Наталья Заболотная: "Если культурой граждан не занимается собственная страна, ею может заняться другая..."
За 25 лет независимости Украина продемонстрировала, что она не только государство революций, но и страна с богатыми и интересными культурными традициями. Растущая популярность вышиванки в мире, победы украинцев в популярных европейских песенных и киноконкурсах, востребованность отечественных художников на мировых аукционах — тому подтверждение. А одним из мощнейших культурных прорывов стало создание в столице современного музейного комплекса «Мистецький Арсенал». Эта культурная площадка практически сразу стала популярной: выставки и другие мероприятия за пять лет посетили около трех миллионов человек.
Увы, успех «Арсенала» не гарантировал ему ни господдержки, ни хотя бы невмешательства в работу коллектива. О скандале с переизбранием руководителя «Мистецького Арсенала» Натальи Заболотной «ФАКТЫ» уже писали. Теперь там новый директор. А недавно на сайте Минкульта появилась информация, что в первой половине сентября должен состояться конкурс по избранию руководителя Национального художественного музея Украины. И многие известные деятели искусств заявили о том, что эффективнее других в этой должности была бы именно Наталья Заболотная.
О том, как организовать результативную работу вопреки всем сложностям, а также об удачах и ошибках на пути, который культурная Украина прошла за 25 лет независимости, «ФАКТЫ» и говорили с Натальей Заболотной.
— Когда-то один известный культуролог сказал мне: «Государственный стол крепок только тогда, когда стоит на четырех ножках: экономика, политика, духовность и культура». К сожалению, у украинского государственного стола явно прихрамывают все ножки, а иногда он пытается устоять на трех — без культуры. И результаты такой эквилибристики очевидны, — говорит Наталья Заболотная. — Культура — это сфера национальной безопасности страны. Очевидно, что отсутствие культурной политики и стратегии развития социокультурной сферы во многом привело к тому, что мы имеем на Донбассе. Если культурой граждан не занимается собственная страна, то ею начинает заниматься другая… Как следствие — сепаратизм. Россия это очень хорошо понимает и использует свою культуру как мощный инструмент завоевания благосклонности мира.
Культура может приносить хорошие дивиденды. Недавно мы с детьми побывали в Испании. Посетили филиал музея Гуггенхайма в Бильбао. Он интересен не только необычной архитектурой Фрэнка Гери. Меня потрясло, что музей создан в городишке с населением 300 тысяч человек по инициативе экс-мэра Иньяки Аскуна. 18 лет назад он выделил из городского бюджета около 228 миллионов евро, просчитав, что инвестиция быстро окупится. На сегодняшний день музей ежегодно приносит в городской бюджет 170 миллионов евро. К слову, этот регион был одним из самых депрессивных в Испании. Туристов приезжало немного, несмотря на то, что в Бильбао есть музей Изящных искусств с картинами Эль Греко, Гойи, Веласкеса. До создания современного музея Гуггенхайма там был высокий уровень безработицы, наркомании, алкоголизма и… сепаратистских настроений (Бильбао — административный центр в автономной Стране Басков. — Ред.). С появлением музея проблемы стали исчезать. Пошел поток туристов, местные жители начали зарабатывать на услугах и товарах для приезжих. Новые гостиницы, рестораны, бутики, сувенирные мастерские и лавки — а все это рабочие места и живые деньги. В городке открылся аэропорт, ведь только ради новосозданного музея в Бильбао ежегодно прилетает около миллиона туристов. К слову, мэр Аскуна признан Лучшим мэром 2012 года в мире.
*Здание музея в Бильбао
— В кризисное время важно, чтобы нашлись личности, способные не только писать стратегии, но и «вручную» заняться управлением учреждениями культуры. Вам удавалось это в «Арсенале»…
— Стратегия и концепция интересны политикам, которые приходят надолго, осознавая важность культуры для безопасного и успешного развития государства. Большинство же украинских чиновников работают на процесс, занимаясь самолюбованием, тогда как команда «Арсенала» всегда трудилась на результат. И успех «Арсенала» — значительный кусок моей собственной жизни. А дичайшая история его отторжения -- рана, которая еще не затянулась. Мне больно, ведь моя история — пример того, как государство поступает с теми, кто вложил в развитие культурного объекта душу, личное время, силы и средства.
— В сентябре пройдет конкурс на должность директора Национального художественного музея Украины. Многие деятели искусства видят вас в роли руководителя. Не исключено, что и в Минкульте найдутся дальновидные люди и пригласят вас развивать этот важный объект искусств. Как вы предполагаете это делать?
— Национальный художественный музей имеет огромный потенциал. Это самая крупная сокровищница произведений искусства в Украине. Беда в том, что только два процента экспонатов доступны посетителям, а остальное хранится в фондах из-за отсутствия места для экспозиции. Между тем, к примеру, на улице Институтской, 3 есть площадка, где давно запланировали построить филиал художественного музея. Место завидное -- за него уже 12 лет идет борьба. Музей выигрывает суды, но их решения тут же обжалуются рейдерским бизнесом. В котловане под будущими музейными площадями вырос десятилетний лес. Но я все рано верю, что на этом месте будет построен украинский Гуггенхайм, в котором мы будем представлять из запасников шедевры
Второй важный момент — провести ребрендинг Национального художественного музея, придать ему современный облик. Относительно быстро можно изменить ландшафт, отреставрировать фасады и внутренний дворик. Открыть маленькие кафешки, сделать музей интересным и дружественным для детей и взрослых, доступным для людей с особыми потребностями. Когда я обсуждаю эти вопросы со знакомыми бизнесменами и депутатами, которые могут помочь, некоторые из них спрашивают, где находится музей. «Под Кабмином», -- отвечаю я, но когда это не помогает, уточняю: «Возле «Санаханта». И сразу все становится понятным. Ирония нашей жизни такова, что «музей вещей» у нас для многих более известен и привлекателен, чем музей искусств.
Очевидно, что Нацмузей не отрабатывает потенциала, который в него заложен. Но это не вина коллектива. Они профи. И им нужны свежий воздух, карьерный рост и реализация внутри любимой институции.
Музеи приходят в упадок не потому, что там работают безразличные люди. Эта сфера до сих пор держится исключительно на плечах энтузиастов, пассионариев и сумасшедших — в хорошем смысле этого слова. Во время революционных противостояний они ночевали в здании, следили, чтобы ни одна дымовая шашка не попала в фондовые помещения. Они вынуждены работать в рамках такого «узкого финансирования», что порой не могут поменять лампочки в помещениях, а химикаты для реставрации и швабры уборщицам покупают за личные средства. Это недостойная нашей страны ситуация.
Не имея площадки для экспозиций, но обладая уникальной коллекцией, художественный музей может готовить выставки на экспорт. Ведь это работает на репутацию государства. Художники писали картины не для того, чтобы они лежали в подсобках. Я дружу с руководителями многих музеев мира, и имею предварительные договоренности об экспонировании их коллекций в Украине. Как только у нас появится помещение с климат-контролем…
— Последняя масштабная госзакупка произведений искусства в Украине была в 1989 году. А в октябре прошлого года вдова искусствоведа и коллекционера Игоря Дыченко передала «Арсеналу» коллекцию украинских мастеров авангарда. Какова судьба этой бесценной коллекции и можно ли ее передать на хранение в Национальный художественный музей?
— Такого благотворительного дара, как сделали Игорь Дыченко и его супруга Валерия Вирская, не было, наверное, со времен Ханенко и Терещенко. Я дружила с Игорем Сергеевичем и говорила ему, что найду спонсоров и выкуплю для «Арсенала» хотя бы Малевича. Он только улыбался. А затем решил просто… подарить украинскому народу все 504 работы из своей коллекции украинского авангарда!
Малевича ценят во всем мире. Однажды директор Чикагского музея искусства подвел меня к своему новому приобретению и говорит: «Это работа Казимира Малевича, предмет нашей особой гордости. Мы ее купили два года назад за 38 миллионов фунтов стерлингов». Небольшая такая супрематическая композиция. Спрашиваю: «Зачем такому богатому музею такая маленькая работа Малевича?». На что он отвечает: «Мы чувствовали большой пробел в коллекции музея, не имея самого яркого авангардиста».
Так вот, понимая, что в «Арсенале» после моего ухода будет непростая ситуация, я в последние дни каденции написала письмо исполняющей обязанности директора Национального художественного музея Юлии Литвинец с просьбой принять коллекцию на хранение. Мне устно ответили, что Нацмузей в принципе готов. Условия хранения там лучше, чем в «Арсенале». Сейчас 60 работ из коллекции участвуют в выставке «Малевич+». И я очень надеюсь, что она, оставаясь коллекцией, подаренной «Арсеналу» для украинского народа, скоро будет передана на хранение художественному музею. А когда-нибудь — в «Арсенале» или в Нацмузее -- займет место в постоянной экспозиции. Как свидетельство того, что украинцы — большие художники, способные изменить мир.
Фото из Facebook
2585Читайте нас в Facebook