Мишель Якоби: "Когда в стране кризис, буйвол — самое выгодное животное"
На днях в украинское Придунавье прибыло стадо закарпатских буйволов. На специальных машинах их доставили в бессарабское село Орловка, что в самой дельте Дуная. Более чем тридцатичасовое путешествие копытные перенесли нормально. После нескольких суток адаптации на местной ферме их выпустили на просторный луг, в великолепной местности с камышовыми зарослями. «Новоселов» в числе первых увидел корреспондент «ФАКТОВ».
Сразу бросилось в глаза, что эти мощные млекопитающие ведут себя так, будто всю свою жизнь провели именно здесь. Пока обаятельных четвероногих всего четырнадцать, однако со временем станет больше: шестеро из восьми буйволиц скоро растелятся…
Справка «ФАКТОВ»
В Европе буйволы живут почти полтора тысячелетия. Завезли их из Индии. Сегодня все европейские буйволы называются средиземноморскими. Карпатский — самый северный из подвидов. Именно эти водяные буйволы фигурируют в «Книге джунглей» Редьярда Киплинга, именно они помогли Маугли одолеть страшного тигра Шерхана.
— Это экспериментальное стадо, своеобразный авангард, — поясняет старший научный сотрудник одесского Центра региональных исследований Олег Дьяков. — Местный ландшафт, климатические условия пришлись им по вкусу. Следовательно, мы не ошиблись, и можно рассчитывать на положительный эффект от размещенных здесь «переселенцев».
Ведь именно эти буйволы являются естественными мелиораторами, поддерживающими водные протоки, поедающими водную растительность и расчищающими заиленные участки. При отсутствии открытой воды такие животные могут самостоятельно выкапывать небольшие озера, которые привлекают диких птиц, пресмыкающихся и беспозвоночных. Иными словами, способствуют расширению биологического разнообразия местности. Кроме того, эти животные менее подвержены различным заболеваниям.
Доставили буйволов из Закарпатья, где в настоящее время сохранилась самая большая их популяция в Украине. В этом немалая заслуга лесника-эколога, выпускника лесоохранного факультета Фрайбургского университета Мишеля Якоби, специально переехавшего из Германии в нашу страну, чтобы восстановить поголовье водяных буйволов.
*Мишель Якоби называет своих питомцев украинскими слонами
34-летний западноевропейский волонтер прибыл в Закарпатье восемь лет назад и за это время полностью освоил украинский язык.
— Я с самого детства мечтал о собственной ферме, и только здесь, в Украине, эта мечта сбылась, — рассказывает «ФАКТАМ» Мишель Якоби. — До этого побывал в целом ряде стран, исходив их с рюкзаком за спиной — изучал тамошнюю природу, флору и фауну. А остановился в Украине.
— И остались здесь жить?
— Да. Вместе с женой. Теперь на родину езжу крайне редко, по праздникам. Рад, что есть возможность заниматься любимым делом. А еще делюсь опытом с другими заинтересованными людьми.
— Ваша супруга — тоже эколог?
— В душе (улыбается). Она — кинолог, кроме того, увлекается иппотерапией (лечение верховой ездой. — Авт.). А самое главное — полностью разделяет мои взгляды.
Приехав к вам, узнал, что редких животных здесь могут запросто… отправить на бойню. Ведь буйволов во времена СССР практически полностью истребили. Если раньше в Закарпатье их насчитывалось порядка полутора тысяч голов, то к середине 1990-х осталось менее сотни.
Помню, когда прибыл в село Чумалево и начал рассказывать о своих намерениях, местные жители восприняли это как что-то нереальное. Я казав — ми будемо доїти, робити твердий сир, — собеседник переходит на украинский язык. — А баба дивиться на мене і каже: «Міша, ти не можеш доїти буйволів, ти — німець».
Но трудности не сломили Мишеля. Он твердо шел к своей цели.
— Чтобы добиться поставленной задачи, нужно прежде всего любить животных, — объясняет немецкий специалист. — Есть разные буйволы. Этот — закарпатский, он умный. В этом его отличие, например, от болгарского. Так, буйволица никогда не даст молока, если вы не друзья. С ней надо общаться, это не глупая корова или коза, у нее свой характер. Буйвола нельзя бить, он — друг. Это украинский слон, который все помнит.
Только через два месяца после знакомства с хозяином буйволица начинает давать молоко. Во времена советской власти эти тонкости не принимали в расчет, поэтому буйволицы в колхозах не давали молоко вообще, а коммунисты их просто вырезали на мясо. Если честно, до недавнего не понимали этого и многие нынешние закарпатцы, продававшие животных на убой.
Я был в шоке, когда узнал об этом, и стал скупать буйволов за деньги, собранные у европейских благотворителей. Организовал одну, а затем и вторую ферму в Стебливке. Сейчас поголовье растет. Нынче у меня — три десятка питомцев, самое большое стадо буйволов в Украине.
*Закарпатским водяным буйволам пришлись по нраву просторные луга Придунавья
Буйволы — отъявленные сладкоежки. Больше всего любят яблоки и мелайную (кукурузную) муку. Также кормим их травой, свежей или сушеной, листьями пшеницы, кукурузы. Молоко от такой пищи становится необыкновенно вкусным.
Правда, буйволиц очень сложно доить. Перед тем как приступить к работе, доярка обязательно должна обласкать питомицу, ласково поговорить. Только после этого животные дают себя подоить. В сутки могут производить в среднем пять—девять литров молока. Это молоко считается рекордным по полезности и жирности (в зависимости от корма она колеблется между 8 и 12 процентами, поэтому ему нужно дать несколько часов отстояться). Оно легко усваивается и не требует кипячения, поскольку буйволы не болеют традиционными для коров болезнями.
— Долгое время это молоко не слишком пользовалось спросом, — уточняет Мишель. — Почти тридцатилетнее отсутствие на столе закарпатцев блюд из мяса и молока таких животных привело к тому, что в семьях забыли, как можно не только питаться, но и оздоровляться этими продуктами. Другая проблема — молоко буйвола выходит дороже коровьего.
В Закарпатье мы начали делать из него различные кисломолочные продукты, сливки и сыры. В частности, фету и моцареллу, которые, к слову, в Италии производятся именно из буйволиного молока. Думаю, со временем этим займутся и в Орловке.
Здесь, в Придунавье, для животных есть все условия: хлев, загон, зеленая трава, присмотр… Однако окончательные выводы можно будет делать уже после зимовки.
— Когда в стране кризис, буйвол — самое выгодное животное, — резюмирует Мишель. — Оно способно питаться сеном и ветками, при этом давать жирное молоко, пахать землю и тянуть тяжелые телеги…
С немецким специалистом-практиком согласны и его украинские коллеги.
— Идея восстановить поголовье этих животных в Придунавье принадлежит нашему Центру региональных исследований, — рассказывает старший научный сотрудник Олег Дьяков. — Вместе с Национальным экологическим центром Украины в рамках программы Climate Forum East II этот чрезвычайно интересный проект удается воплотить в жизнь.
Когда-то в южной Европе было много буйволов, однако в ХХ веке их численность значительно сократилась. Сегодня в Украине живет примерно сотня этих парнокопытных: в заповеднике Аскания-Нова, на фермах в Закарпатье и в Голосеевском монастыре и теперь вот — в Орловке.
Проект — пилотный, стадо — экспериментальное, но мы уверены, что данный опыт станет успешным. Надеемся, что лет через двадцать поголовье крупного рогатого скота, практически исчезающего в нашей стране, станет многочисленным и даст местному населению дополнительный ресурс к существованию.
Помимо прочего, буйволы — своеобразная фишка этих мест, которая должна привлечь множество туристов. Они же рассматриваются как один из самых интересных объектов для наблюдения в экологическом парке, создаваемом вблизи Орловки, в пойме водно-болотного угодья международного значения «Озеро Картал».
У нас уже есть идея на перспективу — создать поголовья буйволов на измаильских и вилковских островах.
— Опыт Орловки очень важен — это фактический пример, которому могут следовать другие общины, — отмечает координатор Национального экологического центра Украины Надежда Артемьева. — Местная община, активисты, Центр региональных исследований сделали работу, которую в Украине до них не делал никто.
Создаваемый сейчас экологический парк — своеобразная модель сохранения и комплексного использования природных ресурсов пойм с восстановлением местного ландшафта и биоразнообразия. В экопарке планируем создать минимальную инфраструктуру: тропы, указатели, информационные стенды для людей, которые хотят больше узнать о ценности Дунайской поймы, ее животных и птицах, о культурных особенностях региона.
В результате конкурса проектов по адаптации к последствиям изменений климата, проведенного в итоге ратификации Украиной Парижского климатического соглашения, выбор пал именно на Орловку. Так как там по инициативе сельсовета и его председателя Михаила Куванжи разработан собственный план развития, поддержанный громадой.
— Правда, не обошлось без внутриобщинных перипетий, — говорит Михаил Куванжи. — Поначалу определенная группа селян не восприняла необходимость расходования денежных средств на ремонт Дома культуры. Мол, с приближением холодов надо думать прежде всего об отоплении. Однако жизнь, как это бывает, со временем и скептиков убеждает в необходимости перемен.
Так, сельскую школу уже обогревает твердотопливный котел. Для этого здесь имеются источники энергии — природные запасы тростника, древесины (двухгектарную рощу вербы намерены еще расширить), что позволило наладить производство топливных брикетов-пеллет. Будет такой котел обогревать и Дом культуры, а со временем, вероятнее всего, — и другие административные здания, жилые дома. На базе ДК, в ремонт которого инвестировал средства не только местный бюджет, а вложили деньги и коллективные меценаты, обустраивается информационный, или визит-центр, где туристы смогут узнать об истории и сегодняшнем дне края.
Хотя водяные буйволы очень выносливы, не подвержены заболеваниям и природные условия им вроде бы подошли, все же впереди — зима. Новичкам необходимо помочь ее пережить, о чем заранее позаботились местные жители, постоянно пополняющие место будущей зимовки животных чем-нибудь нужным, полезным.
1598Читайте нас в Facebook