«отправив нас — по официальному контракту! — на разрушенное судно, хозяин хотел сделать из команды послушных рабов»
«ФАКТЫ» уже сообщали (в номере от 29 февраля) о том, что украинские моряки, официально прибывшие на работу в Республику Бенин (Африка), попали на полуразваленное судно, принадлежащее контрабандисту. Наших соотечественников, отказавшихся заниматься незаконной доставкой нефтепродуктов, лишили провизии, питьевой воды, удерживали в открытом океане, им угрожали физической расправой. Благо у них на борту имелась спутниковая радиосвязь, благодаря которой ситуация стала известна «внешнему миру».
Бессильной в разрешении конфликта оказалась Международная федерация транспортников. Ее сотрудники заявили, что их полномочия «не распространяются на эти территории». К поискам выхода из ситуации подключились МИД и Служба безопасности Украины. На днях нашим морякам удалось благополучно возвратиться на родину. Среди немногочисленных встречающих был и корреспондент «ФАКТОВ».
«Куриные яйца оказались тухлыми, а мясо — гнилым»
— Мы, конечно, очень устали, — сказал «ФАКТАМ» капитан Василий Парий. — Однако первым делом я пойду в крюинговое агентство «Фоксмарин», которое нас направило в этот ад
Выйдя из офиса агентства, судоводитель и его старший помощник Александр Авраменко о чем-то оживленно беседовали, улыбались.
— Мы испытали чувство удовлетворения от шокового состояния сотрудников агентства, — сказали моряки. — Естественно, нам не обрадовались. Заявили, что они — только посредники
— С подобным отношением сталкиваюсь впервые, — говорит 36-летний старший помощник Александр Авраменко. — Все предыдущие рейсы я выполнял в составе иностранных экипажей. Обычно мне звонил представитель судовладельца, предлагал судно, сообщал условия контракта. Если я соглашался, документы высылали на адрес конкретной фирмы. Так было и на этот раз — с греческой компанией Maritime Management Synergy S. A. Мне позвонили из одесского агентства «Фоксмарин», предложили пойти в рейс на хороших условиях. Ранее я не имел взаимоотношений с этим агентством.
Поначалу все выглядело обнадеживающе. Радовало, что в экипаже будут соотечественники (основной состав — одесситы, капитан — из Винницы, второй механик — из Севастополя. — Авт. ). Насторожило лишь то, что я оговаривал четырехмесячный период работы, а мне предложили семимесячный. Когда сказал об этом, сотрудники фирмы позвонили в офис судовладельца. Оператор по-русски ответил, что новый контракт на четыре месяца мне выдадут для подписания по прибытию на судно. Я согласился.
Обычно людей доставляют на суда небольшими группами. Так было и на этот раз. Сначала летел в Стамбул. Помимо меня в самолете были второй механик и электромеханик. Но тогда мы друг друга еще не знали. Познакомились позже. В Турции же нас никто не встретил. И номера телефона, по которому можно обратиться в случае возникновения проблем, не было. А следующий авиарейс — в Париж — лишь на следующий день. Пришлось выложить 264 доллара за ночлег в отеле. За 150-граммовую баночку «колы» и крошечный кекс — еще 12 евро
В парижском аэропорту перед посадкой в самолет в Бенин, услышав русскую речь, познакомился с нашим вторым механиком. В Бенине нас встретил агент судовладельца и разместил в хорошем отеле. В номерах — кондиционеры, в холодильнике — прохладительные напитки На третьи сутки я отправил жене sms: «Все так хорошо начинается, что страшно подумать о перспективе».
Однажды вечером нам позвонил агент: «Собирайтесь, едем на судно». Мы вышли в море в восемь часов вечера, а добрались до танкера в полпятого утра
— На каком расстоянии от берега он находился?
— Тринадцать миль. Так называемый танкер представлял собой груду металлолома на плаву, угрожающую жизни членов экипажа и безопасности окружающей среды, — говорит третий механик Виталий Дзюба. — Все каюты, бытовые помещения пришли в полное запустение. Не было тарелок, вилок, ложек. Не работали кондиционеры (это при 40-градусной жаре!). Вышла из строя канализационная система, стоял жуткий смрад. Ни медикаментов, ни условий для отдыха, ни рабочей одежды, ни постельного белья! Из еды — только немного риса. Куриные яйца, 90 штук, оказались тухлыми, мясо — гнилым. Но самое главное: не было воды — ни для питья, ни для бытовых нужд.
Капитан Василий Парий, к тому моменту находившийся на судне уже больше десяти суток, рассказал, что с первого дня вступил в деловую переписку с судовладельцем. Рапортами за подписью капитана и старшего механика официально уведомлял об истинном положении вещей. Сообщал о ситуации и в агентство «Фоксмарин», которое нас вербовало. Капитан выдвинул хозяевам условие: если не будет принято решение о ремонте судна, обеспечении его необходимыми материалами, экипаж требует репатриации на родину с возмещением материальных затрат и оплатой рабочих дней в соответствии с контрактом. Так полагается согласно нормам международного морского права и Кодекса торгового мореплавания.
«Судовладелец прислал к нам группу «спецназовцев», сказав им, что мы захватили танкер»
— Тем не менее члены экипажа не скрывали, что прибыли в чужую страну заработать деньги, — констатирует Александр Авраменко. — Я сказал капитану, что тот объем ремонтно-восстановительных работ, который предстоит выполнить (в случае принятия судовладельцем наших условий), является, по сути, заводским. Мы же — инженеры-эксплуатационники, хотя и в состоянии осуществить ремонт. Потребовалось бы немало сил и времени, чтобы привести в рабочее состояние агрегаты и грузовые системы. Поскольку контрактом не были оговорены такие обстоятельства, я попросил у хозяев доплату. Представители судовладельца согласились на наши условия.
— Однако владелец танкера не выполнил договор, — подчеркивает Василий Парий. — Вскоре позвонил помощник хозяина Алекос и распорядился: «Помыть танки, следовать под погрузку!» Я категорически отказался выполнять команду. Если бы мы вышли в рейс, то по курсу следования либо в порту выгрузки нам предъявили бы обвинение в транспортировке контрабандного груза. Весьма вероятна утечка нефтепродуктов из проржавевших труб и судовых танков (трюмы для транспортировки топлива) еще в пути. Загрязнение окружающей среды — это нарушение международной конвенции, за которым следует прямое обвинение экипажа. Наказание — штраф в размере от 3 до 10 миллионов долларов. Кроме того, судовые танки не были дегазированы. Там оставалось более двух тысяч тонн неизвестной жидкости. При заполнении их бензином мог произойти взрыв. Любой из перечисленных вариантов — это неизбежное выяснение отношений с местными полицейскими, которые, вероятнее всего, связаны с той же мафией. Значит, последует судебная ответственность и наказание экипажа. Единственной возможностью избежать такой участи становится договор с судовладельцем. А тот диктует свои условия: хотите, чтобы вас не арестовали, будете работать на нас без зарплаты. Хозяин хотел заполучить дармовую рабочую силу, сделав команду своими рабами.
Ослушавшегося капитана сразу попытались «вразумить». Для этого поздними вечерами к судну подходил катер со здоровенными темнокожими парнями, которые на ломаном английском выкрикивали требование судовладельца: «Капитану немедленно покинуть судно!» Так повторялось неоднократно, но экипаж и его руководитель не давали друг друга в обиду.
— Мы организовали охрану судна, — рассказывает Александр Авраменко. — Задействовали для этого и работавших там филиппинских матросов. Тогда судовладелец направил к нам группу из 12 «спецназовцев», сказав им, что мы захватили танкер.
— Они привезли с собой какого-то человека и представили его как нового капитана, который должен принять дела, — уточняет Василий Парий. — Поднявшись на борт, первым делом направились в радиорубку и по телефону связались с судовладельцем. Мы все слышали (громкая связь была включена), как Алекос сказал: «Этих украинцев нужно гнать к »
Хочу отметить, что запугивание и угрозы, не остановили меня в Африке, не остановят и в Украине. Должны быть приняты конкретные меры к компаниям, которые, сотрудничая с черными судовладельцами, заманивают людей в «мышеловку». Ведь еще в Украине нас обрекли на рабство, направляя на судно, которое, как потом выяснилось, юридически не существует.
— Капитан Василий Парий поступил профессионально грамотно, отказавшись выполнять явно преступные указания судовладельца, — прокомментировал «ФАКТАМ» председатель Федерации морских профсоюзов Украины Николай Барский. — Ведь именно нашим морякам пришлось бы потом отвечать и за загрязнение окружающей среды, которое неминуемо произошло бы после промывки грузовых отсеков танкера, и за контрабандную перевозку нефтепродуктов.
Происшедшее — лишнее подтверждение того, как скрупулезно наши крюинговые компании должны подходить к выбору иностранного партнера — судовладельца. Мы же, со своей стороны, поможем возвратившемуся экипажу получить зарплату за фактически отработанное время, а также выплаты за материальный и моральный ущерб. Профсоюз будет ставить перед Министерством труда вопрос о лишении компании «Фоксмарин» лицензии, поскольку ею не выполнены лицензионные требования, в частности, по предоставлению достоверной информации о работодателе. Наших моряков отправили на «корабль-призрак»
444Читайте нас в Facebook