ПОИСК
Происшествия

«отправив нас — по официальному контракту! — на разрушенное судно, хозяин хотел сделать из команды послушных рабов»

0:00 15 марта 2008
«отправив нас — по официальному контракту! — на разрушенное судно, хозяин хотел сделать из команды послушных рабов»
Из Африки на родину вернулись украинские моряки, которых под дулами автоматов пытались заставить заниматься контрабандной доставкой нефтепродуктов

«ФАКТЫ» уже сообщали (в номере от 29 февраля) о том, что украинские моряки, официально прибывшие на работу в Республику Бенин (Африка), попали на полуразваленное судно, принадлежащее контрабандисту. Наших соотечественников, отказавшихся заниматься незаконной доставкой нефтепродуктов, лишили провизии, питьевой воды, удерживали в открытом океане, им угрожали физической расправой. Благо у них на борту имелась спутниковая радиосвязь, благодаря которой ситуация стала известна «внешнему миру».

Бессильной в разрешении конфликта оказалась Международная федерация транспортников. Ее сотрудники заявили, что их полномочия «не распространяются на эти территории». К поискам выхода из ситуации подключились МИД и Служба безопасности Украины. На днях нашим морякам удалось благополучно возвратиться на родину. Среди немногочисленных встречающих был и корреспондент «ФАКТОВ».

«Куриные яйца оказались тухлыми, а мясо — гнилым»

 — Мы, конечно, очень устали, — сказал «ФАКТАМ» капитан Василий Парий.  — Однако первым делом я пойду в крюинговое агентство «Фоксмарин», которое нас направило в этот ад…

Выйдя из офиса агентства, судоводитель и его старший помощник Александр Авраменко о чем-то оживленно беседовали, улыбались.

РЕКЛАМА

 — Мы испытали чувство удовлетворения от шокового состояния сотрудников агентства, — сказали моряки.  — Естественно, нам не обрадовались. Заявили, что они — только посредники…

 — С подобным отношением сталкиваюсь впервые, — говорит 36-летний старший помощник Александр Авраменко.  — Все предыдущие рейсы я выполнял в составе иностранных экипажей. Обычно мне звонил представитель судовладельца, предлагал судно, сообщал условия контракта. Если я соглашался, документы высылали на адрес конкретной фирмы. Так было и на этот раз — с греческой компанией Maritime Management Synergy S. A. Мне позвонили из одесского агентства «Фоксмарин», предложили пойти в рейс на хороших условиях. Ранее я не имел взаимоотношений с этим агентством.

РЕКЛАМА

Поначалу все выглядело обнадеживающе. Радовало, что в экипаже будут соотечественники (основной состав — одесситы, капитан — из Винницы, второй механик — из Севастополя.  — Авт. ). Насторожило лишь то, что я оговаривал четырехмесячный период работы, а мне предложили семимесячный. Когда сказал об этом, сотрудники фирмы позвонили в офис судовладельца. Оператор по-русски ответил, что новый контракт на четыре месяца мне выдадут для подписания по прибытию на судно. Я согласился.

Обычно людей доставляют на суда небольшими группами. Так было и на этот раз. Сначала летел в Стамбул. Помимо меня в самолете были второй механик и электромеханик. Но тогда мы друг друга еще не знали. Познакомились позже. В Турции же нас никто не встретил. И номера телефона, по которому можно обратиться в случае возникновения проблем, не было. А следующий авиарейс — в Париж — лишь на следующий день. Пришлось выложить 264 доллара за ночлег в отеле. За 150-граммовую баночку «колы» и крошечный кекс — еще 12 евро…

РЕКЛАМА

В парижском аэропорту перед посадкой в самолет в Бенин, услышав русскую речь, познакомился с нашим вторым механиком. В Бенине нас встретил агент судовладельца и разместил в хорошем отеле. В номерах — кондиционеры, в холодильнике — прохладительные напитки… На третьи сутки я отправил жене sms: «Все так хорошо начинается, что страшно подумать о перспективе».

Однажды вечером нам позвонил агент: «Собирайтесь, едем на судно». Мы вышли в море в восемь часов вечера, а добрались до танкера в полпятого утра…

 — На каком расстоянии от берега он находился?

 — Тринадцать миль. Так называемый танкер представлял собой груду металлолома на плаву, угрожающую жизни членов экипажа и безопасности окружающей среды, — говорит третий механик Виталий Дзюба.  — Все каюты, бытовые помещения пришли в полное запустение. Не было тарелок, вилок, ложек. Не работали кондиционеры (это при 40-градусной жаре!). Вышла из строя канализационная система, стоял жуткий смрад. Ни медикаментов, ни условий для отдыха, ни рабочей одежды, ни постельного белья! Из еды — только немного риса. Куриные яйца, 90 штук, оказались тухлыми, мясо — гнилым. Но самое главное: не было воды — ни для питья, ни для бытовых нужд.

Капитан Василий Парий, к тому моменту находившийся на судне уже больше десяти суток, рассказал, что с первого дня вступил в деловую переписку с судовладельцем. Рапортами за подписью капитана и старшего механика официально уведомлял об истинном положении вещей. Сообщал о ситуации и в агентство «Фоксмарин», которое нас вербовало. Капитан выдвинул хозяевам условие: если не будет принято решение о ремонте судна, обеспечении его необходимыми материалами, экипаж требует репатриации на родину с возмещением материальных затрат и оплатой рабочих дней в соответствии с контрактом. Так полагается согласно нормам международного морского права и Кодекса торгового мореплавания.

«Судовладелец прислал к нам группу «спецназовцев», сказав им, что мы… захватили танкер»

 — Тем не менее члены экипажа не скрывали, что прибыли в чужую страну заработать деньги, — констатирует Александр Авраменко.  — Я сказал капитану, что тот объем ремонтно-восстановительных работ, который предстоит выполнить (в случае принятия судовладельцем наших условий), является, по сути, заводским. Мы же — инженеры-эксплуатационники, хотя и в состоянии осуществить ремонт. Потребовалось бы немало сил и времени, чтобы привести в рабочее состояние агрегаты и грузовые системы. Поскольку контрактом не были оговорены такие обстоятельства, я попросил у хозяев доплату. Представители судовладельца согласились на наши условия.

 — Однако владелец танкера не выполнил договор, — подчеркивает Василий Парий.  — Вскоре позвонил помощник хозяина Алекос и распорядился: «Помыть танки, следовать под погрузку!» Я категорически отказался выполнять команду. Если бы мы вышли в рейс, то по курсу следования либо в порту выгрузки нам предъявили бы обвинение в транспортировке контрабандного груза. Весьма вероятна утечка нефтепродуктов из проржавевших труб и судовых танков (трюмы для транспортировки топлива) еще в пути. Загрязнение окружающей среды — это нарушение международной конвенции, за которым следует прямое обвинение экипажа. Наказание — штраф в размере от 3 до 10 миллионов долларов. Кроме того, судовые танки не были дегазированы. Там оставалось более двух тысяч тонн неизвестной жидкости. При заполнении их бензином мог произойти взрыв. Любой из перечисленных вариантов — это неизбежное выяснение отношений с местными полицейскими, которые, вероятнее всего, связаны с той же мафией. Значит, последует судебная ответственность и наказание экипажа. Единственной возможностью избежать такой участи становится договор с судовладельцем. А тот диктует свои условия: хотите, чтобы вас не арестовали, будете работать на нас без зарплаты. Хозяин хотел заполучить дармовую рабочую силу, сделав команду своими рабами.

Ослушавшегося капитана сразу попытались «вразумить». Для этого поздними вечерами к судну подходил катер со здоровенными темнокожими парнями, которые на ломаном английском выкрикивали требование судовладельца: «Капитану немедленно покинуть судно!» Так повторялось неоднократно, но экипаж и его руководитель не давали друг друга в обиду.

 — Мы организовали охрану судна, — рассказывает Александр Авраменко.  — Задействовали для этого и работавших там филиппинских матросов. Тогда судовладелец направил к нам группу из 12 «спецназовцев», сказав им, что мы… захватили танкер.

 — Они привезли с собой какого-то человека и представили его как нового капитана, который должен принять дела, — уточняет Василий Парий.  — Поднявшись на борт, первым делом направились в радиорубку и по телефону связались с судовладельцем. Мы все слышали (громкая связь была включена), как Алекос сказал: «Этих украинцев нужно гнать к… »

Хочу отметить, что запугивание и угрозы, не остановили меня в Африке, не остановят и в Украине. Должны быть приняты конкретные меры к компаниям, которые, сотрудничая с черными судовладельцами, заманивают людей в «мышеловку». Ведь еще в Украине нас обрекли на рабство, направляя на судно, которое, как потом выяснилось, юридически не существует.

 — Капитан Василий Парий поступил профессионально грамотно, отказавшись выполнять явно преступные указания судовладельца, — прокомментировал «ФАКТАМ» председатель Федерации морских профсоюзов Украины Николай Барский.  — Ведь именно нашим морякам пришлось бы потом отвечать и за загрязнение окружающей среды, которое неминуемо произошло бы после промывки грузовых отсеков танкера, и за контрабандную перевозку нефтепродуктов.

Происшедшее — лишнее подтверждение того, как скрупулезно наши крюинговые компании должны подходить к выбору иностранного партнера — судовладельца. Мы же, со своей стороны, поможем возвратившемуся экипажу получить зарплату за фактически отработанное время, а также выплаты за материальный и моральный ущерб. Профсоюз будет ставить перед Министерством труда вопрос о лишении компании «Фоксмарин» лицензии, поскольку ею не выполнены лицензионные требования, в частности, по предоставлению достоверной информации о работодателе. Наших моряков отправили на «корабль-призрак»…

442

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров