Елена Живкова: "Старинные шедевры из Вероны демонстрируем в специальных киотах, обеспечивающих максимальную сохранность"
— Культурные ценности не везут для показа в страны, где идет война. Поэтому мы не очень-то надеялись, что сейчас удастся организовать выставку экспонатов из какого-либо зарубежного музея, — говорит заместитель директора Национально музея искусств имени Варвары и Богдана Ханенко Елена Живкова. — Однако обстоятельства сложились так, что мы можем представить публике 17 старинных картин из музея Кастельвеккио, который находится в итальянском городе Вероне. Среди этих работ есть всемирно известные шедевры Рубенса, Пизанелло, Якопо Беллини, Тинторетто, Мантеньи, Карото.
«ФАКТЫ» уже рассказывали о том, что в начале мая нынешнего года сотрудники военной прокуратуры и пограничники обнаружили в Одесской области, на острове Турунчук (недалеко от приднестровского участка границы с Молдовой), тайник, в котором злоумышленники спрятали 17 картин, украденных в музее Кастельвеккио в ноябре 2015-го. И, после того как итальянские и украинские эксперты обследовали найденные шедевры, их перед отправкой в Верону решили показать киевлянам. В церемонии открытия выставки «Спасенные сокровища Италии. Семнадцать картин из музея Кастельвеккио в Вероне» в Национальном музее искусств имени Варвары и Богдана Ханенко приняли участие президент Петр Порошенко и другие высокопоставленные гости, в том числе мэр Вероны Флавио Този. Он подчеркнул, что цвета символики Украины и его города одинаковые — синий и желтый. Флавио Този сообщил, что в знак признательности за возвращение коллекции украинцы до конца года смогут бесплатно посещать все музеи Вероны.
Оценочная стоимость спасенных картин составляет 16 миллионов евро. Однако специалисты утверждают, что рыночная цена гораздо выше.
С куратором выставки Еленой Живковой подходим к портрету, с которого на нас смотрит жизнерадостно улыбающийся мальчуган в средневековой одежде и рисунком человечка в руках.
*"Портрет мальчика с рисунком куклы" кисти Джованни Франческо Карото гораздо более известен, чем его автор
— Я бы назвала эту работу Джованни Франческо Карото визитной карточкой музея Кастельвеккио, — говорит Елена Живкова. — Можете представить, что пережили мои коллеги из Вероны, когда узнали, что среди украденных экспонатов оказался и этот шедевр. Широкой публике вряд ли знакомо имя художника Карото. Мы имеем дело с тем редким случаем, когда картина более известна, чем ее автор. Это полотно чуть ли не единственное произведение эпохи Возрождения, на котором изображен детский рисунок.
Почти все 17 картин мы поместили в специальные деревянные конструкции — киоты, которые обеспечивают им максимальную сохранность. Дело в том, что произведения искусства пострадали: грабители грубо вырезали их из рам, наверняка хранили и перевозили как придется. А ведь этим картинам около 500 лет. При легальной транспортировке таких экспонатов обычно используют особые контейнеры, в которых поддерживают необходимый микроклимат. Я обследовала спасенные полотна вместе с итальянскими коллегами. Мы пришли к выводу, что после всех злоключений картины нуждаются в основательной реставрации. И пока лучше всего хранить их в горизонтальном положении. В наших киотах они расположены под наклоном.
Елена Викторовна подводит нас к картине, изображающей святого Иеронима, который молится перед распятием. По обеим сторонам от нее на стене висят два других старинных полотна.
*Елена Живкова: «На полотне Якопо Беллини „Покаяние святого Иеронима“ много символов, которые побуждали людей эпохи Возрождения задуматься над необходимостью сдерживать свои страсти»
— Мы не случайно расположили эти произведения рядом, — поясняет искусствовед. — Дело в том, что их создали члены одной семьи. «Покаяние святого Иеронима» написал Якопо Беллини. А рядом с этим шедевром — работы его сыновей из коллекции нашего музея. Слева — «Мадонна с младенцем» кисти Джованни Беллини, справа — «Портрет патриция», написанный Джентиле Беллини. Расположив рядом произведения трех Беллини, мы дали посетителям возможность проследить эволюции творчества этой династии.
Работа Беллини-отца особая, она предназначена для религиозных медитаций, которым состоятельные люди предавались в приватных капеллах (домовых церквях. — Авт.). Человек проводил длительное время перед такими произведениями искусства, размышляя о Боге. Эта картина Беллини способствовала раздумьям о сдерживании своих страстей. Художник представил святого Иеронима, который, кстати, перевел Библию на латинский язык, в тот период жизни, когда святой удалился в пустыню. В его руках — камень, которым Иероним бьет себя в грудь, чтобы умерить плотские желания. Перед ним Евангелие, раскрытое на описании страстей Господних. Рядом— лев. Согласно преданию, Иероним вытащил ему занозу из лапы, и в знак благодарности царь зверей стал верным спутником и защитником святого. Драконы, изображенные на картине, символизируют грех и искушение, сокол — духовное очищение. Присутствует и другая символика, понятная людям эпохи Возрождения.
Обратите также внимание на четыре картины, написанные на длинных деревянных досках. Такой живописью в Италии украшали свадебные сундуки — кассоне.
Во время свадебных церемоний кассоне, наполненные приданым, возили по городу, демонстрируя богатство невесты. Подобные картины часто размещали также по периметру спальни новобрачных. На них изображали поучительные сцены из Библии. Одна из представленных здесь работ иллюстрирует известную притчу о суде царя Соломона.
К нему пришли две женщины. Одна из них во сне случайно задушила своего младенца, а затем украла ребенка своей соседки, а той подложила мертвое дитя. Обманутая мать заметила подмену, и женщины пришли к царю, чтобы он рассудил их. Соломон выслушал обеих и сказал: «Разве поймешь, кто говорит правду. Давайте разделим младенца между вами». Придворный взял ребенка и приготовился его разрубить. Тогда одна из женщин воскликнула: «Отдайте ребенка соседке, пусть он останется живым!» Так царь узнал, кто настоящая мать младенца.
Фоторепортаж с выставки смотрите здесь
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
1187Читайте нас в Facebook