ПОИСК
Культура и искусство

Лариса Разинкова-Возницкая: "Мне запретили вывозить вещи отца с территории Львовской галереи искусств"

8:00 21 сентября 2016
Лариса Разинкова-Возницкая

Стало известно решение конкурсной комиссии при Министерстве культуры: новым руководителем самого большого художественного музея страны — Львовской галереи искусств имени Бориса Возницкого — избран Тарас Возняк, политолог и главный редактор культурологического издания «Ї». Его конкурентами были искусствовед, гендиректор галереи искусств с 2012 года Лариса Разинкова-Возницкая (дочь Бориса Возницкого) и главный хранитель фондов этой галереи Игорь Хомин. И хотя приказа о новом назначении пока нет, оно уже вызвало неоднозначную реакцию.


*В коллекции Львовской картинной галереи около 60 тысяч произведений искусства. При Борисе Возницком, который возглавлял галерею в течение 50 лет, количество экспонатов увеличилось в несколько раз (фото с сайта «Музейний простiр»)

Львовская галерея сейчас носит имя своего ангела-хранителя Бориса Возницкого — всемирно известного искусствоведа, Героя Украины. Борис Григорьевич трагически погиб в 2012 году в автокатастрофе, когда направлялся в очередную служебную командировку. Так вышло, что последнее свое интервью он давал «ФАКТАМ». Помнится, Борис Возницкий возмущался тем, что, несмотря на международные договоры, Украине не возвращают вывезенную в 1941 году из Львова графику Альбрехта Дюрера (которую Герман Геринг подарил Гитлеру). Помимо рисунков Дюрера из оккупированного Львова было вывезено в общей сложности около тысячи единиц культурных раритетов — картин, книг, скульптур, гобеленов. Полотно Рембрандта «Автопортрет» — жемчужина львовской коллекции — вскоре после войны было выставлено в… Варшавском музее. Да и в музеях Москвы находится немало вывезенных (украденных?) шедевров.

Под конец нашей беседы, словно предчувствуя свой уход, Борис Григорьевич признался, что переживает не только за вывезенные культурные ценности, но и за те, которые хранятся в запасниках его галереи, музеях и замках. По разным оценкам, их стоимость достигает нескольких миллиардов долларов. Многие наши высокопоставленные чиновники, сетовал Возницкий, не раз пытались нагреть на этом руки, и ему с трудом удавалось от них отбиться.

РЕКЛАМА

После смерти директора галереи многие опасались, что начнется открытый и безнаказанный грабеж фондов под благовидными предлогами. В ходе непростых переговоров последователям Возницкого удалось отстоять назначение на должность директора галереи дочери знаменитого музейщика — Ларисы Разинковой-Возницкой. Сотрудники заявляли: они и дальше хотели бы видеть ее своим руководителем. Но вышло иначе.

РЕКЛАМА

*Львовская галерея — крупнейший художественный музей в Украине

— Решение конкурсной комиссии не стало для меня неожиданностью, к этому я была готова, — отмечает Лариса Разинкова-Возницкая в своих комментариях, опубликованных на сайте «Музейний простiр». — За день до моего назначения на эту должность в 2012 году тогдашний министр культуры поставил передо мной ультиматум: «Вы будете директором, если отдадите из музея в Жовковский костел святого Лаврентия батальные картины Альтомонте «Битва под Веной» и «Битва под Парканами». Я ему отказала, отказавшись и от должности. До сих пор не могу понять, почему меня на нее назначили.

РЕКЛАМА

Культурное наследие принадлежит народу Украины. Для того и существуют государственные музеи, чтобы хранить народное достояние, реставрировать, экспонировать, исследовать и иметь профессиональную точку зрения в отношении того или иного экспоната. В 30—50-х годах прошлого века из музеев, особенно на Западной Украине, изымали, распродавали произведения искусства, уничтожали их. Теперь у нас независимое государство, и позиция профессиональных музейных работников — уникальные произведения должны экспонироваться исключительно в музеях — нарушаться не должна. Это было последней волей Бориса Возницкого. Хотя уже тогда на него оказывалось сильное давление по поводу батальных картин, особенно со стороны Министерства культуры Польши. Как-то одна министерская дама мне сказала: «Если вы не отдадите эти картины, вам будет не просто плохо, а очень плохо». Но вопреки всему общественности Львова, интеллигенции Украины при поддержке властей города и области удавалось отстаивать эти артефакты на протяжении четырех лет, перед четырьмя министрами культуры — произведения до сих пор остаются в музеях! А моим первоочередным заданием как директора было сохранение целостности имущественного комплекса музея, который создал Борис Возницкий с коллективом единомышленников.

Необходимо было завершить то, что отец не успел сделать: открыли памятник Тарасу Шевченко в Подгорцах, отремонтировали Китайский дворец, провели ремонтные работы в выставочных залах основного корпуса галереи и Музея книги. С помощью фондов Бориса Возницкого и Вроцлавского университета удалось исследовать и перезахоронить останки Ивана Федорова, восстановить его надгробную плиту. Мы показали наследие Пинзеля в Лувре, укрепили бастионы Подгорецкого и Золочевского замков, открыли Музей истории и искусства в Жидачеве, привели в порядок подвальные помещения фондохранилищ Олесского замка, во дворце Потоцких восстановили часовню. Перечень можно продолжать: сотни выставок, встреч, презентаций, вечеров, работа с детьми, молодежью,

С назначением на должность нового директора я решила забрать из кабинета свои и отцовские вещи, ведь тот, кто после меня будет там работать, я считаю, не является единомышленником и последователем Бориса Возницкого, а, наоборот, хочет все «перекроить». Помочь мне собрать вещи попросила мужчин-реставраторов. Все происходило в рабочий день на глазах у коллег. Когда вещи были упакованы и сложены в машину, Игорь Хомин и Тарас Возняк запретили мне вывозить их с территории галереи. Сначала подали это как инициативу нашей полицейской охраны, но потом выяснилось, что такого распоряжения не было. Потом Хомин и Возняк по телефону сознались, что это их решение. Они не слышали меня, когда я рассказывала, что именно вывожу, когда предлагала проверить мои пакеты и коробки, чтобы убедиться: там только личные вещи, которые не являются частью музейного фонда. И только когда я сообщила, что буду вынуждена пригласить представителей СМИ и все прокомментировать на камеру, они согласились меня выпустить. Для меня это закончилось гипертоническим кризом, сердечным приступом и больницей.

В свою очередь, Тарас Возняк высказал свое видение работы в новой должности:

— Прежде всего, я хотел бы посмотреть на состояние хозяйства, провести осмотр, ревизии, — цитирует его слова пресс-служба Министерства культуры. — Это достаточно продолжительный процесс, ведь я вижу своей задачей сформулировать качественно новую, действенную модель будущей институции с таким большим потенциалом.

Более полно его позиция отражена в справке сайта «Музейний простiр»: «Одной из главных проблем галереи Тарас Возняк считает „имущественный беспорядок“, ведь „расширение фонда недвижимости Львовской картинной галереи происходило не только спонтанно и ситуативно, но часто без соответствующего оформления документации, документального фиксирования прав собственности или прав на пользование тем или иным объектом, отвода земли, определения охранных зон“. Своей первоочередной задачей Тарас Возняк считает разработку концепции развития учреждения, упорядочение имущественных отношений музея и владельцев сооружений, находящихся в его пользовании, реструктуризацию и, самое главное, получение для галереи статуса национального архитектурно-музейного заповедника, что существенно расширит его сферу деятельности и поможет не только в музейной работе, но и в сохранении и использовании объектов культурного наследия, охраны и ревитализации уникальных исторических и природных ландшафтов».

Гневный монолог Ларисы Разинковой-Возницкой Тарас Возняк пока публично не прокомментировал. Возможно, потому, что Министерство культуры еще не подготовило приказ о назначении его на должность директора Львовской галереи искусств.

788

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров