Панический страх перед красной дорожкой я лечила с помощью гипноза, — Кира Найтли
Найтли стала символом своего поколения в Великобритании. Поэтому никого не удивило, что ей был вручен Превосходнейший орден Британской империи. Вручал награду актрисе принц Чарльз. Церемония состоялась в Букингемском дворце, присутствовали родители Киры, актеры театра Шарман Макдональд и Уилл Найтли, а также муж Киры, рок-музыкант Джеймс Райтон.
Успех пришел к актрисе, когда она еще была школьницей. Фильм о девушках-футболистках «Играй как Бекхэм» сделал Найт-ли популярной, а «Пираты Карибского моря» превратили ее в кинозвезду первой величины. Однако это едва не обернулось для нее личной трагедией.
О том, что с ней произошло тогда, актриса впервые рассказала в откровенном интервью, эксклюзивное право на публикацию которого в Украине «ФАКТЫ» получили от The Interview People. Кира поведала не только о своей жизни, но и о новом фильме, который скоро появится и в украинском прокате, — «Колетт». Это биографическая драма о французской писательнице Сидони-Габриэль Колетт, являющейся ярким символом женщины XX века, женщины, борющейся за свои права в обществе. Не случайно, что эта роль досталась именно Кире Найтли.
— Кира, скажите, откуда у вас такое не британское имя?
— О, это смешная история. Мой отец обожает фигурное катание. В 80-х его кумиром была советская фигуристка Кира Иванова. И он настаивал на том, чтобы так назвать свою дочь. Мама согласилась. Но когда заполняла в роддоме документы о моем рождении, неправильно вписала имя. Ей показалось, что там должна быть еще буква «e». Вот и получилось — Keira. По правилам английского языка это должно читаться иначе, но отец сказал: «Все равно будет Кира!»
— Ваш муж тоже вас так называет?
— А как же еще? Конечно. Джеймс у меня замечательный. Мне повезло с мужем. Когда родилась Эди, он фактически забросил собственную карьеру, чтобы я могла продолжать свою. И во всем помогает мне. Повсюду ездит, потому что я не хочу, чтобы малышка оставалась дома, когда мне приходится куда-то уезжать. Мы возим ее с собой.
*Муж Киры рок-музыкант Джеймс Райтон
— Дочь, выходит, не мешает вашей карьере?
— Скажу вам, наше общество не ценит женщин по заслугам. Мы переживаем изнуряющий физический и эмоциональный марафон. Начинается он с первых месяцев беременности, а продолжается до… Нет, я не знаю, когда он заканчивается. И этот марафон называется материнством. Только не подумайте, что я не люблю свою дочь. Я ее обожаю! А говорю сейчас о проблемах, с которыми сталкивается каждая современная женщина, ставшая матерью. Это и хроническое недосыпание, и гормональные изменения, и определенный сдвиг в отношениях с партнером, причем не только в постели. Все это наваливается на тебя, и ты живешь с этим каждый божий день.
Так вот, мне лично крупно повезло. Мы с мужем достаточно обеспечены, чтобы нанять для нашей малышки хорошую няню. К тому же моя мама всегда готова прийти на помощь и посидеть с внучкой. Но мне же самой хочется как можно больше времени проводить с дочкой! И очень трудно совмещать работу с воспитанием ребенка. Еще раз спасибо Джеймсу. Но признаюсь, Эди — девочка с характером. Она у нас плохо спит. Только со мной засыпает. Сначала мы списывали это на возраст. Знаете, есть такие дети, которые в младенчестве плохо спят. Говорят, это проходит после того, как вылезут первые зубки. Фильм «Колетт» должны были снять на год раньше. Но в этой роли режиссер и продюсеры видели только меня. А я им говорю: «Простите, у меня дочь плохо спит. Давайте подождем годик, а?»
— И они согласились?
— Да. Съемки отложили на год. Мы думали: вот Эди исполнится два года — и наша проблема уйдет сама собой. Черта с два! Ей уже давно три, а она по-прежнему плохо спит. Больше переносить съемки было нельзя. Начали работать. На съемочной площадке специально устраивали тихий уголок, где укладывали Эди. Я сначала убаюкивала ее, и только потом приступали к съемкам. Когда дочь начинала плакать, я срывалась с места и бежала к ней. Приходилось делать перерыв. Ей очень важно чувствовать мое присутствие.
* Куда бы Кира ни ехала (даже на съемки), она всегда берет с собой свою маленькую дочь Эди. Отличающаяся властным характером девочка отказывается оставаться без мамы
— Это и правда сложно…
— Еще как! Особенно, извините, когда снимали постельные сцены. А их в фильме хватает. Мы их не придумывали. Такой была Колетт в жизни.
— Как думаете, Эди пошла в вас по характеру или в отца?
— Боюсь, в меня. Мне было 23 года, а я уже сыграла в 20 фильмах. Оглядываясь назад, понимаю, что не помню практически ничего из четырех лет своей жизни. Это период с 19 до 23 лет. Какой-то провал. Такое ощущение, что моя память оказалась настолько перегружена, что сама стирала все лишнее на свое усмотрение. Пик кризиса наступил в 22 года. Мой мозг рассыпался на кусочки, перестал функционировать. И я решила взять перерыв на год. Просто отправилась путешествовать. К концу этого отпуска передо мной стал большой вопрос: а собираюсь ли я вообще возвращаться к работе? Но я любила играть. Всегда любила.
Мне было всего три года, когда заявила родителям, что мне нужен агент. Такой же, как у них. Они серьезно отнеслись к моему требованию. Только сказали, что агента получу, если буду хорошо учиться. У меня появилась цель. Я стала зубрилкой. Знала ответы на все вопросы, всегда поднимала руку. Мне ставили только отличные оценки. Должна сказать, что это было очень нелегко, поскольку я страдала врожденной дислексией. Родители были поражены моим старанием. И тоже выполнили свою часть сделки — в шесть лет у меня появился собственный агент! Через год я уже дебютировала в фильме «Королевское празднование». И потом снималась каждый год. Роли были сначала небольшие, но у меня собралось целое портфолио.
Все оказалось слишком серьезно, когда на меня обратил внимание Джордж Лукас. Было это в 1998 году, когда он начал снимать «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза». Мне было тогда 13 лет. Лукас обратил внимание на мое внешнее сходство с Натали Портман. Она играла королеву Амидалу. А мне поручили роль ее служанки-двойника Сабе. Когда нас впервые увидела в гриме моя мама, она не смогла отличить родную дочь от Натали. Подавляющее большинство зрителей были уверены, что Портман сыграла обе роли в фильме. И только истинные фанаты «Звездных войн», которые смотрят все серии от первых титров до последних, увидели мою фамилию.
Читайте также: При знакомстве Майкл Дуглас сказал: «Я хотел бы стать отцом твоих детей», — Кэтрин Зета-Джонс
Потом было несколько фильмов и мини-сериалов. Все это совпало с последними годами обучения в школе. Было очень тяжело. Полное сумасшествие началось после фильма «Играй как Бекхэм». Он вышел в 2002 году. И мне досталась главная роль. Съемки обошлись в три с половиной миллиона долларов, а сборы в мировом прокате составили 76 миллионов долларов. Доход в 20 раз превысил затраты! Мои фотографии были повсюду. А ведь это был период, когда я еще не сформировалась как личность, как женщина. Менялось мое тело, моя психика. Как большинство подростков в мире, я еще не знала, чего хочу. А успех и слава еще больше сбивали с толку. Мне казалось, что я не заслуживаю их. Люди вокруг говорили обо мне как о кинозвезде, талантливой актрисе. А я себя таковой не ощущала. И это выбивало почву из-под ног. Я утратила уверенность в себе. А тут пошли съемки «Пиратов Карибского моря». И у меня главная женская роль. А рядом на площадке Джонни Депп и Орландо Блум… Полное сумасшествие!
В 2008 году меня номинировали на премию BAFTA за роль в фильме «Искупление». Узнав об этом, я три месяца не выходила из дома. У меня развился панический страх перед красной дорожкой. Приступы были жуткими. Пришлось лечиться с помощью сеансов гипноза. К счастью, это помогло. Должна сказать, мы вовремя обратились к хорошему специалисту.
— Вот это история! У вас было настоящее психическое расстройство?
— Да, называется посттравматическое стрессовое расстройство. Такой вот диагноз.
— На красную дорожку больше не боитесь выходить?
— Уже нет. Но все еще выводят из себя папарацци, неожиданно возникающие в тот момент, когда ты просто хочешь побыть со своими близкими. Правда, сейчас стало в этом плане немного легче. И все благодаря моей дочери. Лично я не вижу ничего сексуального в женщине, которая пытается справиться с трехлетним чертенком! Папарацци от меня отстали на какое-то время. Работу я не бросала, и возникла другая серьезная проблема — как совмещать воспитание маленького ребенка с карьерой. Но и с этим мы, похоже, справились. Зато теперь я понимаю, что нашла свое место в жизни. С гордостью могу сказать, что не сломалась, не сдалась, продолжаю заниматься любимым делом, а к этому еще прибавилось потрясающее чувство ответственности перед маленьким человечком, которого произвела на свет.
* Превосходнейший орден Британской империи актрисе вручали в Букингемском дворце. Фото Getty Images
— И скажу вам, я даже благодарна тому периоду, когда была разбита и лечила психику, — призналась Кира Найтли. — В этом есть своя позитивная сторона. Теперь я знаю на собственном опыте, что очень легко скатиться вниз с вершины горы. Забраться на нее — не самое сложное. Куда сложнее остаться наверху. Но даже если свалился, нельзя сдаваться. И я не сдалась. Моя мама говорила мне в детстве: «В жизни есть только два варианта: либо ты плывешь, либо утонешь. Пойти на дно можно в любой момент. Это вовсе не какая-то далекая перспектива». Я это поняла и решила, что буду плыть.
— Вы сказали, что в роли Колетт видели только вас. А вы что-нибудь знали об этой женщине до съемок?
— Да, но совсем немного. Зато оказалось, что Колетт — любимая писательница моей мамы. Она прочитала все ее произведения, а серию романов «Клодин» перечитывала несколько раз. Колетт оказала на маму своим творчеством и жизнью большое влияние. И когда я сообщила ей, что мне предложили эту роль, мама только смогла выдохнуть: «Ух!» А потом сказала: «Конечно, соглашайся! Это была очень хорошая женщина». И тогда я засела за книги Колетт. Попутно читала сценарий. Меня ее история поразила до глубины души.
— Что больше всего вас зацепило?
— Думаю, ее отношение к первому мужу. Вилли был тот еще негодяй! Писатель средней руки, не добившийся успеха. И вдруг ему повезло встретить красивую девушку, моложе его, да еще невероятно талантливую. И он без зазрения совести воспользовался ею. Стал публиковать написанные ею книги под своим именем. Они произвели фурор. Дали ему деньги, славу. А Колетт превратилась в рабыню. Вилли же было все мало и мало. Он требовал, чтобы она писала еще и еще. Все так и было. Но есть и другой момент в их истории. Именно Вилли разглядел в Колетт настоящий талант и подтолкнул ее к тому, чтобы она начала писать. Без него она, возможно, никогда на это не решилась бы, не поверила бы в свои силы.
— Вы его оправдываете?
— Нет, я этого не говорила. Но нельзя видеть в нем только плохое. Знаете, здорово, что на роль Вилли взяли Доминика Уэста. Только Уэст мог так тонко сыграть. Они оба относятся к разряду тех людей, которых можно простить за что угодно. Такой человек даже убийство совершает с удивительным изяществом. А ты смотришь на него и жертву, которая только что испустила последний вздох, и готова поверить в невиновность преступника. Таким был Вилли. И такого мужчину полюбила Колетт и долго не могла с ним расстаться…
* В биографической драме о французской писательнице Сидони-Габриэль Колетт актриса снимается в нарядах, которые больше ста лет назад кто-то носил. Это настоящая старая одежда конца XIX — начала XX века. Кадр из фильма «Колетт»
— И все же она нашла в себе смелость сделать это, восстала против мужа-тирана. Как думаете, почему ей это удалось?
— У нее был сильный внутренний голос, который услышали другие. И вот в чем парадокс: найти этот голос Колетт помог Вилли.
— А кто вам помог найти ваш внутренний голос?
— Думаю… Нет, я просто уверена, что это моя мама. Она очень хотела второго ребенка. У меня есть старший брат Калеб. Отец говорил маме, что они не могут позволить еще одного малыша. Жили родители бедно. Театральные актеры много не получают. И тогда мама решила сама написать пьесу, чтобы продать ее и заработать на вторую беременность, как она говорила. И она сделала это. Пьеса называется «Когда я была девочкой, то все время кричала». Мама заработала деньги и родила меня. А потом часто говорила: «Ты должна жить так, чтобы соответствовать названию моей пьесы. Будешь кричать, и люди тебя услышат». И я кричу. Кричу, чтобы услышали мои идеи, прислушались к ним. Это вовсе не истерика. Это стремление пробиться. У мамы много таких девизов. Вот еще один: становись лучше, работай усерднее, продолжай идти!
Читайте также: У меня пятеро маленьких детей, которые превращают мою жизнь в хаос, — Хью Грант
— Как вы думаете, женщинам по-прежнему тяжело сделать карьеру? Например, в кино? Минувший год был полон скандалов, появилось движение #MeToo. Оно что-то изменило?
— Мне кажется, мы в самом начале процесса. Возможно, мне очень повезло. Я всегда работала с режиссерами и актерами, которые относились ко мне с уважением. Понимаю, что многие мои коллеги сталкивались с другим. И с домогательствами, и уж, конечно, с сексуальным насилием нужно бороться. Им не место в нашем обществе. Однако лично меня раздражает то, что эта борьба приводит сегодня к определенному формализму. Ах, в этом году среди номинантов на «Оскар» нет ни одной женщины-режиссера! Особенно СМИ любят раздувать такие скандалы.
Я считаю, что награды нужно раздавать не по разнарядке. Иначе теряется весь смысл. Не половая принадлежность должна являться основанием для вручения «Оскара», а талантливая, выдающаяся работа. Но согласна с тем, что хорошо было бы увидеть больше женщин-режиссеров, женщин-сценаристов, женщин-операторов. А главное — женщины должны чувствовать себя в безопасности на своем рабочем месте. И не важно, съемочная это площадка, офис или придорожное кафе.
— Недавно в одном из интервью вы сказали, что на протяжении всей карьеры вас преследуют корсеты. Вам надоело играть женщин, которые носят этот предмет гардероба? Хотите избавиться от корсетов, сжечь их?
— Господи, я такое заявила? (Смеется.) Ведь хорошо выгляжу в платьях с корсетом. Сейчас буду выпутываться. Конечно, выразилась я фигурально. Мне часто предлагали и продолжают предлагать роли в исторических фильмах. Или в картинах, действие которых разворачивается в те времена, когда женщины носили корсеты. Возможно, мне действительно хочется чаще играть своих современниц. А таких ролей пока немного: «Играй как Бекхэм», «Домино», «Реальная любовь»… В переносном смысле корсет можно рассматривать как стягивающий вас элемент, мешающий свободно дышать, сдерживающий творческие порывы. Я против таких корсетов. Хочется больше свободы. Но если роль интересная, то можно еще не раз влезть в платье с корсетом и сыграть так, словно ничто не мешает тебе дышать. Когда попадается такой характер, совершенно неважно, что на тебе надето.
— Хотите сказать, что наряды для вас не имеют значения?
— Я такое заявила? Да ладно вам! Я же женщина. Конечно, имеют. Например, в «Колетт» мы использовали исключительно настоящую старую одежду конца XIX — начала XX века.
— То есть вы ходили в платьях, которые больше ста лет назад кто-то носил?
— Да. Старые платья, юбки, блузки, даже корсеты и нижнее белье! Со всеми пятнами, которые на них сохранились. Иногда мне казалось, что я чувствую запах чужого пота. Но это было очень интересно, необычно.
— Какой из нарядов Колетт вам понравился больше всего?
— Мужской жилет. Вы не поверите, но это так. Тогда женщины практически не носили брюки. А типичным мужским костюмом была тройка. Мужчина мог снять пиджак и остаться в жилете. Или просто расстегнуть пиджак, и тогда все равно был виден жилет. Это был сугубо мужской атрибут. Колетт была одной из первых, кто бросил вызов обществу, надев жилет. Она появлялась в общественных местах в мужской тройке. И это выглядело невероятно дерзко и одновременно сексуально.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали эксклюзивное интервью американского актера Рами Малека, который блестяще сыграл главную роль в картине «Богемская рапсодия», рассказывающей о легендарной британской рок-группе Queen и ее лидере Фредди Меркьюри.
Перевод Игоря КОЗЛОВА, «ФАКТЫ» (оригинал Jenny Davis/The Interview People)
2107Читайте нас в Facebook