Увидев выступление оперной певицы Надежды Забелы, Врубель с ходу сделал ей предложение руки и сердца
— Мне из Санкт-Петербурга позвонил профессор Национального университета имени Тараса Шевченко историк Василий Ульяновский и радостно сообщил: «Я нашел подтверждение того, что известная вам вещь из Кирилловской церкви принадлежала Михаилу Врубелю», — говорит ведущий научный сотрудник Национального заповедника «София Киевская», автор книги о Врубеле Ирина Марголина. — Василий Иринархович поехал поработать в Российском государственном архиве литературы и искусств, где и разыскал сведения о предмете, который стал эксклюзивным экспонатом выставки, посвященной 160-летию Врубеля (открылась в минувшую среду в Киеве на территории Софии Киевской в помещении Митрополичьего дома. — Авт.).
Василий Ульяновский нашел в Санкт-Петербурге письмо сына историка искусства Адриана Прахова Николая (1875—1957 гг. — Авт.), в котором тот рассказывает адресату о своем посещении Софийского собора: «Мне показали скамеечку Врубеля из очень толстой доски на четырех низких ножках, поставленных в косо прорезанные коловоротом отверстия». Затем скамеечка оказалась в Кирилловской церкви. Из поколения в поколение сотрудники музея «Кирилловская церковь» передавали предание о том, что эта вещь принадлежала Врубелю, но документальное подтверждение этого нашлось только сейчас.
Он делал росписи в Софийском соборе и Кирилловской церкви, забравшись на строительные леса. Нередко, чтобы добраться до того или иного места на стене, невысокому Врубелю требовалось стать на скамейку. Художник смастерил ее своими руками. Сидеть на ней неудобно, а вот стоять в самый раз. В Кирилловской церкви Врубель проработал восемь месяцев. Он очень хотел расписывать построенный в конце XIX века в Киеве Владимирский собор. Подготовил для росписей этого храма эскизы, однако церковная комиссия отклонила работы, которые очень отличались от классической сакральной живописи. Так скамейка и осталась в Кирилловской церкви.
*Ирина Марголина: «Эту скамейку Врубель смастерил своими руками. Становился на нее, когда делал росписи в Кирилловской церкви». Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
— Как Врубель попал в Киев?
— По счастливой случайности. Во второй половине XIX века исследователи обнаружили в древних храмах Киева — Софийском соборе и Кирилловской церкви — росписи времен Киевской Руси (они находились под слоем более поздней живописи). Работами по реставрации древних фресок руководил один из крупнейших в Российской империи историк искусства из Санкт-Петербурга Адриан Прахов. Когда фрески расчистили, оказалось, некоторые были частично или полностью утеряны. Чтобы восстановить их и нарисовать новые, Прахов привлек учеников Киевской художественной школы (основана педагогом Николаем Мурашко). Он также задумал сделать для Кирилловской церкви новый мраморный иконостас. Попросил преподавателя Академии художеств в Санкт-Петербурге и своего друга Павла Чистякова порекомендовать достойного кандидата. Во время их беседы раздался стук в дверь, и в кабинет вошел студент Михаил Врубель. Прахов затем так его описал: «Невысокого роста, русые волосы, голубые глаза, нерусская внешность». «На ловца и зверь бежит, — заявил Прахову Чистяков. — Это тот, кто тебе нужен — наш лучший ученик».
Нужно сказать, что необычайная одаренность у Врубеля проявилась еще в детстве: в 14 лет он свободно говорил на восьми языках. Подростком побывал на выставке копий работ Микеланджело. Вернувшись домой, по памяти воссоздал их. Михаилу было достаточно один раз увидеть человека, чтобы написать его портрет, не упустив мельчайшей детали.
— Кем были его родители?
— Отец Александр Михайлович — военный юрист, поляк по национальности. Кстати, на польском слово «врубель» (wrybel) означает «воробей». Мать Анна Басаргина — дочь адмирала. Она умерла от чахотки, когда Мише исполнилось три годика. У него была старшая сестра Аня. Семья тогда жила в Сибири — в Омске. Врубеля-старшего часто переводили с одного места службы на другое. Одно время семья жила в Украине, в Харькове. Александр Михайлович женился во второй раз на выпускнице Петербургской консерватории Екатерине Вессель. Слово «мачеха» колючее, но Екатерина Христиановна стала очень хорошей матерью детям мужа. Она привила Михаилу любовь к классической музыке.
Миша занимался в школе рисования, а после окончания гимназии хотел продолжить художественное образование. Однако отец настоял, чтобы сын пошел по его стопам — мол, нужно иметь профессию, которая приносит твердый заработок. Михаил окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, отбыл обязательную воинскую повинность и занялся юридической практикой. Но в 24 года все же решил поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Прахов предложил ему написать четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве, когда Михаил учился на третьем курсе. Студент рассчитывал, что прерывает учебу на время, однако в академию уже не вернулся.
Прежде чем доверить Врубелю написание икон, Прахов решил испытать молодого художника. Изначально под куполом Софийского собора были четыре мозаики архангелов. Сохранилась лишь одна из них, остальные решили нарисовать красками. Это было первое задание, которое получил Врубель. Чтобы нарисованные архангелы были похожи на мозаику, Михаил писал их рваными мазками. Эту манеру он затем широко использовал.
После Софии Киевской Михаил приступил к работе в Кирилловской церкви. Расписывал ее восемь месяцев, создав истинные шедевры.
— Написанные Врубелем в этом храме персонажи имеют портретное сходство с людьми, с которыми он тогда общался?
— Да. На своде хоров он изобразил сцену «Сошествие Святого Духа на апостолов». У Богородицы черты лица фельдшера Марии Ершовой, которая лечила жену Адриана Прахова Эмилию. Апостол Иаков имеет портретное сходство с Праховым, Иоанн — с протоиереем Софийского собора Петром Лебединцевым, Марк — с археологом Гошкевичем… Во время сошествия Святого Духа апостолы обретают способность говорить на многих языках, чтобы нести народам слово Божие. Врубелю удалось мастерски показать, что они при этом переживают: в глазах восторг, потрясение, экспрессия, раздумья. И только один из них — Лука — молодой, худощавый, стоит, закрыв глаза. В нем нетрудно узнать автора композиции. Апостол Лука, как и Врубель, был художником.
*В композиции «Сошествие Святого Духа» Врубель написал святого Луку (стоит справа) похожим на себя
Убедившись в том, что Михаил — художник от Бога, Прахов доверил ему написать иконы для иконостаса Кирилловской церкви. Адриан Викторович решил, что Врубель должен выполнить этот заказ в Италии. Художнику выделили средства, и он поехал в Венецию, откуда вернулся с готовыми работами. На одной из них изображены Божия Матерь с младенцем. Они написаны с чертами лиц Эмилии Праховой и ее младшей дочери Оленьки. Врубель был влюблен в Эмилию, женщину яркую, экспрессивную. Она была старше Михаила.
*Икону «Богоматерь с младенцем» для иконостаса Кирилловской церкви художник написал с лицами Эмилии Праховой и ее младшей дочери Ольги
— Адриан Прахов пытался урезонить молодого ухажера?
— Каких-либо воспоминаний на этот счет нет. Не стоит уж очень серьезно относиться к их любовному треугольнику. У Праховых ведь собирался чуть ли не весь киевский бомонд, на званых вечерах все друг за другом ухаживали. К тому же Врубель то и дело в кого-то влюблялся.
*В эскизе «Сошествие Святого Духа», созданном Врубелем для Владимирского собора, угадывается противостояние двух персонажей, в одном из которых нетрудно узнать автора этой работы, в другом — Прахова. Они четко прорисованы, остальные действующие лица изображены размыто
— Михаил хорошо зарабатывал?
— У него постоянно не было денег, потому что он не умел их беречь: заведется копеечка — тут же спустит на развлечения. Отец, приезжая к Михаилу в Киев, очень огорчался, что сын не устроен, снимает маленькую комнату.
— Где Врубель жил в Киеве?
— В доме напротив Андреевской церкви. На нем есть мемориальная доска. Врубель писал, что из его окон видны днепровские дали. За пять лет, проведенных в Киеве, он снимал жилье на Крещатике и на Владимирской. Был период, когда Михаил жил во Владимирском соборе.
*Один из новаторских эскизов Врубеля для Владимирского собора
Кстати, известный художник Михаил Нестеров написал во Владимирском соборе Варвару Великомученицу с лицом своей возлюбленной — старшей дочери Праховых Елены (Лели). Это возмутило жену киевского губернатора, которая отказалась пойти на открытие собора, заявив: «Не буду молиться на Лельку Прахову!»
— Нестеров женился на Елене?
— Нет, хотя дело шло к свадьбе. Молодые люди расстались из-за того, что у Нестерова был еще один роман, причем другая девушка ждала от него ребенка.
*Михаил Нестеров изобразил Великомученицу Варвару с лицом своей возлюбленной Елены Праховой
— Почему Врубель уехал из нашего города?
— Он очень любил Киев, но здесь у него не было постоянного заработка. Ему предложили место художника-декоратора в частной опере миллионера Саввы Мамонтова в Москве, и он уехал. В Белокаменной Михаил встретил свою будущую жену Надежду Забелу. Она была дочерью известного украинского скульптора Ивана Забелы.
Врубель увидел Надежду на сцене, когда она исполняла одну из ведущих партий в опере Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель». Михаил мгновенно влюбился в певицу, после спектакля поспешил к ней за кулисы, осыпал комплиментами и с ходу сделал ей предложение. Он создавал для любимой до того замечательные сценические костюмы, что даже люди, не очень любившие оперу, ходили на спектакли, чтобы увидеть эти наряды.
*Надежда Забела (справа) в образе Гретель в опере «Гензель и Гретель». Работа Михаила Врубеля
*В этом платье Надежда Забела выступала в роли Кризы в опере Антона Рубинштейна «Нерон»
*Врубель создал для Надежды Забелы сценический костюм Царевны Лебедь и изобразил его на одноименной картине
Свадьбу Михаил с Надеждой сыграли в Швейцарии, где тогда жила мать невесты. Своего сына они назвали в честь Мамонтова Саввой. Получилось так, что, когда молодая семья приехала в Киев, малыш заболел. У ребенка развилась пневмония. Спасти его не удалось, он скончался в Киеве, похоронен на Байковом кладбище.
Горе спровоцировало у Врубеля психическое заболевание, признаки которого проявлялись еще в то время, когда он жил в Киеве: Михаил был практически всегда подчеркнуто вежливым, но порой окружающие замечали за ним некоторые странности. Сказывалась проблемная наследственность со стороны отца и матери.
После смерти маленького Саввы Врубелю пришлось подолгу лечиться. Периоды улучшения чередовались с рецидивами. Он, по сути, жил в одной из частных петербургских клиник. Чтобы быть рядом с мужем, Надежда оставила театр Мамонтова, переехала в столицу империи. В Москве она была примой, а в Санкт-Петербурге приходилось довольствоваться периодическими концертами, заработки резко уменьшились.
Последней работой, созданной художником, стал портрет известного поэта Валерия Брюсова. Тот не был знаком с Врубелем, но знал его гениальные картины и пришел к Михаилу Александровичу в больницу с предложением, чтобы он написал его портрет. После встреч с художником Брюсов сочинил поэму «Огненный ангел». Как известно, образы ангелов прошли через все творчество Врубеля.
Завершить работу над портретом Брюсова было не суждено — художник ослеп. Скорее всего, ему больше не хотелось жить. Весной 1910 года, после того как Врубель постоял напротив открытого окна и надышался холодным воздухом, он сильно простудился и вскоре умер от пневмонии.
3240Читайте нас в Facebook