Почти шести миллиардов гривен, которые правительство изымет из столичного бюджета в 2008 году, хватило бы на строительство половины подольско-воскресенского моста
Бюджетные процессы в Украине — дело довольно сложное. Речь идет не только о «потугах» правительства и парламента по рождению главного финансового документа, но и о схемах наполнения казны государства. Среди источников ее наполнения — отчисления из местных бюджетов. Подобная практика общепринята как в постсоветских странах, так и капиталистических.
Что поделаешь: есть города, прилично зарабатывающие за счет эффективной власти, но есть и регионы, которые не зарабатывают вовсе. Первых принято называть бюджетными донорами, вторых — «депрессивными» областями. Схема, заложенная в основу такого добрососедства, казалось бы, проста: богатые регионы делятся с бедными.
Но справедлив ли такой механизм и не наносит ли он непоправимый ущерб «донору»? Экономисты подсчитали: из тех средств, которые изымают из бюджета Киева, можно было выдать по две тысячи 93 гривни каждому официально зарегистрированному жителю столицы.
Как только необходимо закрыть очередную «дыру» в казне страны, Кабмин берет деньги у столицы
Более щедрого донора чем столица, в Украине нет. Естественно, киевляне зарабатывают больше, чем среднестатистический житель любого другого города. Но и жизнь в столице недешевая. Ряд категорий горожан — пенсионеры, матери-одиночки, инвалиды, студенты — и вовсе нуждаются в материальной поддержке.
Власти Киева делают для компенсации разрыва между стоимостью жизни и доходами жителей города немало. Особенно за последние два года. Предусмотрены муниципальные пенсии, надбавки из городского бюджета к зарплатам медиков, педагогов, различные дотации, выплаты, субсидии Правда, и здесь правительство, как оказалось, может застопорить социальные программы. Причем чисто техническими методами, учитывая сложность бюджетной системы Украины. Достаточно указания Госказначейства — и выплата адресной материальной помощи прекращается. А деньги, заработанные киевлянами, волевым решением одного из высокопоставленных чиновников изымаются без согласия громады и переправляются на другие, более «существенные» государственные нужды. Их, естественно, определяет все тот же чиновник.
Остановить такое распределение средств столичная мэрия, к сожалению, не может — по закону. И получается: как только Кабмину необходимо закрыть очередную «дыру» в казне страны, правительство берет деньги у столицы. К тому же с каждым годом все больше А ведь дефицит государственного бюджета возникает регулярно
Усугубляют ситуацию постоянно растущие объемы популистских программ и выплат, которые каждое новое правительство (Кабмин в Украине меняется практически ежегодно) пытается сделать более существенными, чем предыдущее. Отечественные премьер-министры один за другим ищут свои подходы к решению проблемы дефицита: кто-то покрывает его за счет займов у других государств или международных организаций, чем постоянно повышает внешний долг страны. Кто-то увеличивает доходную часть бюджета за счет продажи государственных предприятий (кстати, этот ресурс тоже рано или поздно будет исчерпан). Ну а некоторые правительства банально усиливают налоговое бремя на предпринимателей и обычных граждан страны. Дефицит 2005 года, к примеру, удалось, покрыть за счет продажи «Криворожстали».
Сейчас аналитики бьют тревогу: бюджетный дефицит нынешнего года может стать самым большим за всю новейшую историю Украины. По оценкам экономистов, он превысит 16 миллиардов гривен. Значит, можно ожидать очередную атаку на бюджеты регионов-»доноров», прежде всего Киева. Из казны столицы в текущем году планируется, к примеру, «вынуть» ни много ни мало пять миллиардов 651 миллион гривен, что практически в два раза превышает прошлогодние показатели и в семь(!) раз — изъятия, осуществляемые при предыдущем столичном мэре. Причем рост отчислений растет не только в абсолютных значениях, но и в процентах от итоговой суммы доходов города. Это, по мнению аналитиков, — вопиющее нарушение положений действующих нормативов.
Дотационные области действительно существуют за счет тех регионов, где доходы превышают расходы. И рост абсолютной суммы изъятий для Киева объективно объясняется ростом доходов города. А вот рост в относительных значениях является экономически необоснованным! Ну чем не грабеж среди белого дня
На что же уйдут деньги киевлян? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить самую «неподъемную» и нетипичную для государственной казны социальную программу. Нынешний год начался под лозунгом выплаты компенсаций по обесценившимся вкладам бывшего Сбербанка СССР. Вернуть людям деньги пообещала во время избирательной кампании на досрочных парламентских выборах осенью 2007 года лидер БЮТ Юлия Тимошенко. Став премьер-министром, она сразу же бросилась исполнять задуманное. В результате — очереди под Сбербанками, неразбериха и скандалы между клиентами и сотрудниками сберкасс, испорченные нервы сотен тысяч наших соотечественников, прежде всего стариков.
О том, что из-за популистского шага главы Кабмина спровоцирован резкий рост инфляции в стране, сейчас не говорит разве что ленивый. Президент Украины Виктор Ющенко уже несколько раз делал громкие заявления, призывая правительство держать инфляцию и рост цен на продукты питания под контролем. Но продукты по-прежнему дорожают, а доходы соотечественников обесцениваются.
Громкий премьерский жест по выплате компенсаций для всей страны оплатили фактически киевляне!
А теперь что касается денежной составной Киева в системе компенсации вкладов Сбербанка. Согласно постановлению Кабмина (от 9 января 2008 года Ь 1), на компенсацию вкладов в текущем году планируется выделить шесть миллиардов гривен, из которых 5,76 миллиарда — самим вкладчикам, 0,24 миллиарда — наследникам умерших клиентов Сбербанка. Получается, что 5,65 миллиарда забирают у Киева и 5,76 миллиарда отдают вкладчикам. Вывод простой: громкий премьерский жест по выплате компенсаций для всей страны оплатили фактически киевляне!
Из столичных 5,65 миллиарда гривен далеко не всем вкладчикам Сбербанка компенсировали по одной тысяче гривен. Из этой суммы киевлянам можно было выдать по две тысячи 93 гривни, причем каждому официально зарегистрированному жителю столицы! На среднестатистическую семью из трех человек вышло бы шесть тысяч 300 гривен. Эта та цена, которую киевляне заплатили из своего кармана за пиар действующего премьера.
Конечно, можно отбросить меркантильные интересы, но и для города в целом почти шесть миллиардов гривен — сумма немалая для решения, скажем, транспортных проблем. Например, Подольско-Воскресенский мост, крайне необходимый столице, чтобы разгрузить автомагистрали и открыть линию метро на Троещину, строится за счет городского бюджета. Стоимость мостового перехода — 10 миллиардов гривен, потому «изъятых» из столичной казны 5,65 миллиарда хватило бы как раз на половину мостового перехода
Еще пример: в ближайшее время в Киеве откроются четыре новые станции метро. На них город потратил около двух миллиардов гривен — в среднем по 500 миллионов на каждую. То есть на изъятые бюджетные деньги в столице можно было бы открыть еще 11 станций метрополитена. Взамен же Киев денег из государственного бюджета практически не получает. Обещания выделить средства на строительство метро, моста на Троещину или Большую Окружную дорогу так и остались нереализованными поручениями правительства.
Сложившаяся ситуация имеет один позитивный аспект. Она стимулирует интеллектуальную активность действующей власти и заставляет ее проявлять невиданную находчивость. Так, команда действующего мэра нашла способ выйти из этого замкнутого круга. Город начинает реализацию крупных инфраструктурных инвестиционных проектов за счет привлеченных кредитных средств коммерческих банков. А когда поступят субвенции, их потратят на возвращение кредита.
Впереди внеочередные выборы мэра и Киевсовета. Эксперты отмечают: к власти рвутся крупные застройщики, которым нужна столичная земля и политические силы, желающие получить прямой доступ к городской казне. Но устраивает ли киевлян подобный расчет политиков и согласны ли жители столицы за одну тысячу гривен разовой компенсации лишиться шести тысяч 300 гривен на семью в год?
Ответ на этот вопрос горожане дадут 25 мая.
182Читайте нас в Facebook