В Харькове суд оправдал преподавателя, которая жестоко издевалась над детьми
Маленькая Снежана Иванова шла в первый класс с огромным удовольствием. Радовались и родители — с трудом, но им все-таки удалось устроить младшую дочь в тот же интернат, в котором учится и старшая, Ангелина. В этом учебном заведении — харьковской санаторной школе-интернате № 11 — учатся детки с неврологическими заболеваниями. Им обеспечены пятиразовое питание, массаж, лечебная физкультура. Учащиеся целый день находятся под присмотром педагогов и медиков.
Однако через несколько дней после начала занятий первоклассница стала плакать и жаловаться на учительницу. Родители забили тревогу, когда еще у нескольких ее одноклассников обнаружились настораживающие симптомы. На нервной почве у детей появились регулярные головные боли, спазмы, кашель. Снежана стала настолько бояться своей первой учительницы, что от страха перед дверями класса у нее начиналась рвота.
*Харьковская санаторная школа-интернат № 11 считается в городе престижным учебным заведением. Здесь детям предоставляют пятиразовое питание, массаж, лечебную физкультуру, дают сбалансированную учебную нагрузку
В этом году Снежана пошла в третий класс. В новую школу. Из интерната (даже из параллельного класса, где преподавала хорошая учительница) пришлось уйти. За два года учебы в этом заведении жизнерадостный ребенок едва не превратился в запуганного невротика.
— Наша младшая дочь так ждала, когда станет школьницей, — рассказывает отец девочки, харьковчанин Николай Иванов. — Первого сентября, счастливая и улыбающаяся, она зашла в класс… А уже через три дня сказала, что учительница Ирина Михайловна (имя и фамилия педагога изенены. — Авт.) назвала ее дурой и дебилкой. Мы с женой сначала думали, что это какие-то детские фантазии. Тем более в тот же интернат ходит моя старшая дочь. Мы всегда были довольны и уровнем учебы, и отношением педагогов.
Это учебное заведение считается своего рода элитным. Почти 80 процентов родителей учеников — люди обеспеченные. К детям особый подход, бережное отношение, сбалансированная нагрузка. Поскольку туда берут школьников с неврологическими особенностями (поводом является и вегетососудистая дистония, которую сейчас диагностируют почти у каждого ребенка), обучают их по специальной программе. В классах всегда находится двое взрослых — учительница и воспитатель. Именно благодаря этому моменту — второму взрослому, мы и смогли убедиться, что наши дети ничего не выдумывают. Нам повезло, что в том, 2013 году воспитателем в класс пришла молодая выпускница университета Светлана Любомировна. Она тоже была в шоке от правил нашей первой учительницы.
*После «воспитательных методов» педагога Снежане потребовалась помощь психологов
— Учительница меня обзывала дурой и идиоткой, — вспоминает ныне девятилетняя Снежана Иванова. — Остальных девочек тоже и обзывала, и за косы таскала. Мальчикам подзатыльники давала, у некоторых потом кровь из носа текла.
Родители отправились в школу — поговорить с педагогом. Но ситуация не изменилась к лучшему.
— Я спросила у Ирины Михайловны: разве это нормально — оскорблять детей? — говорит мама ребенка Марина Иванова. — Она не отрицала, наоборот, сказала, что так мотивирует их к лучшей учебе.
— Прежде веселая, жизнерадостная Снежана стала плаксивой и пугливой, — продолжает отец девочки. — Приходила домой и плакала: «Папа, я боюсь, что учительница и меня ударит по голове, как других». Педагог довела детей до такой степени, что они писались на уроках! Одному мальчику вырвала клок волос и положила его в учебник. И это учитель высшей категории? Сначала мы с женой попытались разобраться сами. Но нас никто не слушал.
Тогда я написал жалобу в областной департамент образования и науки. Дочка уже училась во втором классе. Пока шла проверка, она вынуждена была два месяца провести дома, занималась с репетиторами. Девочка настолько боялась, что не могла зайти в класс. Медики констатировали у Снежаны психологическую травму. С ней работали психологи — и школьный, и из департамента образования. Я им говорил: пожалуйста, сделайте что-нибудь, решите этот конфликт. Если у вас получится завести ребенка в класс, я буду только благодарен. Но как только Снежана приближалась к дверям класса, у нее начинались спазмы и рвота. В прошлом году, в середине учебного года, мы перевели Снежану в параллельный класс, к другой учительнице. В нынешнем — записали в другую школу. Я знаю еще несколько родителей, которые поступили точно так же — перевели своих детей.
Но это самый легкий путь — уйти и не бороться. Мы-то уйдем, а учительница по-прежнему будет мучить детей? Чтобы так не получилось, я решил обратиться в суд. Мое главное требование: эту женщину нужно уволить из школы, чтобы она не имела больше права преподавать, ей не место в учебном заведении. Но пока справедливости мы не добились. Случилась странная вещь: показания детей в суде во внимание не приняли, судья наш иск… отклонила. У школьников ведь не было зафиксировано телесных повреждений? Значит, ничего страшного.
Я, честно говоря, в отчаянии. Где искать правду? Нужно, чтобы кто-то захотел разобраться в этом деле по-честному. Ведь это же дети! Кто их защитит, если не взрослые? А учительница… Она царица просто, а не учитель. Детей лупит, с родителями говорит сквозь зубы. А после того, как «победила» в суде, у нее крылья вырастут.
— Как-то Ирине Михайловне не понравилась прическа нашего сына, — вспоминает отец бывшего ученика харьковской общеобразовательной санаторной школы-интерната № 11 Александр Новиков. — Из-за этого педагог стала угрожать второкласснику. Потом был еще один жуткий случай. Пришел наш ребенок домой, ничего не говорит. Вечером, когда проверяли уроки, увидели в учебнике по математике его вырванные волосы. Оказалось, это Ирина Михайловна постаралась. Не знаю, что должно быть в голове у учителя, чтобы вот так «воспитывать» восьмилетнего ребенка.
Столкнуться с «передовыми воспитательными методами» учителя высшей категории пришлось и ее молодой коллеге Светлане Бардак. Выпускница вуза устроилась в учебное заведение осенью 2013 года. И сразу же прошла «школу молодого бойца».
— В этом интернате учатся детки с психоневрологическими особенностями, — вспоминает бывшая воспитательница Светлана Бардак (на фото). — Некоторые гиперактивные, не всегда послушные. Я подошла к учительнице как к опытному педагогу за советом. Ирина Михайловна рекомендовала мне хватать ребенка за одежду и тащить в туалет. И там, в туалете, бить до посинения, пока ученик не станет шелковым! Если честно, для меня, молодого специалиста, это было шоком. На уроках дети испытывали психологическое и физическое насилие. Если ребенок замешкался, Ирина Михайловна могла схватить его за одежду и швырнуть к доске или вытолкнуть из класса. Родителей делила на «благополучных» и нет. И точно по такому же принципу относилась к детям. Если честно, она запугивала не только детей, но и меня. Я доработала вместе с этим классом год и ушла из школы.
В ноябре прошлого года директор интерната Вера Чубинская на родительском собрании сообщила, что учительница второго класса в их школе больше не работает. Но уже в декабре якобы уволенный педагог снова была на рабочем месте. Кстати, за время конфликта дирекция школы с журналистами общается крайне редко и неохотно. Был дан всего один комментарий, нашим коллегам с харьковского телеканала «АТН». И то скорее вынужденно — журналист буквально чудом поймала директора интерната в коридоре. Между ними состоялся вот такой диалог: «Проводилась ли проверка этого преподавателя с вашей стороны и есть ли результаты?» — «Безусловно, все проводилось, и результаты есть». — «Какие?» — «Они будут оформлены в справку». — «То есть сейчас вы не готовы об этом говорить?» — «С вами — нет».
Потом окажется, что немногословность директора имела под собой основания. После проверки классному руководителю второго класса вынесли выговор за «неправильное оформление журнала». Иных претензий официально выдвинуто не было. И это при том, что родители жаловались на грубость, жестокость и аморальное поведение педагога.
Разбираться в ситуации приехала специальная комиссия областного департамента образования и науки. И снова — никаких замечаний. Сама педагог все обвинения в свой адрес отрицает. «Обвинения папы девочки я считаю необоснованными, — заявила Ирина Михайловна журналистам. — В классе есть и другие дети, и если бы все они были недовольны, то я бы 15 лет в школе не работала и другие родители за меня, наверное, не заступались бы».
Действительно, в прошлом году класс разделился на две половины. Одни родители возмущались непедагогическим поведением Ирины Михайловны. А другие поддерживали учительницу, называя ее строгой, но справедливой. «Мой ребенок на преподавателя никогда не жаловался, — поделился отец ученика тогда еще второго класса Сергей Сорокин. — Он и учится хорошо, и в школу ему ходить нравится, даже несмотря на то, что преподаватель у нас строгий». «Об этой учительнице отзывы только хорошие, — говорит отец другого учащегося Евгений Пономарев. — Да, она неординарный, эмоциональный человек. Но, с моей точки зрения, грань никогда не переходила».
Не добившись справедливого и всестороннего рассмотрения спорной ситуации, родители в феврале этого года обратились в суд. Иск подавали родители трех детей и бывшая сотрудница школы Светлана Бардак. Заседания шли около полугода. Были опрошены дети, психологи, директор интерната, учителя. Недавно судья Орджоникидзевского суда Ольга Горчакова вынесла решение: иск родителей о том, чтобы педагога уволить из учебного заведения, отклонить. Для родителей и их адвоката это решение стало полнейшей неожиданностью.
— Я взялся за это дело зимой 2015 года, — говорит юрист Владимир Рысенко. — Как раз тогда свою дочку Снежану родители перевели в параллельный класс. Я видел, что творилось с ребенком. Ее рвало в школе, она получила сильнейшую психоэмоциональную травму. Девочка проходила курс психологической реабилитации. По свидетельству детей, учительница жестоко издевалась над ними. Постоянно грубо оскорбляла, била, рисовала на лбу двойки, держала класс в состоянии страха.
То, что дети не врут, подтвердила и воспитатель класса Светлана Бардак. Молодой девушке настолько тяжело было следовать по пути наставницы, которая учила ее «бить детей в туалете, пока не посинеют и не станут шелковыми», что она вскоре уволилась. А вот директор интерната, в свое время признававшаяся родителям, что у этого педагога такие проблемы не в первый раз, и на школьном собрании обещавшая уволить ее, на суде от своих слов отказалась. Даже заявила, что никакого школьного собрания не было.
К сожалению, в свое время родители не писали письменных жалоб. И поэтому доказательствами должны были стать показания детей. Они и были допрошены — в качестве свидетелей. Это записано в протоколе судебного заседания. Но, чтобы не принимать эти показания к сведению, в решении судья написала, что дети были опрошены в… качестве истцов (а это значит, что их показания как лиц заинтересованных не имеют силы и не являются доказательством). Со стороны судьи это является грубым нарушением! К тому же в протокол не попали многие вещи, которые говорила воспитатель Светлана Бардак. Однако существует аудиозапись заседания. Поэтому мы обратились в Апелляционный суд с ходатайством о воспроизведении записи. Надеемся, это поможет разобраться в данном деле.
Родители хотят одного: чтобы суд признал, что учительница не имеет права работать с детьми. Заявлен и моральный ущерб, но он скорее символический. Главное — это спасти детей от жестокости педагога, крики которой во время уроков слышны по всей школе. Но система ее защищает, это факт. Потому что, если судом будет доказана правота родителей, сразу возникнут вопросы и к администрации, и к департаменту образования. Как вы проверяли? Что вы сделали, чтобы оградить учеников? Медики говорят, что детские травмы — это на всю жизнь. И поэтому мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы школа стала для ребенка местом, куда он идет с радостью. Учитель, особенно начальных классов, должен быть добрым. А не монстром, при виде которого у детей начинаются судороги.
Заседание Апелляционного суда Харьковской области по делу родителей против учительницы назначено на 6 октября.
5733Читайте нас в Facebook