«где же мне носить эти сапоги? В квартире, не заходя в ванную? « — возмутилась покупательница
«Думаю, эксперт, написавший ответ, даже в руки не брал ту пару, что я вернула в магазин»
В октябре прошлого года киевлянка Наталья Кувшинова в одном из магазинов «Монарх» приобрела зимние сапоги (кассовый чек N 4451).
- Я проходила в них всего неделю в обычную зимнюю погоду, — рассказывает Наталья Мефодиевна, — и кожа на носке правого сапога растянулась. Рассмотрев пару повнимательнее, я заметила: меховую подкладку не затянули под подошву должным образом — ее просто прижали стелькой. Деформация внешне незаметна, но когда наденешь сапоги, это сразу становится видно. Я обратилась в магазин с просьбой устранить недостаток, если это возможно, или вернуть мне деньги. Кроме того, спросила, есть ли на данную модель гигиеническое заключение. Но продавец его не показал. Мне дали заполнить бланк заявления, и только после этого забрали обувь.
Ответ покупательнице пришел почти через месяц. Управляющий в магазине «Монарх» убеждал Наталью Кувшинову в том, что она сама виновата, потому что носила сапоги во влажную погоду: «Характер деформации, состояние пакета материалов верха обеих рассматриваемых полупар свидетельствует о том, что она эксплуатировалась в условиях влажной среды, что допустимо только для резиновой обуви». Клиентке «напомнили»: ее предупреждали о возможных последствиях, ведь при покупке в магазинах «Монарх» выдается «Памятка покупателю», где значится: «если обувь из натуральной кожи носить в сырую, дождливую, слякотную погоду, изделие испортится и потеряет товарный вид».
- А когда же и где мне носить эти сапоги? — удивляется Наталья Мефодиевна. — Летом? Или по квартире, не заходя в ванную? Думаю, эксперт, написавший ответ, даже в руки не брал ту пару, которую я вернула в магазин. А письмо, что мне прислали, — это просто формальная стандартная отписка.
Наталье Кувшиновой предложили провести независимую экспертизу изделия, если она не согласна с заключением специалистов. Но предупредили: если в результате будет доказано, что недостатки возникли по вине покупателя, женщине придется возместить продавцу затраты на проведение экспертизы.
- Я и так больше пятисот гривен заплатила за обувь, в которой не могу ходить, так еще на экспертизу потратиться? — возмутилась женщина. — Так и не вернув мне деньги, все уговаривали забрать поврежденную обувь. Но я все же сапоги оставила в магазине — носить их невозможно, да и в мастерской не починят — такие дефекты устраняют только на производстве.
Отчаявшись решить проблему самостоятельно, Наталья Кувшинова обратилась за помощью в Общество защиты прав потребителей «Закон».
«Не стесняйтесь требовать чек, даже если товар приобретаете на рынке»
- Многие продавцы обуви пытаются неправильно подменить положения статьи 14 Закона «О защите прав потребителей» положениями статьи 19 Закона «О торговом обслуживании» и уговорить покупателя подписать заявление с просьбой о ненужной услуге — проведении экспертизы потери качества обуви, — прокомментировал ситуацию председатель Общества защиты прав потребителей «Закон» Владислав Андрющенко. — Продавцы часто пытаются сбить потребителя с толку, ссылаясь на положение о том, что в случае заключения экспертизы, подтверждающего надлежащее качество обуви, покупателю придется возместить затраты на проведение исследований. Таким образом магазин намеревается избежать возврата денег за бракованный товар.
Как этому противостоять? Во-первых, следует учесть, что та же статья 19 Закона «О торговом обслуживании» запрещает навязывать потребителю ненужную ему услугу. Во-вторых, даже если продавец будет доказывать, что дефекты покупки возникли по вине покупателя, настаивайте на экспертизе. В Рекомендациях Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины подробно перечислены дефекты кожаной обуви, которые могут свидетельствовать о нарушениях условий ее эксплуатации.
Это механические повреждения (ожоги, порезы, царапины, проколы), деформация вследствие неправильной носки, сушки, действия химических веществ, ремонта (кроме замены набоек и подклеивания профилактических подметок). Если в течение гарантийного срока вы не причинили обуви таких дефектов, то можете не переживать за экспертное заключение. Продавец не имеет права убеждать покупателя: обувь, мол, пришла в негодность из-за того, что носилась в сезон, на который и рассчитана!
По словам Владислава Андрющенко, сегодня даже в дорогих магазинах — а на рынках и подавно! — редко увидишь информацию о гарантийных сроках пригодности обуви. Чтобы иметь возможность вернуть некачественный товар или подделку, не стесняйтесь требовать чек, даже если товар приобретался на рынке.
Также полезно спросить о гарантийном сроке на продукцию, об имеющихся гигиенических заключениях и сертификатах соответствия.
- Если вы купили зимние сапоги после 15 марта, и это подтверждается чеком, — объясняет Владислав Андрющенко, — то 60 дней гарантийного срока будут исчисляться только с 15 ноября. Аналогично, если вы купили летнюю обувь после 15 сентября, то гарантийный срок начнется с 15 мая следующего года. Гарантийный срок купленной 5 мая 2008 года демисезонной обуви будет разделен на несколько частей: с 5 по 15 мая, с 15 сентября по 15 ноября, и если еще длится гарантия на данный вид обуви — с 15 по 20 марта 2009 года.
В течение всего гарантийного срока при наличии чека можно воспользоваться законным правом обменять некачественный товар или вернуть деньги за покупку, а за отказ покупателю в реализации этого права продавцу грозит штраф в десятикратном размере стоимости товара.
ПАМЯТКА ПОКУПАТЕЛЮ
Гарантия на модельную обувь, в зависимости от материала, из которого сделана подошва, — от 50 до 80 дней, обязательный срок эксплуатации повседневной и детской обуви — от 40 до 70 дней. Гарантийный срок начинается со дня продажи или в начале сезона. В Украине установлены такие границы сезонов:
летний — с 15 мая по 15 сентября,
зимний — с 15 ноября по 15 марта,
осенне-весенний — с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября.
1325Читайте нас в Facebook