Леонид Шварцман: "Слоненок и Мартышка получились у меня быстро, а с Удавом и Попугаем пришлось повозиться"
Миллионам телезрителей нескольких поколений полюбился мультфильм «38 попугаев» о приключениях Мартышки, Слоненка, Попугая и Удава. Он был снят на студии «Союзмультфильм» по сценарию Григория Остера режиссером Иваном Уфимцевым.
Картина имела такой успех, что вскоре переросла в десятисерийный сериал. Среди полюбившихся детям сюжетов — «Привет Мартышке», «Зарядка для хвоста», «Бабушка Удава» и многие другие.
О малоизвестных фактах создания мультшедевра «ФАКТАМ» рассказал его художник-постановщик Леонид Шварцман, 30 августа отметивший свой 96-й день рождения. Среди созданных им персонажей также Чебурашка, крокодил Гена и старуха Шапокляк, Кай, Герда и Снежная королева, Оле-Лукойе, котенок по имени Гав…
— Леонид Аронович, крепкого вам здоровья, долголетия, хорошего настроения и благополучия в семье!
— Спасибо. Знаете, Вахтанг Кикабидзе поет: «Мои года — мое богатство», но это до какого-то определенного рубежа. А свыше его начинаются большие сложности. Однако молодые люди этого не поймут — надо дожить. Давайте не будем касаться грустного, а лучше поговорим о юбилее кукольного мультфильма «38 попугаев», созданного в 1976 году.
— С чего же все началось?
— Со сценария, который написал известный писатель Григорий Остер, автор «Вредных советов» и многих других замечательных произведений. В том числе сценария для мультсериала «Котенок по имени Гав», над которым я работал с моим учителем режиссером Львом Атамановым в тот же период, что и над мультфильмом «38 попугаев». К сожалению, ни Льва Константиновича, ни режиссера Ивана Васильевича Уфимцева, очень близких мне людей, уже нет. В своем сердце я несу память о них.
*Леонид Шварцман и его жена Татьяна Домбровская всю свою творческую жизнь посвятили мультипликации
— Практически все созданные вами мультгерои стали знамениты. В чем секрет?
— Если персонаж удачно найден, он получит продолжительную жизнь. За 54 года работы на «Союзмультфильме» (с 1948-го по 2002-й) таких героев у меня немало. До сих пор, к примеру, живут фильмы, которые мы делали с Львом Атамановым и моим тоже уже покойным другом художником-постановщиком, прекрасным колористом, который в основном создавал декорации, Александром Винокуровым — «Аленький цветочек», «Золотая антилопа» и «Снежная королева».
Слоненок и Мартышка получились у меня довольно легко и быстро, а вот с Удавом и Попугаем пришлось повозиться очень долго. Начнем с того, что я не переношу змей и не знаю, каким людям они приятны. Тем не менее, создавая образ Удава по характеру философа и мыслителя, я ходил в зоопарк и делал наброски с натуры. Это было для меня большим испытанием, но, как известно, искусство требует жертв. Удавы получались малосимпатичными, пока мне не пришло в голову «вытянуть» персонажу морду, нарисовать нос, веснушки и бровки «домиком».
Нужно сказать, что на этом фильме у нас тогда работал мультипликатором и известнейший ныне режиссер и художник Юрий Норштейн. Он как раз придумал популярный жест, когда Удав хвостом поддерживает голову, задумчиво погружаясь в свои размышления.
— Очень эксцентричным получился Попугай.
— Он с пышным хохолком, большими глазами, расписан разными узорами… Кроме того, у него был длинный хвост. Но Норштейн сказал, что хвост мешает, когда персонаж двигается, и предложил его убрать. А поскольку все переделки требуют денег, разгорелся скандал. И наш директор кукольного объединения, давно ушедший Иосиф Яковлевич Боярский, был просто в истерике, но это пришлось сделать. В результате Попугай получился на ножках и стал очень энергично расхаживать и жестикулировать. Вначале он напомнил нам нашего директора Иосифа Боярского. А потом мы увидели в жестах Попугая … энергичные жесты Ленина.
— Цензоры не всполошились?
— Нет, что вы! Зрители сами не могут увидеть и почувствовать сходство, в отличие от нас, создателей фильма и прежде всего мультипликаторов, которые двигали куклами. Поэтому цензура не раскусила этой в какой-то степени шаржированной игры. К слову, я, когда создаю персонаж, пока не увижу, что он кого-то напоминает из моих знакомых, не удовлетворен. Если есть сходство, ощущаю: я на верном пути и начинаю делать как бы шарж на этого человека.
— Роли в картине озвучивали известные актеры: Мартышку — Надежда Румянцева, Слоненка — Михаил Козаков, Удава — Василий Ливанов, Попугая — Всеволод Ларионов. Вы с ними общались?
— Мало, я не всегда присутствовал на записи реплик. Зато близко общался с Григорием Остером — очень талантливым и интересным человеком. Он много сделал для детской литературы.
— Когда в 2010 году Григорий Остер приезжал в Киев на международную книжную ярмарку, он рассказывал мне, что из всей огромной палитры его образов наибольшее творческое удовольствие доставили Мартышка, Удав, Попугай и Слоненок. И отмечал, что в каждом ребенке есть что-то от всех этих персонажей.
— Григорий Остер — многодетный отец. И кому, как не ему, все знать о характерах детей?
— Уроженец Одессы, он очень острый на язык.
— Да, Остер — остроумный человек. Многие реплики из мультсериала стали крылатыми. К примеру, слова Удава «У меня есть мысль, и я ее думаю». Или фраза «Не будем говорить кто, хотя это был Слоненок». И сколько еще замечательных реплик!
— Как вы ощутили славу после выхода мультсериала?
— Когда были премьеры в Доме кино и перед просмотром мы, создатели, выходили на сцену и рассказывали о наших фильмах, — это, пожалуй, самые яркие впечатления. Запомнились и поездки по разным городам СССР. Зрители всегда нас и наши работы принимали очень тепло. Приезжали мы и в Киев. Кроме того, десять дней я был в столице Украины на всесоюзном кинофестивале, в программе которого показывали и мультипликацию. Мне запомнилось, как мы выступали перед зрителями перед показом наших картин.
Жили мы в гостинице в центре города, расположенной на высоком холме. Я тогда просто влюбился в Киев и до сих пор его вспоминаю. Хотя в своей жизни видел немало красивых городов. Родился я в Минске и жил там, потом учился в Ленинграде, во время войны был эвакуирован с Кировским заводом в Челябинск, а в 1945 году поступил во ВГИК на художественный факультет и с тех пор живу в Москве.
— Какие же места в Киеве вас особенно впечатлили?
— Крещатик, Андреевский спуск и Андреевская церковь, Подол, величественный Днепр, сады и парки… Часто я бывал и на киностудии «Киевнаучфильм». Хорошо знаю Давида Черкасского, общался с ним и другими коллегами. Одним словом, город оставил очень яркое впечатление.
— Мультсериал был удостоен множества наград: получил первую премию на международном фестивале в Загребе, диплом в Риге, первую премию на международном кинофестивале в Португалии, вторую — в Ашхабаде. Вы ездили на вручение призов?
— Нет, но интересных поездок в моей жизни было немало. Например, с режиссером мультсериала Иваном Уфимцевым мы ездили в Ригу. Замечательный был человек! Вначале был актером, потом стал режиссером. До сих пор общаюсь с его женой и дочерью.
— В фильме «Влюблен по собственному желанию» он исполнил роль ухажера-художника…
— А еще как-то сыграл в одной картине совершенно истощенного блокадника. Однажды Уфимцев мне рассказал забавную историю. Он был очень худенький, щеки впалые. Как-то со своей собакой гулял по улице. И вдруг за спиной услышал шипящий голос: «Сам не ест и собаку не кормит».
— Хорошая история. А в каких странах вы бывали?
— Трижды — в Чехословакии. Мне очень понравилась Прага, до сих пор вспоминаю этот замечательный город. Ездил в Братиславу с выставкой наших художников-мультипликаторов, где был представлен Брежневу — он тогда приезжал на съезд. Выставка проходила в Доме советско-чехословацкой дружбы. И туда приехали Брежнев и Шелест, такая вот была интересная встреча. Довелось побывать на фестивале в Югославии — в Загребе. Путешествовал я и по Австрии две недели — был в Вене и других городах. В Зальцбурге посетил дом, где жил Моцарт.
Самая же далекая поездка была в 1979 году в Нью-Йорк, где мне вручили премию «Голливуд — детям». Ее основала Одри Хепберн. Надпись гласила: «Леониду Шварцману за вклад всей его жизни в мультипликацию для детей». Это было приятно.
Когда я прилетел в Нью-Йорк, меня встретил актер Олег Видов. Вручение премии проходило в одном из кинотеатров на Бродвее. Видов переводил, поскольку церемония шла на английском языке, а я-то его не знаю. Вручал мне хрустальную звезду сын Одри Хепберн. После этого показали нашу с Атамановым и Винокуровым «Снежную королеву», дублированную Олегом Видовым на английский язык. В зале присутствовало столько детишек! Они окружили меня и благодарили… Это было так трогательно и приятно, что я не мог сдержать слез.
— В фильме «38 попугаев» очень красивы декорации тропиков.
— В джунглях я не был никогда, так что они в мультфильме — плоды фантазии.
— В вашем доме что-то напоминает о знаменитых мультфильмах?
— Для меня сделали точные копии кукол — Чебурашки, крокодила Гены и Шапокляк. Сохранились эскизы к мультфильмам, часть из них висит на стенках. У меня ведь проходили персональные выставки в Москве.
— Мультшедевры сделали вас человеком по сегодняшним меркам очень обеспеченным?
— Нет. Богатства не принесли.
— Не было мыслей уехать работать за рубеж?
— Об этом даже не думал.
— Над чем сейчас работаете?
— В такие годы мне уже сложно работать. Так, для себя что-то рисую, но по-настоящему нет. К Новому году много лет рисую символ года по восточному календарю, делаю открытки и дарю своим близким и друзьям. Правда, руки уже подводят.
— Читала, что вы левша.
— Да, всю жизнь рисую только левой рукой, а писал правой. Но сейчас правая рука менее послушна. И если надо что-то писать, перехожу на левую.
— У вас есть домашние животные?
— Сейчас — никого. Раньше были два пуделька — Нелли и Джолли, кот Тихон, но все это в прошлом. Уже сложно. Не забывайте, сколько мне лет…
1268Читайте нас в Facebook