Николай катеринчук: «в свободное время очень люблю ходить в спортзал, постучать по груше»
Лидер Европейской партии Украины Николай Катеринчук в представлении не нуждается. В 2004 году он стал одной из ключевых фигур судебного процесса в Верховном суде, который признал результаты второго тура президентских выборов недействительными. Не успели отгреметь фанфары прошлогодних досрочных парламентских выборов, как имя Николая Катеринчука вновь на слуху. На сей раз 40-летний Николай Дмитриевич баллотируется на пост мэра Киева, но говорит, что, когда Украина станет членом Европейского союза, он перестанет заниматься политикой и пойдет в продюсеры. «У каждого человека должна быть мечта и любимое дело. Если кто-то мне скажет, что политика — его любимое дело, я буду считать этого человека шизофреником», — признался в интервью «ФАКТАМ» Николай Катеринчук.
«Я не привык, чтобы за меня кто-то что-то делал, а я приходил на готовенькое»
— Николай Дмитриевич, скажите, откуда такой ажиотаж вокруг кресла мэра? Баллотируются все, начиная от первого вице-премьера и заканчивая домашней акушеркой. Там что, медом намазано?
— Свободное выдвижение кандидатов на любые выборные должности в стране — это нормальный демократический процесс. Каждый гражданин может сделать это и попытаться доказать, что горожане должны выбрать именно его. Другое дело, что такое огромное количество претендентов на должность мэра Киева можно объяснить тем, что многие из них — технические фигуры. Но есть и другие причины, почему так много желающих. К сожалению, у нас Киев воспринимают не как город, который должен быть комфортным для его жителей, а как большой денежный мешок, как город с миллиардным бюджетом и очень дорогой землей. И поэтому многие хотят заполучить власть в нем. У каждого из основных претендентов на этих выборах — свои задачи. К сожалению, не все из них отстаивают интересы Киева и киевлян.
— А как супруга отнеслась к вашему баллотированию? Пыталась отговорить или наоборот?
— Что касается отношения жены к моей политической деятельности, то тут нужно отдать должное ее терпению и пониманию. Главным пожеланием Насти перед моим походом в политику еще в 2002 году было выполнение предвыборных обещаний. Еще тогда, когда я баллотировался по 13-му округу на Виннитчине, она просила меня выполнить все, что я обещал. Сейчас я могу заявить с чистой совестью, что по каждому пункту мне есть, что сказать своим избирателям с моей политической родины (так я называю 13-й округ). Моя жена — мой главный друг и соратник. И я благодарен Богу, что она всегда и во всем меня поддерживает: и когда я впервые баллотировался на Виннитчине в Верховную Раду, и когда я выигрывал судебный иск в Верховном суде по фальсификациям президентских выборов, и когда работал в Налоговой администрации, и сейчас — на досрочных выборах в Киеве.
— Вы родились в России в Алтайском крае. Расскажите, каким ветром занесло туда ваших родителей?
— В 1941 году более 350 тысяч поволжских немцев были обвинены в сотрудничестве с германской разведкой. Всех их депортировали в Казахстан, Сибирь, на Урал и на Алтай, где и оказалась семья моей матери. А отец, который родом из Барского района Винницкой области, проходил на Алтае службу, потом учился в техникуме, где и познакомился с моей мамой. Ей тогда было 19 лет. Я родился в селе Луговое Тальменского района недалеко от уранового рудника. Когда мне исполнилось полгода, родители переехали в Сухуми, затем — в Черкассы
— Время забежать в спортзал и потренироваться возле боксерской груши сейчас находите?
— Сейчас с этим очень сложно. Львиную долю суток я провожу если не в штабе, то на встречах с избирателями. И попасть в спортзал просто не имею ни физической, ни моральной возможности: я не могу пойти тренироваться в то время, когда вся команда работает на выборах. Мы вместе приняли решение выиграть киевские выборы и вместе это сделаем. Я не привык по жизни, чтобы за меня кто-то что-то делал, а я приходил на готовенькое. Наверное, из-за такого моего характера пришлось служить на границе с Афганистаном, принимать там участие в боевых действиях, разбирать руины Ленинакана после землетрясения и многое другое.
Но вообще я очень люблю ходить в спортзал, постучать по груше. Ведь раньше я серьезно занимался боксом. Люблю проводить время с семьей, отдыхать с детьми на природе. Для нашей семьи главным условием отдыха является его активность.
— А в жизни часто драться приходилось?
— В детстве, конечно, дрался. Младшую сестру защищал. В армии тоже приходилось физическую силу применять. А потом, когда стал юристом и политиком, битвы уже были в основном словесные. И любое рукоприкладство политика в отношении кого бы то ни было не воспринимаю никоим образом. Этому не может быть оправдания. Мы живем в цивилизованной стране, строим демократическую страну, и устраивать разборки силой Не ради этого мы в 2004 году стояли на Майдане. Майдан, хочу всем напомнить, заявил о себе не силой и сумел доказать свою правоту. Досадно, что большинство политиков забыли о своих обещаниях, данных тогда, в 2004-м. И я считаю своим долгом перед людьми, отстаивавшими в ту холодную зиму на Майдане свое право быть услышанными, выполнить все те обещания.
— Но летний отдых все же планируете? Старшего сына Даниила плавать научили?
— Когда есть время на отдых, то всегда провожу его с семьей. Любим путешествовать по Украине. Летом обычно ездим в Крым, не так давно были в Каменец-Подольском. А Даниил у нас серьезно занимается плаванием — в свои 10 лет он является чемпионом Киева по этому виду спорта. Так что учить его плавать уже не надо.
— Вы как-то говорили, что мечтаете походить под парусом в океане. Получилось?
— К сожалению, пока нет. Хотя я с детства занимаюсь парусным спортом. Дошел до управления яхтой олимпийского класса «Летучий голландец». Своей яхты у меня нет, поэтому беру в яхт-клубе или у друзей.
«Своему внешнему виду я уделяю времени не больше, чем любой нормальный мужчина»
— Николай Дмитриевич, интересно, вы сами покупаете себе одежду или все же супруга помогает сделать правильный выбор?
— Конечно, помогает. Я считаю, это нормальное явление, когда супруги советуются друг с другом, в том числе и в таком деле, как выбор одежды.
— Злые языки утверждают, что вы уйму времени проводите в парикмахерских и различных салонах красоты. Признайтесь, сколько времени в день уделяете своему внешнему виду?
— Думаю, не больше, чем любой нормальный мужчина. Утром я всегда выделяю время на то, чтобы принять душ, умыться и побриться. На какие-то излишества просто времени нет. А все остальное — домыслы, слухи и, как вы сами говорите, злые языки. (Смеется. )
— Многие ваши коллеги живут за городом. Вы себе домик где-нибудь уже построили?
— Нет. Мы с семьей живем в трехкомнатной квартире в центре Киева. Ездить за город в «домик» просто нет времени. Тем более, чтобы успеть утром на работу или на встречу в Киеве, нужен вертолет. За последние несколько лет столицу превратили в хаотично застроенный город, власти которого даже не призадумались о том, как решать транспортные проблемы. Город застроили высотками и превратили его исторический центр не понятно во что. Поэтому не удивительно, что люди не бывавшие в Киеве последние 15 лет, отказываются в него возвращаться.
Оказывается, исторический центр как таковой в Киеве просто отсутствует. Нет никакого документа, где были бы четко определены его границы и выписаны правила ведения любой хозяйственной деятельности на этой территории. Хотя формально каждый исторический памятник в отдельности защищен, и не только законом Украины — многие из них имеют особый статус ЮНЕСКО и находятся под охраной мирового сообщества. Однако это не мешает киевским чиновникам распродавать земли и выдавать разрешения на строительство небоскребов рядом с памятниками истории и архитектуры. Результаты такой «бурной деятельности» всем известны — застройка днепровских холмов грозит обрушением Лаврским пещерам, а возведение фитнес-центра вблизи Софии оборачивается трещинами на стенах древней святыни. И это лишь два самых ярких примера того, как в столице Украины «охраняются» исторические памятники.
— Так сегодня в разгар предвыборной кампании об этих проблемах не говорит разве что ленивый
— Но практически никто не предложил комплексной и действенной стратегии сохранения исторического и культурного наследия Киева. На должность мэра столицы претендуют уже несколько десятков человек, но мы предлагаем киевлянам реальный план действий по защите исторического центра города. Первым шагом на этом пути должно стать определение границ охраняемых исторических зон в центральной части Киева и закрепление их в Законе о столице. Далее необходимо добиться присвоения этим территориям, а не только отдельным сооружениям, статуса культурного наследия ЮНЕСКО. В том же Законе о столице необходимо четко выписать правила ведения любой хозяйственной деятельности на территории исторического центра. В частности, запретить проведение любых строительных работ без специального разрешения и ограничить высоту и этажность зданий.
«Мы планируем создать в Киеве десять веток метрополитена»
— Дорожные пробки на столичных улицах уже давно «достали» не только автомобилистов. Что с этим делать?
— Все попытки (хотя я их особо-то и не заметил) нынешней столичной власти решить эту проблему кардинально ситуацию не изменили. Нам пора перейти от разговоров о том, «как достали эти пробки», к конкретному решению проблемы. Сегодня в Киеве более одного миллиона автомобилей только городского транспорта. Плюс около 150 тысяч транзитных машин в день ездят по столице. А через пару лет эта цифра может достигнуть полутора миллионов. Мы предлагаем не заниматься банальным ремонтом, а решать проблему концептуально. Для этого изначально необходимо разработать Генеральную схему организации дорожного движения. Вы только вдумайтесь в цифры: по показателю плотности магистральной улично-дорожной сети (а она составляет 1,8 километра на квадратный километр) Киев почти в десять раз отстает от Парижа (15 километров на квадратный километр). В других европейских столицах этот показатель от 6 до 13. Следовательно, нужно расширять дороги, строить второй ярус, туннели.
— Ну и каковы же будут первые шаги вашей команды?
— На мой взгляд, правильнее было бы сначала разделить должности главы администрации и мэра города на законодательном уровне. Также планируем создать исполнительный орган. Главе администрации оставим только лишь функции контроля. Мы должны изменить систему местного самоуправления и контроля в Киевсовете. Необходимо принять закон о референдуме, который бы дал возможность, в случае недобросовестного исполнения своих обязанностей, отзывать депутатов Киевсовета. В том числе и мэра. Нужно расширить полномочия домовых и уличных комитетов. Дать им возможность влиять на то, что строится в их дворах. Контролировать качество этих построек. Сейчас эти права забраны в пользу депутатов районных советов.
— Ваш блок, кажется, даже обещает открывать по три новые станции метро ежегодно, а также ликвидировать за пять лет очередь на жилье. Где, если не секрет, собираетесь брать деньги?
— Я вам больше скажу. Киевский метрополитен нуждается не просто в открытии дополнительных станций метро, а в масштабном развитии. Сегодня это действительно самый надежный и самый быстрый вид транспорта. Наша команда разработала программу, которая предусматривает в Киеве создание десяти веток метрополитена, увеличение количества подвижного состава. Киев существенно отличается от других городов нашей страны в плане графика работы. В 12 часов ночи на улицах множество людей, возвращающихся с работы. А транспорт после полуночи уже не работает. Поэтому наш блок в новом Киевсовете в числе других проблем будет решать и вопрос о продлении работы метрополитена до двух часов ночи. Ведь далеко не каждый может себе позволить в ночное время ездить с работы на такси.
Бюджет Киева сегодня составляет 24 миллиарда долларов. За последние годы он увеличился в несколько раз, но киевляне этого практически не ощутили. Это говорит о том, что эти деньги расходуются неэффективно, что в киевской власти процветает коррупция и нецелевое использование бюджетных средств. Наша команда, в которую входят профессионалы в области финансов, юриспруденции, привлечения инвестиций, сможет оптимизировать бюджет и направить его действительно на развитие города, а не в карманы коррупционеров. Кроме бюджетных средств, мы планируем привлекать инвестиции. Для этого создадим прозрачные условия для инвесторов и понятные, четкие правила игры. Тогда люди захотят вкладывать свои деньги в развитие главного города страны.
А что касается социального жилья, то оно будет строиться частично за счет бюджетного финансирования, частично — за деньги самих горожан. Мы намерены создать коммунальную компанию, которая будет строить жилье эконом-класса по заказу городской власти. И стоить оно будет не 2 тысячи долларов за один квадратный метр, а 1000-1300 долларов. Это сегодня реальная себестоимость жилья, сложившаяся на рынке строительства. Эти квартиры будут получать очередники и льготники. Причем каждая категория будет иметь свой процент льгот — кто-то 50 процентов, кто-то 100. Льготы будут распространяться на площадь из расчета 13,65 квадратного метра на человека (это норма, утвержденная законодательством). А за излишек площади люди будут рассчитываться по полной стоимости в течение нескольких лет.
280
Читайте нас в Facebook