ПОИСК
Культура и искусство

Юрий куклачев: «когда я говорил, что поеду в монако на фестиваль цирков, меня считали ненормальным. Но я поехал, и принц альберт пригласил меня к себе домой в гости»

0:00 5 февраля 2008
Юрий куклачев: «когда я говорил, что поеду в монако на фестиваль цирков, меня считали ненормальным. Но я поехал, и принц альберт пригласил меня к себе домой в гости»
Людмила КОВАЛЬСКАЯ специально для «ФАКТОВ» (Москва-Киев)
В Москве хотят закрыть единственный в мире Театр кошек, но знаменитый клоун, являющийся его руководителем, намерен бороться до конца, чтобы не допустить этого Пожалуй, нет на постсоветском пространстве человека, который не знал бы Юрия Куклачева и его знаменитого, не имеющего в мире аналогов, Театра кошек. Тем не менее уникальный театр оказался под угрозой закрытия. В конце июня прошлого года на специально созванной пресс-конференции Куклачев заявил, что пропала документация на собственность театра, были сделаны копии бухгалтерских документов. Более того, на спектакль приходили правоохранители, которые попросили Куклачева прервать выступление и открыть сейф — они подозревали, что руководитель театра крадет деньги из кассы. В прессе писалось, что скорее всего кому-то приглянулось здание театра на Кутузовском проспекте, 25, вот его и решили присвоить таким образом.

«Здание театра оценено в 35 миллионов долларов»

- Юрий Дмитриевич, как сейчас обстоят дела с вашим театром?

- Пока события, разворачивающиеся вокруг нашего здания на Кутузовском проспекте, напоминают мне пьесу в двух действиях. Первое прошло относительно благополучно — мы устояли, сейчас началось второе. Люди, заинтересованные в том, чтобы его у нас отобрать, подключают тяжелую артиллерию — чиновников высокого ранга. Чуть ли не каждый день меня вызывают в разные инстанции. На кон поставлены очень большие деньги — здание театра оценено в 35 миллионов долларов. В борьбе за такой куш все средства хороши. Выхода из этой ситуации может быть два: уступить либо бороться. Первый гораздо проще, но я выбираю второй.

- Но ведь может быть и третий — ваш театр с распростертыми объятиями примет любая страна мира.

РЕКЛАМА

- Этот вариант даже рассматривать не хочу, без России я не смогу. Поэтому, несмотря ни на что, много работаю, репетирую новый спектакль. Не так давно начал писать детские книжки — серия «Школа доброты». Неожиданно для меня самого они очень хорошо пошли. Дети читают их взахлеб, и меня это радует. А невзгоды, которые сейчас переживаю, дадут материал для написания еще одной книги о том, как бороться со злом.

- А как с ним бороться?

РЕКЛАМА

- В том-то и дело, что никак. Зло непобедимо. Но можно и нужно заниматься своим делом, идти выбранной дорогой. А враги пусть хоть разорвутся. Неси свет, и тьма расступится сама собой. Это было моим девизом всегда, а сейчас жизнь дает возможность проверить теорию практикой. Я ведь попадаю под пресс настолько мощных сил, что даже самому интересно, выдюжу или нет.

- Почему вы начали писать детские книжки?

РЕКЛАМА

- Тоже, наверное, судьба. Писать я начал в Иерусалиме. На Пасху умылся святым огнем и спросил себя: «Что я еще могу сделать, чем помочь несчастным, погибающим от наркомании детям?» Вопрос я этот задал неспроста. Несколько лет назад я поехал в дом, где родился и вырос. Вдруг такая ностальгия за душу взяла. Знаете, что меня потрясло сильнее всего? Большинства моих друзей детства уже нет в живых — кто-то спился, кто-то наркоманом стал. А ведь талантливые были ребята, многого могли бы в этой жизни достичь. Мне в свое время тоже предлагали вкусить запретный плод, но я всегда отказывался. У меня была цель, не хотел я ее разменивать на сиюминутные слабости.

Точно так же не могу спокойно смотреть, как сейчас мы теряем детей. Взрослых уже нельзя изменить, а вот за детей нужно бороться. В общем, задал я себе этот вопрос и услышал внутренний голос: «Пиши!» Я пришел в дом, где жил, и буквально за несколько дней написал свою первую книгу. Потом набросал еще несколько сюжетов. Сейчас вышла девятая книга, а планов у меня еще на тридцать-сорок. С тех пор я каждый год езжу в Иерусалим. Вот уже шесть лет.

Мои книги — это не столько литература, сколько психологическое повествование. Только не подумайте, что я сам все сочиняю. Я беру научные труды, в которых все это написано, и адаптирую их для детей. Кричу о том, что наболело, поэтому все мои тексты идут от души. Понимаете, чрезвычайно важно ввести ребенка в духовный мир. Вы можете его накормить, красиво одеть, научить правильно держать вилку и ложку. Но главное — научить его ориентироваться в духовном мире. Хорошо помню урок, который преподал мне мой большой друг Леонид Енгибаров незадолго до своей смерти. Был поздний вечер, мы с ним шли, беседовали, и вдруг он показал на небо: «Видишь ту звезду?» — «Вижу».  — «Она исчезла миллионы лет назад, а ее свет до сих пор идет. Так же происходит и с человеком: наше тело — всего лишь мясо, его сожрет червяк, а мысли и чувства могут жить. И если они добрые, будут согревать людей даже после нашей смерти. По сравнению с Вселенной душа — маленькая песчинка, но обладает огромной силой, потому что может жить вечно». Я еще тогда подумал: «Эк, его занесло!» И только спустя годы понял, как он был прав.

«Чтобы двигаться, как Чарли Чаплин, я начал заниматься балетом»

- В каком возрасте Юрий Куклачев определил, в чем его дар?

- В семь лет. У меня был замечательный дядя, звали его Васей. Он часто приходил к нам домой, они с отцом любили после работы выпить по рюмочке. Но отец оказался крепким мужиком, а дядя Вася со временем спился. Он был неоднозначным человеком. Вы много видели парторгов, которые в свободное от работы время читали бы Библию? А дядя Вася читал. И вот однажды он просто огорошил меня вопросом: «Для чего ты пришел в этот мир?» Я посмотрел на него, как на больного: «Я живу для того, чтобы жить». «А что значит жить?» — спросил он. «Кушать, играть, веселиться, спать, учиться, работать». «О! — воскликнул дядя Вася.  — Работать — это уже близко к истине. А кем ты хочешь работать? Вот сегодня не спи, а думай, кем хочешь стать». Тут решила вмешаться моя мама: «Вася, оставь ребенка в покое, мал он еще для таких разговоров». «Нет, Валюша, — ответил он.  — Самое время. Или ты хочешь, чтобы твой сын стал бобиком, который будет бегать, как охотничья собака, вынюхивать и искать, где ему больше заплатят?» Почему-то меня больше всего задело слово «бобик».

- И вы…

- … всю ночь не спал. Наверное, впервые в жизни. Перебирал все известные мне профессии, проигрывал каждую из них в уме. Конечно, одной ночи мне не хватило, потому что, задумавшись, например, о профессии летчика, я очень глубоко вникал в нее: читал книги, представлял себя в кабине самолета. Пока не понял, что это — не мое. Тогда начинал думать о новой. Так продолжалось до тех пор, пока я не увидел по телевизору Чарли Чаплина. Как я смеялся! Потом вскочил, начал прыгать по комнате, и когда мои родители рассмеялись, понял: какое же это счастье — смешить людей. Судьба моя была решена — я захотел стать клоуном. А ведь, казалось бы, шансов для исполнения этой мечты у меня никаких: я был маленьким, худеньким, рыжим и конопатым. Но самое главное — у меня была простая семья, никто из родных не имел никакого отношения к миру искусства.

- И вы начали готовить себя к карьере клоуна?

- Чтобы двигаться так, как Чарли Чаплин, пошел в балет. Представляете?! Потом начал заниматься спортом. В цирковое училище я поступал шесть лет подряд. Когда на шестой раз меня не взяли, помню, пришел домой совершенно убитый и сказал отцу: «Мое искусство никому не нужно! В меня никто не верит, говорят, у меня нет необходимых для этой профессии данных. Но сердцем-то я чувствую, что должен стать клоуном!» Отец вздохнул и ответил: «Сынок, ты ошибаешься. Есть один человек, который верит в тебя, это я». Мой отец был очень умным и хитрым человеком, разбирался в психологии. Он дал мне именно то, чего мне тогда катастрофически не хватало — веру в себя. «Все равно буду клоуном», — сказал я ему и пошел работать в народный цирк. Стал лауреатом Всесоюзного смотра артистов цирка, меня узнал весь Советский Союз. И я все-таки поступил в училище!

«Встреча с голодным бездомным котенком стала для меня судьбоносной»

- Надо так понимать, на этом вы не остановились?

- Я начал упорно репетировать и всем говорил, что готовлюсь на Всемирный чемпионат цирков, который пройдет через три года в Монте-Карло. Конкурс принц Монако организовывает. На меня смотрели, как на ненормального! Но я таки поехал, и принц Монако пригласил меня к себе домой. Я стал настоящей звездой. Только в одном я тогда ошибся — поехал не через три года, а через пять. А спустя еще несколько лет в Канаде мне вручили приз «Золотая корона клоунов» с формулировкой «За гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма».

- Не у всех мечты сбываются.

- У меня есть методика, позволяющая исполнять желания. Все началось с того задания, которое дал мне дядя Вася. Тогда я мысленно проигрывал профессии, а потом начал проигрывать свое будущее. И все сбывалось.

- Похоже на волшебство!

- Чистой воды психология — сила позитивного мышления. Я и детей этому учу. Говорю: «Дорогой, если ты заранее не спланировал свой день, считай, он у тебя пропал. Не спланировал неделю — пропала неделя. Не определил задачи на год — нет года.

- Почему для своих номеров вы выбрали именно кошек?

- Это не я их, а они меня выбрали. Как-то я гулял в парке, шел дождь, и вдруг из кустов раздалось жалобное мяуканье. Это был очень мокрый и голодный котенок. Я принес его домой, обогрел, накормил. Он оказался таким уморительно смешным, так забавно двигался, что я подумал: а почему бы не выйти с этим номером на сцену? Бывают судьбоносные встречи с людьми, а это такая же встреча, но с животным.

Кстати, на примере кошек очень легко учить детей. Я ведь малышей увлекаю кошечкой и собачкой, чтобы потом говорить о гораздо более серьезных вещах. «Хочешь кошечку — сначала попробуй воспитать себя». Ведь животное в доме  — это не только развлечение. За ним надо ухаживать: кормить, убирать продукты жизнедеятельности. Очень неприятно пахнет, а надо найти в себе силы убрать, не сваливать эту работу на папу и маму. С собачкой нужно гулять три раза в день. Вот на этом и построена моя методика, я ее называю «животерапией». Дети, которые проходят такое воспитание, становятся самостоятельными, их невозможно превратить в стадо.

 

372

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров