Фонд принца Чарльза замешан в отмывании денег в "Русской прачечной"
В понедельник, 4 марта, журналисты международного проекта по расследованию организованной преступности и коррупции (OCCRP) опубликовали данные о масштабной схеме отмывания денег, известной как «Тройка-прачечная». Она являлась частью так называемой «русской прачечной». Схема позволяла коррупционерам и людям, связанным с организованной преступностью, на протяжении многих лет уклоняться от уплаты налогов и утаивать имущество за границей. Ею пользовались известные во всем мире люди, например, российский виолончелист Сергей Ролдугин, друг президента России Владимира Путина.
Расследование установило, что в середине 2000-х годов российский инвестиционный банк «Тройка Диалог» создал сеть из 76 подставных офшорных компаний, имевших счета в банках на территории ЕС, в частности в литовских банках Snoras и Ukio. Владельцами счетов были подставные лица, в частности сезонные рабочие из Армении. На их счета регулярно переводили крупные суммы, как правило, в виде оплаты за несуществующие товары или услуги. По информации немецкой газеты Süddeutsche Zeitung, участвовавшей в расследовании OCCRP, большей частью речь шла о деньгах компаний, которые фигурировали в уголовных делах об отмывании или нелегальном выводе средств из России.
Согласно банковским документам, оказавшимся в распоряжении OCCRP, на счета компаний господина Ролдугина в период с 2007 по 2010 год были перечислены в общей сложности 69 миллионов долларов. В частности, его фирма International Media Overseas заключила стандартные договоры купли-продажи ценных бумаг, в том числе акций «Роснефти», с офшорными компаниями из «Тройки-прачечной». Фирма Ролдугина была покупателем. Продавец не выполнял взятые на себя обязательства в установленный срок и выплачивал покупателю крупные компенсации в размере нескольких сотен тысяч долларов по каждой сорванной сделке.
Фигурирует в материалах расследования и благотворительная организация принца Чарльза. В период между 2009 и 2011 годами Благотворительный фонд принца Уэльского получил три платежа на общую сумму 202 тысячи долларов через литовский банк Ukio, который был закрыт в 2013 году. Платежи отправляла компания Quantus Division Ltd, которая, как следует из опубликованных документов, была частью сети офшоров «Тройки-прачечной».
Нет, старший сын королевы Елизаветы II не отмывал деньги. Однако, менеджеры, управляющие его фондом, получали средства, не особо интересуясь их происхождением. Это давало возможность бывшему главе банка «Тройка Диалог» Рубену Варданяну вращаться в высших европейских кругах. У него была репутация щедрого филантропа. На протяжении ряда лет Варданян поддерживал деловые отношения с принцем Чарльзом. В 2010 году банкир посетил прием в Виндзорском замке, посвященный армянской культуре. Там выступал принц Чарльз, говоривший о планах реставрации исторического поместья XVIII века Дамфрис-Хаус в Шотландии. В результате его фонд получил солидную сумму со счета одной из офшорных фирм «Тройки-прачечной».
Пресс-службы Рубена Варданяна утверждает, что за всю историю существования группа компаний «Тройка Диалог» действовала «в полном соответствии с принципами прозрачности и международными стандартами финансовой отчетности». «Более того, она активно участвовала в формировании цивилизованного финансового рынка России. После продажи группы компаний „Тройка Диалог“ Сбербанку в 2012 году господин Варданян посвятил много времени и ресурсов филантропической деятельности. А обязательства инвестировать большую часть своего состояния на благотворительные проекты семья господина Варданяна взяла на себя еще в середине 2000-х годов», — говорится в заявлении пресс-службы бизнесмена, сделанном в ответ на запрос Русской службы Би-би-си. Кстати, Би-би-си действительно не нашла доказательств того, что Варданян лично имел отношение к отмыванию денег. Сделка по продаже «Тройки Диалога» Сбербанку принесла ему миллиард долларов.
Сейчас, когда вспыхнул скандал, руководство Сбербанка утверждает, что все офшорные фирмы, указанные в расследовании, остались за рамками сделки по приобретению «Тройки Диалога». Поэтому Сбербанк никакой ответственности за данные финансовые операции не несет.
В схеме «Тройки-прачечной» оказались задействованы несколько известных европейских банков. Литовские Snoras и Ukio уже упоминались. Большинство транзакций, фигурирующих в расследовании, прошло через Ukio. Банк власти Литвы закрыли в 2013 году. В период между 2005 и 2011 годами более 3,35 миллиарда евро было направлено в сеть офшорных компаний, управлявшуюся «Тройкой».
Немецкий Deutsche Bank тоже фигурирует в расследовании. Одной из подставных фирм, открытых банком «Тройка Диалог», была компания Meister Developers, зарегистрированная на Карибских островах. На ее счета со счетов Deutsche Bank было переведено около 10 миллионов долларов. Общая сумма переводов из Deutsche Bank на счета офшорных фирм «Тройки-прачечной» с 2003 по 2017 годы превысила 889 миллионов долларов.
Предположительно «Тройка-прачечная» также использовалась для отмывания денег, судьбу которых расследовал российский юрист Сергей Магнитский, скончавшийся в 2009 году в московском СИЗО. Журналисты выяснили, что 130 миллионов долларов на подконтрольные «Тройке» офшорные счета перечислили те же компании, которые фигурировали в деле о краже из российского госбюджета 5,4 миллиарда рублей под видом возмещения налога на прибыль для бывших компаний инвестфонда Hermitage Capital, для которого аудит осуществлял Магнитский. В итоге российские власти обвинили самого Сергея в уклонении от уплаты налогов. В 2009 году он скончался при подозрительных обстоятельствах в «Матросской тишине».
В феврале 2019 года власти Германии и Австрии всерьез взялись за «русскую прачечную». Толчком для этого стали материалы расследования, также проведенного OCCRP. В течение трехдневной операции немецкие полицейские конфисковали в баварских городах Нюрнберг, Регенсбург, Мюльдорф-на-Инне, а также в Швальбахе-на-Таунусе (Гессен) четыре здания, арестовали счета, на которых в целом находилось почти 8 миллионов евро. В общей сложности, стоимость конфискованного составила около 50 миллионов евро.
Это стал первый реальный удар по «русской прачечной», через которую в 2011 по 2014 год из России было выведено и отмыто не менее 22 миллиардов долларов. Эта схема получила еще одно название — «Молдавская схема». Дело в том, что в ней оказались замешаны молдавские суды.
Схема работала так: мошенники получали фиктивные решения молдавского суда о взыскании с подставных российских фирм-однодневок долгов на многомиллионные суммы. Деньги у компаний, существовавших только на бумаге, чудесным образом находились и отправлялись фирмам-кредиторам в Великобритании или в офшорах. В течение 2013−2014 годов деньги выводились со счетов российских банков «Западный» и «Русский земельный банк» и перечислялись среди прочего в молдавский Moldindconbank. Он играл важнейшую роль в схеме.
Затем часть денег отправлялась в латвийский Trasta Komercbanka, откуда они поступали, в частности, в Германию, через немецкие Deutsche Bank и Commerzbank. Попавшие в юрисдикцию Евросоюза средства становились «отмытыми», то есть легальными.
Из фигурантов расследования ответственность понес молдавский бизнесмен и совладелец Moldindconbank Вячеслав Платон, осужденный у себя на родине на длительный срок заключения. Под суд попал и россиянин Александр Григорьев, которого называют королем обналичивания. Через подконтрольные ему банки в России деньги шли в Молдову. И Платон, и Григорьев, впрочем, лишь частично преследуются по эпизодам, связанным с «Молдавской схемой». Суд над Григорьевым пока идет.
Среди крупных клиентов «Русской прачечной» OCCRP обнаружил российских «королей госзаказа» Алексея Крапивина и Валерия Маркелова. Маркелов, по информации СМИ, с ноября 2018 года находится под арестом по подозрению в хищениях, Крапивин — объявлен в оперативный розыск.
Всего деньги через «Русскую прачечную» разошлись по 732 банкам в 96 странах мира!
528Читайте нас в Facebook