Олег Скрипка: "Ураган двигался нам навстречу. Концерт в Майами был отменен, жителей Флориды эвакуировали"
Отметив 30-летие группы «ВВ» всеукраинским туром, Олег Скрипка со своим коллективом отправился с гастролями в США. Между концертами певец успел записать несколько новых песен и снять клип на известную украинскую песню «Несе Галя воду». О новинках своего творчества, 20-летии со дня выхода одного из самых памятных альбомов «Музiка» Олег рассказал за ужином в своем любимом ресторане на Андреевском спуске. Кстати, сам певец к еде не притронулся, пил только воду.
— Олег, «ВВ» ведь изначально была рок-группой. Как в вашем репертуаре появились народные песни?
— Группу пригласили выступить в Польше в 1988 году. Это был наш первый выезд за пределы Советского Союза, в другой мир. Отправились по приглашению Всемирного конгресса украинцев. Эту организацию в советское время рисовали злостными «бандеровцами». И вот мы, студенты-панки, поехали в самое их логово. После концерта нас пригласили в красивый пансионат под Варшавой на заседание, где среди прочего хозяева рассказывали, сколько вареников они налепили, разукрасили писанок по всему миру.
После официальной части мы отлично поужинали, выпили, и нас попросили спеть что-то для души, для танцев. И я вспомнил песни, которые выучил в селе на Полтавщине, среди них была и «Галя». И мы врезали ее. Люди не могли усидеть на местах, танцевали и подпевали нам. А под песню «Горiла сосна» все плакали. Вот она, золотая жила, подумал я тогда и решил активно использовать в творчестве фолк.
Потом, когда я уже поехал во Францию, играли там рок-концерты, а иногда давали акустические концерты, которые пользовались большой популярностью. Один наш друг предложил записать акустический альбом — «Закустика», с тематическими песнями к застолью. Писали мы его во французском кафе «Ше Пиф», когда не было посетителей. В него вошли наши песни в акустике и народные, которые мы исполняли, к примеру, «Ти ж мене пiдманула». Позже народные песни стали добавлять в электрические альбомы, а «Несе Галя воду» почему-то так и оставалась все время за бортом. И вот спустя 30 лет мы решили исправить эту несправедливость, записать песню и снять клип.
— Очень необычный для фолк-музыки.
— Это работа в стиле этно-гранж. На такое решение, наверное, меня вдохновило творчество Курта Кобейна. После концерта в Сиэтле в рамках нашего американского тура я поехал к дому музыканта, сел там на лавочку. Смотрел на океан и медитировал, думая о клипе. Во время гастролей был на связи с ребятами из съемочной команды, рассказывал им свои идеи по поводу видео.
Снимали мы клип в одном из спортзалов в промзоне Киева. По сценарию, так начинается урок патриотического воспитания старшеклассников, но вместо ленинского урока зал взрывается украинским хитом от музыкантов «ВВ», стилизованных под американских гранжеров. Я хотел показать, что именно молодежь является тем вулканом, который способен раскачать общество. Кстати, получилось все очень натурально — во время съемок порвался шланг, через который подавали воду, весь зал затопило, мы были полностью мокрые, но снимать не прекращали. А в финале по-настоящему порвали мой коллекционный баян советского производства.
— Правда, что во время гастролей в США вы попали в ураган и даже написали англоязычную песню «Ирма»?
— Мы ехали с западного берега на восточный, и ураган в то же время угрожающе двигался нам навстречу. Когда должны были выступать в Майами, ураган уже туда добрался. Концерт был отменен, жителей Флориды эвакуировали. Мы задержались в Миннесоте, наблюдали ужасные последствия стихийного бедствия по телевизору. Новая англоязычная песня была уже полностью готова, в США только свел ее на студии. Я ее немного изменил и решил назвать «Ирма», посвятив человеческим отношениям, взаимопомощи, дружбе. Меня потрясло то, как люди оказывали помощь друг другу, спасали животных. Для соцсетей смонтировали клип с натуральными кадрами. Когда в стране подобная беда или война, как у нас, очень важна человеческая поддержка, умение сочувствовать и помогать друг другу. Мы тоже учимся этому. Американцы очень сплоченные как на государственном уровне, так и на общественном.
Я встречался в США с волонтерскими организациями и был поражен масштабами их помощи Украине. В Сан-Франциско познакомился с интересной семьей из Одессы, которая называет себя жидобандеровцами. Они возглавляют местное волонтерское движение. Пересылают в поддержку Украине сотни тысяч долларов, медикаменты, одежду, продукты… Они и меня все время пытались накормить.
— Чем угощали?
— Америка нравится мне многим, но только не едой. Меня угостили суперэкояблоками. Я им говорю: «Ребята, у нас в Украине лучшие в мире яблоки, тем более сейчас как раз сезон и у меня свой сад. Вряд ли вы меня удивите». — «Нет, ты попробуй наше». Съел я то красивое огромное яблоко сорта «голден». После этого мой желудок остановился почти на сутки, с ним происходили ужасные вещи. Так у меня было поначалу и с другими продуктами.
Когда они решили накормить меня в следующий раз, предложил поехать в японский ресторан. Как же я был удивлен, что японцы, которые родились и выросли в США, понятия не имеют о настоящей японской кухне. Я заказал салат из морских водорослей чука, к которому в приличных местах всегда подают ореховый соус. Оказывается, они о нем даже не слышали.
Но есть в Штатах и прекрасные экомаркеты, при которых были кафе, где можно было себе что-то приготовить из выбранных продуктов. К примеру, в обычном маркете небольшой продуктовый набор обойдется в 25—40 долларов, а в специализированном — больше 100. Очень вкусные там арбузы. Такие, как у нас, только без косточек.
— Ровно 20 лет назад, во время вашего французского периода жизни и творчества, был записан альбом «Музіка». Как будете отмечать?
— Для меня он такой памятный и многострадальный. Начали записывать его в Киеве, а сводить решили в Париже. В целях экономии поехали с Сашей Пипой через Прагу. Туда приехали на поезде, а дальше — на автобусе. И вот вышли мы на вокзале в Праге с чемоданами бобин, баяном, гитарой и деньгами на сведение альбома. На перроне персонажи кавказской внешности взяли нас на гоп-стоп, отобрали все деньги. Мы остались в чужом городе без копейки и без знакомых. Знали только, где находится украинская редакция радио «Голос Америки», где у нас брали интервью как у молодых музыкантов. Побрели мы туда пешком со своими баянами и гитарами. К счастью, журналисты нас спасли — накормили, собрали деньги на билеты в Париж. А там мы уже сами заработали на концертах. Но средств на запись альбома все равно не было.
— Как же вы все-таки записали альбом Музіка?
— Можно сказать, нелегально. Договорились со студией, что будем приходить ночью. Правда, весь привезенный из Киева материал пришлось переписать, его качество оставляло желать лучшего. Мы с Сашей Пипой сыграли все по-новому. Это был как раз конец сентября 1997 года. На тот момент я расстался со своей французской женой, которая как раз перед этим записала свой голос для песни «Горiла сосна» с хором французских танцовщиц. Я тогда остался практически на улице, иногда ночевал в студии, где писал альбом. Когда работа над ним закончилась, я понял, что любовь прошла, закончился мой период французской жизни. Что делать дальше, не знал совершенно.
И вот вышел я на парижскую улицу ранним сентябрьским утром с готовым альбомом в руках, как вдруг пошел снег. Тогда я вспомнил центровой мистический кадр из фильма Акиры Куросавы «Легенда о Нараяме», где идет снег в летних японских горах, и я понял, что это судьбоносный момент…
— И вы отправились покорять Москву?
— Тогда только таким образом можно было пробиться в шоу-бизнес. Там я подписал контракт на выпуск альбомов, и мы начали снимать клип на песню «Весна», хотя, честно, изначально хотел экранизировать другую песню. Но москвичи меня переубедили. Снимали на «Мосфильме». Режиссером стал украинец Александр Солоха, оператором — Макс Осадчий, «крышевал» нас Миша Козырев из Ривного, основатель фестиваля «Нашествие».
Приезжаем мы с Пипой в условленное время на «Мосфильм», а павильон закрыт на огромный амбарный замок. Просидели под дверью несколько часов, пока не начали подтягиваться ребята. Оказалось, что к съемкам еще ничего не готово. Стали стягивать какие-то декорации в украинском стиле, нашли воз, оборудовали сарай. Костюмер принес мне безразмерную вышиванку, синтетические шаровары, перешитые из красного советского флага, и соломенный брыль. Сниматься в этом я, естественно, отказался.
Хорошо, что со мной был чемодан с вещами из секонд-хендов Парижа, Киева, а также от Лакруа, черный лак для ногтей и баян изумрудного цвета. Сам придумал себе образ — модную красную водолазку и штаны-треники с четырьмя белыми полосками (не с тремя, как у «Адидас»). Костюмер встал в позу и заявил, что водолазку надо погладить. Я сказал, что это стрейч, не требует глажки, но он настоял на своем. Через час приносит водолазку с дыркой от утюга на спине. Я обалдел — это был мой любимый гольф, в котором постоянно выступал.
— Как вышли из ситуации?
— Таки надел свою водолазку с дыркой. Костюмера предупредил, что клип смонтируем так, чтобы ее было видно. И действительно, если внимательно присмотреться, то в одном из кадров дырка на спине довольно заметна. Позже я видел на российских музыкальных каналах еще несколько клипов, которые сняли в тех же декорациях. Повезло, что те работы не стали популярными.
После презентации клип «Весна» быстро стал хитом на российском телевидении. И только потом его по указке из Москвы «спустили» в Украину и стали крутить на отечественных каналах. Иначе, как всегда, заявили бы, что это «не формат», и хита бы не вышло. Так работает шоу-бизнес.
Второй клип — на песню «Любов» — тоже снимали в Москве. Причем и команда, и костюмер были те же. Очевидно, ему было стыдно за свою оплошность, потому что он подошел ко мне и говорит: «Можешь выбрать себе из реквизита любую вещь». И я нашел крутые ботинки 70-х годов прошлого века на платформе.
— Песне «Весна» уже 20 лет, но без нее не обходится ни один концерт. Не надоело петь одно и то же?
— Еще ни один концерт не прошел без «Танцiв», которым уже более 30 лет. Я пару раз пытался закончить выступление без этих композиций, но публика требовала их и не отпускала нас со сцены. И так каждый раз, даже если презентуем новую программу. Я просто смирился с этим. Подхожу к этому, как актер театра кабуки, который должен в классическую пьесу без изменений мизансцены и импровизаций каждый раз вносить новые эмоции.
Кстати, «Весна» звучала даже в космосе. Альбом «Музіка» стал единственным в мире диском, побывавшем на околоземной орбите. В 1997 году наш соотечественник Леонид Каденюк, отправляясь в космос на американском шаттле «Колумбия», взял три личные вещи: флаг Украины, Конституцию и наш альбом.
— Как выбирали песню, ставшую саундтреком для совместного украинско-словацкого фильма «Межа», который претендует на премию «Оскар» от Словакии?
— Продюсер картины Адрей Ермак предложил мне записать песню «Гей, соколи». Пожалуй, это один из немногих украинских народных хитов, который не исполняла ранее «ВВ». Эта песня популярна также в Польше, Словакии и Беларуси. Возможно, история ее тянется еще со времен Речи Посполитой. Теперь это наше общее культурное наследие. Сейчас монтируем клип с кадрами из этого фильма. Я не лишен актерских амбиций. Последний раз снимался в фильме «Моя Русалка, моя Лореляй», где играл милиционера. Фильм был представлен на Одесском кинофестивале в 2014 году. Картина на русском языке, украинскую версию так и не сделали. Началась война, поэтому прокатная жизнь ленты в Украине оказалась печальной. А в России фильм запретили к показам. С удовольствием снялся бы в украинском фильме, жду предложений.
1516Читайте нас в Facebook