"Крым вернется в состав Украины, и придется с этими людьми жить и работать..."
На Чонгарский блокпост активистов гражданской блокады Крыма, расположенный на въезде на полуостров, я попала с оказией: коллега из Мелитополя Диляра Кудусова, крымская татарка по национальности, отвозила землякам из самообороны, участвующим в акции, нужные и вкусные подарки от жителей города. Теплым субботним днем дорога в Крым радовала яркими красками листьев скумпии вдоль трассы и… пустынностью: редко-редко кто-то ехал навстречу или обгонял. Грузового транспорта почти нет, а фуры вообще не встретили ни одной, ведь после Мелитополя из крупных населенных пунктов здесь только 25-тысячный Геническ, а дальше сейчас — тупик!
«Как-то нужно было срочно сплести сетку, так мы 14 часов подряд работали»
Жители Херсонской и Запорожской областей еще с прошлого года перегородили автотрассы бетонными плитами, пытаясь защититься от незваных гостей такими нехитрыми оборонительными сооружениями. Попетляв между пирамидальными сваями, строем бетонных урн и выполнив все предписания дорожных указателей, въезжаем на участок, с недавних пор превратившийся в импровизированную крепость. На расстоянии пары сотен метров друг от друга — два блокпоста, между которыми на обочине установлены несколько больших армейских палаток. В одной работают журналисты крымскотатарского канала ATR, ежедневно передающие новости с Чонгара, в других палатках живут военнослужащие полка «Азов» Нацгвардии Украины, Самообороны Мелитополя, «Ассоциации участников боевых действий и участников АТО». По соседству обосновались бойцы «Правого сектора».
На ветру развеваются флаги: государственный желто-голубой, с тамгой на голубом фоне — крымскотатарский и красно-черный — «Правого сектора». На блокпостах и стене палатки-столовой — огромные графические портреты усатого мужчины в феске (татарском головном уборе), похожего на Мустафу Джемилева в молодости. Оказалось, это Номан Челебиджихан, крымскотатарский политик и общественный деятель, первый председатель правительства Крымской Народной Республики, первый муфтий мусульман Крыма, автор стихотворения Ant etkenmen («Клянусь»), ставшего национальным гимном крымских татар. Большевики расстреляли его 23 февраля 1918 года.
Праздношатающихся здесь не увидишь. Хлопцы всего за пару минут провели фотосессию на боевой машине пехоты, и БМП сразу же укатил к месту службы на административной границе с Крымом. Слышен визг бензопилы и стук молотка — крепкие мужчины переоборудуют огромные контейнеры из бывших кафешек в помещения, где можно пережить морозную зиму. Весь день стучат топоры: теплушкам и кухне дрова нужны постоянно. Двое мужчин растягивают на деревянном каркасе рыболовную сеть. Конструкцию тут же обступает группа женщин и девушек. За считаные минуты на сетке появляются «узоры» из узких длинных ленточек болотного цвета. Оказалось, навестить добровольцев, узнать об их насущных потребностях приехали волонтеры из Энергодара Запорожской области, а помогать им взялись юные крымские татарки. На прикрепленной рядом картонке надпись от руки: «Хто не плете — той москаль!!!»
*"Энергодарские паучки" не только сетки вяжут, но и «кикиморы», а также шьют маскхалаты и чехлы на каски
— Наша волонтерская группа образовалась в декабре прошлого года. Она так и называется — «Энергодарские паучки», — сообщила в ответ на мою похвалу их сноровке волонтер Надежда Симоненко. — Лоскутами снабжает токмакская швейная фабрика, где шьют костюмы для бойцов. Мы — «паучихи», а наши мужчины — «тарантулы» (смеется). Организовал группу из нескольких десятков человек Андрей Перепелка. Активных участников человек 20, остальные помогают по мере возможности. На Чонгар приехали уже второй раз. Куда мы только ни отправляли готовые маскировочные сетки! Уже и счет им потеряли. Прошлой зимой начинали с белых, потом перешли на зеленые, сейчас опять готовим белые.
— По сколько же часов трудитесь?
— Как-то нужно было срочно изготовить сетку, так 14 часов подряд работали: перекусили по быстрому и снова вязать. Мы не только сетки вяжем, а и «кикиморы», маскхалаты шьем, чехлы на каски… От постоянного напряжения сильно устает спина. Но ничего, разминаемся и продолжаем. Когда вспоминаешь, что солдатам на фронте гораздо тяжелее, то сразу становится легче.
Внушительной толщины рулон готовой сетки лежит тут же, к нему привязана «визитка»: с одной стороны — логотип группы, с другой — молитва:
«Боже, Україну борони
вiд нечесних душ i вiд зневiри.
Янгольскими огорни крильми небо,
що над нами в хмарах бiлих».
И душевная подпись: «С большой любовью делали Ирина, Надежда, Сайде, Назифе, Леша, Саша — воинам Украины».
«Девчата даже борщ варят с бараниной! Вкус — удивительный!»
В палатке-столовой встретила батюшку в облачении. Иван Барабаш, 53-летний священник Украинской греко-католической церкви из города Стрый Львовской области, согласился пообщаться.
— Я приехал к «Правому сектору» — побыть с хлопцами, помолиться с ними, поддержать, благословить на доброе мирное дело, — рассказал отец Иван. — Очень важно, чтобы священники присутствовали там, где есть угроза жизни человека или идут боевые действия. Священник должен помогать в таких ситуациях молитвой или возможностью исповеди, миропомазания. Мы приезжаем сюда добровольно, правим службу Божью, рассказываем, как себя вести, поддерживаем воинов в трудные моменты. Примечательно, что здесь собрались люди из всех регионов Украины, есть белорусы и даже мужчина из Москвы. Он приехал к семье своего крестного и хочет быть с ним здесь. Тут также много крымских татар. Мы общаемся друг с другом, и это очень важно. Миссия священника — нести мир, поэтому объясняем: «Вы же на блокпостах останавливаете людей, смотрите, что они везут. Не забывайте, что Крым вернется в состав Украины, а вам придется с этими людьми жить, встречаться, работать». Мы оборудовали себе в уголке столовой часовню, благословили это место, благословляем также все объекты, где ребята отдыхают и несут службу.
— Бойцы прислушиваются к мирным советам?
— Горячие головы есть всегда и везде, но не каждый раз ведь нужно хвататься за оружие, иногда можно дать отпор противнику словом, идеологией, мыслями, молитвой, добрыми поступками.
На службе Божьей митрофорный протоиерей Иван Барабаш состоит уже четверть века и щедро раздает напечатанные по этому поводу бумажные иконки «Добрый пастырь».
— Скажите, а вы лично служили в армии?
— Да, я служил в советской армии. Она воспитала во мне крепкую дисциплину, выработала солдатский дух, поэтому я и приехал сюда. Как бывший военнослужащий и как священник могу подсказать бойцам, как поступить в том или ином случае. Горжусь молодыми хлопцами, которые еще в жизни не видели почти ничего, а уже герои, некоторые даже жизнь отдали за Украину! Молодежь всегда была движущей силой истории. Достойны уважения и зрелые люди, которые оставили свои семьи, работу и пошли защищать страну.
Мой земляк, 56-летний мелитополец Садриджан Исламов заговорщицки сообщает: «Я тут на особой должности — старший кастрат». Радуясь произведенному эффекту, уточняет, уже четко произнося слова: «Заведующий костром». Оказывается, представляется он так не только мне. Сюда часто приезжают женщины и девушки-мусульманки, которых такая шутка повергает в шок. Костер надо растапливать с утра, чтобы успеть вовремя приготовить обед на весь личный состав.
— В «Правом секторе» железная дисциплина, — рассказывает Садриджан о местном быте. — У них вечером свой «намаз»: выходят и скандируют: «Слава Українi!» — «Героям слава!», «Україна — понад усе!». Также строем подходят к столовой: «Смачного!» — и только после этого садятся за столы. Крымские татары здесь в основном обеспечивают питание. Чаще всего готовим татарские блюда: плов, шурпу, даже шашлыки делали на 500 человек! Баранину возят мои сородичи из Генического района Херсонской области. Дрова доставляют из Мелитополя — помогает городской голова. Рис и хлебобулочные изделия передают крымские татары-предприниматели, мед, закатку, печенье — простые горожане всех национальностей. Плов здесь готовят буквально через день. Девчата даже борщ варят с бараниной! Вкус удивительный! Сегодня в обед была шурпа, а вечером, если останетесь, угостим пловом.
*Крымские татары обеспечивают бойцов, охраняющих блокпосты, продуктами питания
Кухня работает всю ночь, пацаны с блокпостов приходят сюда, пьют чай. Основная масса крымских татар — с материка: из Геническа, Новоалексеевки и Мелитополя. Приезжают и из Крыма парни, но они скрывают лица под балаклавой, чтобы можно было вернуться домой.
«Мы своими силами наложили на Россию санкции — народные»
— Гражданская блокада Крыма у нас действует с 20 сентября 2015 года по всем трем пунктам пропуска через административную границу Автономной Республики Крым: Чонгар, Чаплынка и Каланчак, — напоминает заместитель командира центрального штаба Гражданской блокады Крыма Изет Гданов. — В первый день здесь было порядка 400 фур, груженных продуктами, товарами народного потребления, стройматериалами, которые на полуостров уже не зашли. Наши активисты провели работу, объяснили водителям, собственникам груза, что Крым оккупирован и снабжать его товарами аморально. На этом бизнес строить нельзя, потому что прежде всего должны быть соблюдены национальные интересы страны. Инициатором гражданской блокады Крыма выступил Меджлис крымскотатарского народа, к нам присоединились другие общественные организации и подразделения, добровольческие батальоны: «Правый сектор», «Сiч» и мелитопольская Самооборона…
— Как долго водители надеялись на снятие блокады?
— Дней пять. Думали, наверное, что начнут деньги собирать за въезд, либо стороны вскоре договорятся, но акция объявлена бессрочной. Пропускаем только легковые авто без оптового товара. Часть наших требований, а именно: освобождение политзаключенных, пропуск на территорию Крыма людей, которым запретили въезд, и допуск на полуостров международных организаций — адресована оккупационной власти. А от руководства Украины мы требуем отменить закон о свободной экономической зоне в Крыму, а также прекратить подачу электричества режиму оккупантов. Власти должны это сделать, так как необходимо вернуть крымским татарам родину. Ну, а пока нам помогают жители всех регионов Украины — продуктами, промтоварами, деньгами и личным участием.
— При этом очень странно, что украинская власть проявляет удивительное равнодушие к тому, что происходит, — включается в разговор спикер «Правого сектора» Алексей Бык. Алексей, 34-летний музыкант, поэт и журналист, в прошлом году воевал в Песках под Донецком в составе 5-го отдельного батальона Добровольческого украинского корпуса. На Чонгаре он с первого дня блокады, которую называет военно-политической операцией.
— По сути, сейчас мы делаем ту работу, которую должна была сделать держава, — считает Алексей. — Если за эти полтора месяца, что продолжается блокада, государство не включилось в эту работу, то получается, что оно в этом не заинтересовано. То есть мы сейчас, как и в свое время на Майдане, собственными силами наложили на Россию санкции — народные. Принятый Верховной Радой закон о свободной экономической зоне в Крыму позволяет ввозить туда товары с нулевой въездной таможенной ставкой, а это означает, что предприниматели, которые торгуют с Крымом, фактически не платят в украинский бюджет таможенных сборов. Очень много людей на этом зарабатывали, а теперь они несут убытки.
— Кое-кто считает, что таким образом вы осложняете жизнь и проукраински настроенных крымчан.
— Наша задача — создание независимой соборной украинской державы, то есть возвращение Крыма и Донбасса в состав Украины. Эта акция направлена не против людей, которые живут в Крыму. Те, кто занимают проукраинскую позицию, также считают блокаду достаточно эффективным способом борьбы с агрессором. Наша акция направлена против российских оккупантов и тех бизнесменов, которые с ними торгуют, зарабатывая на нашей общей трагедии. Складывается впечатление, что утрата Крыма и Донбасса — это трагедия только для патриотов страны, а для некоторых это способ заработать «немножко» денег.
Фото автора
6055Читайте нас в Facebook