

В Польше полицейские могут оштрафовать велосипедистов за... проезд по пешеходному переходу

6:00 25 июля 2015
велосипедисты велотрасса Польша
В Варминско-Мазурском воеводстве открыт первый участок велотрассы, общая протяженность которой составит две тысячи километров

Пару месяцев назад киевские велосипедисты устроили акцию «На велосипеде на работу», чтобы привлечь внимание городских властей к необходимости обустраивать улицы столицы с учетом потребностей любителей двухколесного транспорта. Киевский мэр Виталий Кличко тогда присоединился к акции и пообещал посодействовать в этом вопросе. В результате городские власти утвердили рабочий проект строительства веломаршрута «Троещина — Европейская площадь» общей длиной почти в 22 километра.

Тем временем под некоторыми официальными учреждениями уже появились паркоместа для велосипедов. Их обустроили, в частности, под МИД и парламентом. Правда, под Верховной Радой велопарковку соорудили из… ножек стульев. Собственно, ничего плохого в использовании подручных материалов нет, но размах, как говорится, не тот. К примеру, в польском городе Гижицко к проблеме обустройства подошли с выдумкой: возле местного музея установили забор, который сам по себе уже служит велопарковкой. Кстати, в Польше развитие велотуризма практически возведено в ранг государственной политики.

В Варшаве на велосипедистов приходится почти три процента всех поездок по городу, включая автомобили и общественный транспорт

В конце июня в Варминско-Мазурском воеводстве (северная часть Польши) был открыт первый участок будущей велосипедной «автострады», общая протяженность которой составит около двух тысяч километров. Проект Green Velo, который внедряют поляки, финансируется в том числе и Евросоюзом. Велотрассы пройдут через территорию пяти польских воеводств: Свентокшиское, Подкарпатское, Люблинское, Варминско-Мазурское, Подляшское. Дорожки проложат в пяти национальных и пятнадцати пейзажных парках, а также вдоль самых интересных польских рек.

РЕКЛАМА

Как рассказала пресс-менеджер киевского представительства Польской туристической организации в Украине Елена Бондаренко, речь идет не только о прокладке непосредственно дорожек, но и о строительстве инфраструктуры: через каждые 5—10 километров будут обустроены места для отдыха, через 15—30 — продуктовые магазины, сервисные центры, кафе, туалеты и душ. Также вдоль трассы возведут, пансионаты, хостелы и гостиницы. Один из участков уже построенной трассы на Мазурах инспектировали украинские журналисты, отправившиеся в пресс-тур при содействии офиса Польской туристической организации в Украине. Поляки — без сомнения, веломаны. И в больших, и в маленьких городах найдется очень много людей, предпочитающих передвигаться именно на велосипедах. Причем, делают это не только физически крепкие люди, но и те, кому глубоко за… Часто за рулем можно увидеть даму солидного возраста, отправившуюся на велосипеде с корзинкой в ближайший магазин. В крупных польских городах уже давно действует система проката городских велосипедов. Чтобы воспользоваться ею, нужно зарегистрироваться на специальном сайте или же на самой станции проката, внести первоначальную оплату, выбрать велосипед и ввести номер в терминал. Вернуть велосипед можно в любом другом пункте проката. Кстати, эксперты подсчитали, что, к примеру, в Варшаве на велосипедистов приходится почти три процента всех поездок по городу, включая автомобили и общественный транспорт.

РЕКЛАМА

*Через каждые 5—10 километров Green Velo будут обустроены места отдыха для велосипедистов, а через 15—30 километров — кафе, туалеты и сервисные центры

В небольших городах, таких как, скажем, летняя столица Варминско-Мазурского воеводства Гижицко, взять велосипед можно либо в пунктах проката, либо прямо в гостинице — эта услуга пользуется популярностью у гостей города. Средняя стоимость аренды — 8 злотых в час или 30 за день (2 и чуть более 7 евро соответственно). Гижицко, расположенный на побережье Мазурских озер, хоть пока и не охвачен программой Green Velo, но имеет достаточно развитую инфраструктуру для любителей двухколесного транспорта.

РЕКЛАМА

В городе обустроены велодорожки — участки тротуара с особым покрытием, обозначенные дорожными знаками. Кстати, на некоторых пешеходных переходах отведена специальная полоса, по которой велосипедисты имеют право проехать не спешиваясь. А где соответствующих обозначений нет, им приходится слезать с велосипеда и идти пешком. Нарушителям этого правила грозит штраф — 50 злотых (порядка 12 евро). Интересен тот факт, что польские автолюбители с уважением относятся к велотуристам: обгоняют очень осторожно, а на закрытом повороте дороги могут достаточно долго ехать за кавалькадой, не высказывая ни малейшего неудовольствия.

*Польские мастера очень просто решили проблему с местами для парковки велосипедов: под бывшей напорной башней в Гижицко, а ныне городским музеем, установлен забор, сам по себе служащий… велопарковкой (фото автора)

На карте Гижицкого района обозначено более 600 километров велосипедных маршрутов. Наиболее интересные, пожалуй, те, что проходят вокруг озер Мамры и Негоцин, а также через Борецкую пущу. Впрочем, помимо просто красивой природы в этой части Польши есть и масса познавательных мест. Так, в самом городе находится крепость Бойен — один из наиболее хорошо сохранившихся памятников крепостной архитектуры XIX века. Крепость названа в честь прусского военного министра Германна фон Бойена, который, собственно, и был инициатором ее возведения. Форма крепости — неправильная шестиконечная звезда, на каждой из оконечностей которой возведен бастион. Три из них названы именами генерала Бойена: Леопольд, Людвиг, Германн, остальные — девизами его герба: Schwert (меч), Recht (право) и Licht (свет).

Построенная в 1855 году, крепость Бойен ни разу не была взята штурмом. На ее территории хорошо сохранились наблюдательные пункты, прикрытые многотонными металлическими колпаками. Кстати, укрепсооружения оснащены удивительной системой коммуникации. Так, солдат, наблюдающий из-под колпака за неприятелем, мог передать информацию сослуживцу, находящемуся в соседнем сооружении, просто сказав пару слов в… стенное отверстие. Внутри стен проложены специальные трубы, соединяющие помещения, и сделано это с таким расчетом, чтобы можно было расслышать даже негромкие слова собеседника. Недалеко от крепости находится еще одно чудо инженерии: уникальный вращающийся мост через канал, один из двух до сих пор действующих в Европе. Этой поразительной конструкцией, созданной в конце XIX века, до сих пор управляет один человек, использующий лишь систему рычагов.

Неподалеку от Гижицко расположен небольшой городок Венгожево, рядом с которым проходит один из участков велотрассы Green Velo. В этом населенном пункте живет чуть более 12 тысяч человек. До Второй мировой он находился под юрисдикцией Пруссии и назывался Ангербург. В местном лесу до сих пор сохранилось кладбище, на котором похоронены солдаты, павшие во время Первой мировой войны — и немцы, и русские. Правда, на могилах немецких солдат есть имена и части, в которых они воевали, а на русских — нет. Как пояснила местный гид пани Ольга, просто у немецких солдат были персональные медальоны, а у российских — нет.

Министр иностранных дел Рейха Риббентроп во время войны часто бывал в замке Генриха фон Лендорфа — одного из организаторов покушения на Гитлера 50-километровая велопрогулка по окрестностям Венгожево может быть очень интересна любителям истории, особенно военной. К примеру, в соседнем Штынорте (хоть там и живет не многим более 10 тысяч жителей, городок считается самым крупным портом на Мазурах) сохранился дворец Лендорфов, построенный в конце XVII века. Его последний владелец Генрих фон Лендорф был одним из организаторов покушения на Гитлера. После того как заговорщики были разоблачены, его арестовали и казнили.

Интересен тот факт, что в начале Второй мировой войны во дворце Лендорфов обосновалось министерство иностранных дел Рейха, и туда часто приезжал глава ведомства Иоахим фон Риббентроп. А после войны во дворце, согласно хорошей советской традиции, устроили сначала свинарник, потом столовку, а еще позже — центр культуры. Сейчас основное здание начинают понемногу реставрировать, чему способствует создание потомками Лендорфа фонда по возрождению родового имения. Сначала во дворце планировали сделать музей, однако средств не хватает, и, скорее всего, там будет обустроен отель. Кстати, в Польше инвесторам, дающим новую жизнь памятникам старины, делают большие налоговые послабления. Правда, и за выполнением взятых ими на себя обязательств следят тоже строго.

А неподалеку от родового замка Лендорфов была обустроена ставка Гитлера «Волчье логово» — именно там произошло неудавшееся покушение на фюрера. В густом лесу находилось более 80 бункеров и других укрепленных зданий. Сам штаб был окружен несколькими кольцами колючей проволоки, наблюдательными вышками, минными полями, зенитными и пулеметными позициями. По окончании Второй мировой здесь 10 лет велись работы по разминированию, во время которых было обезврежено больше 50 тысяч мин и найдено свыше 200 тысяч различных боеприпасов.

Собственно, леса в том районе буквально «нашпигованы» укрепительными сооружениями и штабными пунктами, откуда гитлеровское командование руководило военными операциями. Это и бункеры Гиммлера, и бывшая ставка командования сухопутными войсками фашистской Германии «Майервольф»… Сейчас в ставке обустроен исторический комплекс «Мамерки». Правда или нет, но местные утверждают, что именно здесь во время войны разрабатывалось тайное оружие Третьего Рейха.

В бункере, помимо макета известной ракеты возмездие Фау-2 установлены муляжи и других разработок: один из них выглядит как летающая тарелка, другой чем-то похож на уменьшенный самолет-невидимку «Стеллз», а третий — на летательный аппарат типа «Пепелац» из фильма режиссера Георгия Данелия «Кин-дза-дза». Последний образец «тайного оружия Рейха» предназначался для взятия под контроль магнитного и гравитационного полей, а также путешествий во времени.

*Постройки в центре Ольштына, стилизованные под старину, возвели после войны на готических подвалах XIV—XV вв.еков

Впрочем, в Польше можно запросто совершить путешествие во времени безо всяких тайных разработок. Причем в глубокое прошлое. Для этого достаточно, к примеру, посетить столицу Варминско-Мазурского воеводства Ольштын. Здесь находятся костел святого Якова и старинный замок, построенные во второй половине XIV века. Именно в ольштынском замке жил известный польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира Николай Коперник. На одной из стен галереи до наших дней сохранился бесценный памятник старины — астрономическая таблица, нарисованная самим Коперником. Она служила для определения дня весеннего равноденствия. Сейчас в замке расположен музей Вармии и Мазур.

1014

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров