«муж в молодости подрабатывал, играя с раймондом паулсом на свадьбах»
С фотографий на нас смотрит молодой Олег Янковский в красной рубашке, скрестивший руки на груди. Улыбается Наталья Гундарева. Обнимает деревянный столб на крыльце избы Георгий Бурков. Ивар Калныньш прячется где-то в лиственной кроне. Никита Михалков держит на руках новорожденную дочку.
В архиве Миколы Гнисюка (фотограф настаивал, чтобы его называли именно Микола, а не Николай, подчеркивая украинские корни) тысячи снимков «звезд»: Фаина Раневская, Сергей Бондарчук, Николай Крючков, Александр Абдулов, Ада Роговцева, Ольга и Наталья Сумские
Среди его друзей были Марчелло Мастроянни и Милош Форман. Роберт де Ниро открывал его персональную выставку в Лос-Анджелесе. С Робертом Рэдфордом и его детьми Микола путешествовал по России в качестве семейного фотографа. Гнисюк был первым советским фотографом, кого пригласила Американская киноакадемия на юбилейную 60-ю церемонию вручения «Оскара».
Микола Гнисюк был великолепным рассказчиком, знал много анекдотов и мог сразу расположить к себе человека. Именно доверие к себе он считал главным успехом хороших фотоснимков. Фотограф был уверен, что снимать нужно так, чтобы с тобой потом здоровались. Может быть, поэтому он так и не стал папарацци. Вдова фотографа Надежда Майданская в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказала о жизни и творчестве знаменитого украинца.
«Из гуманных соображений новорожденному дали выпить не материнское молоко, а полстакана самогона»
- Муж рассказывал вам, о чем он мечтал в детстве?
— У Миколы было очень тяжелое детство, — рассказывает супруга Миколы Гнисюка Надежда Майданская. — Поэтому, какие мечты, цель была только одна — выжить. Микола родился 18 декабря 1944 года в селе Перекоринцы Винницкой области, в бедной крестьянской семье. Сразу после рождения младенцу из гуманных соображений вместо материнского молока дали выпить полстакана самогона. В то время в селе был ужасный голод, к тому же мама новорожденного тяжело болела. Родные были уверены, что она умрет, и не хотели обрекать ребенка на мучительную голодную смерть. Но Бог не взял к себе малыша, и это можно назвать настоящий чудом. К счастью, мама Миколы тоже выкарабкалась, однако сразу после выздоровления она была вынуждена идти просить милостыню. Миколу выкормила совершенно чужая женщина из соседнего села Морозовка. Уже проживая в Москве, Микола очень часто бывал на родине — его постоянно тянуло в Украину.
А его увлечение фотографией началось в школе, в седьмом классе, когда учитель физики показал детям фотоаппарат. Миколе ужасно нравилось возиться с камерой, но, конечно, о будущей профессии тогда речь не шла. Мама, наблюдая за сыном, по крупицам откладывала деньги и, наконец, с большим трудом приобрела первый в его жизни фотоаппарат.
— Как Микола оказался в Риге?
— Из-за той же нищеты. В село несколько лет подряд приезжал из Риги один полковник. У военного был радикулит, и ему посоветовали лечение пчелами. Отец Миколы присматривал за колхозной пасекой и по специальной методике лечил латышского полковника укусами пчел. В очередной приезд полковник предложил смышленому 14-летнему мальчишке поехать вместе с ним в Ригу. Мама обрадовалась такому предложению, но и расстроилась, ей трудно было расставаться с сыном. Однако она очень любила Миколу и хотела, чтобы тот был счастлив. Таким образом Гнисюк стал воспитанником духового оркестра Прибалтийского военного округа.
Юноша увлекся джазом, играл на трубе, а вскоре окончил музыкальное училище. Позже знаменитый фотограф будет вспоминать в семейном кругу, как он, 17-летний юноша, вместе с Раймондом Паулсом подрабатывал на свадьбе. Композитор пророчил ему будущее музыканта. Но после того как Микола, играя на трубе в оркестре, потерял сознание, врачи запретили ему подобные нагрузки. Тем не менее Гнисюк остался верен музыке, он всегда носил с собой дудочку и игрой на ней иногда веселил народ.
— После того случая Миколу комиссовали из армии по состоянию здоровья, — продолжает Надежда Майданская. — Стал вопрос: что делать дальше? Совершенно случайно он прочел объявление в газете, что Рижской киностудии требуется проявщик пленки, и устроился туда на работу. Когда Микола работал ассистентом оператора в фильме известного латышского режиссера и фотографа Гунара Бинде «Руки», ему дали фотоаппарат и предложили самому сделать несколько снимков. Увидев результат, Гунар был настолько ошеломлен, что послал Миколу за шампанским. Паренек спросил, у кого, мол, день рождения, на что Гунар ему ответил: «У тебя! Сегодня родился новый фотограф». Можно сказать, что именно режиссер Гунар Бинде первый увидел в Миколе фотохудожника.
«Отар Иоселиани требовал, чтобы муху на его портрете заретушировали»
В 1967 году Гнисюк переехал в Москву, где ему опять повезло. Из объявления в газете он узнал, что журнал «Советский экран» на конкурсной основе ищет фотографа. Микола принес в редакцию свои фотоснимки, и его тут же зачислили на работу. Он снимал репортажи, пейзажи, у него много юмористических работ и даже абсурдных. Но всемирная слава пришла к нему как к портретисту.
— Какой именно снимок принес ему настоящее признание?
— Нельзя говорить только об одном снимке, — отвечает Надежда Николаевна. — Хотя есть фотография, которая действительно сыграла не последнюю роль в его жизни. Это снимок знаменитого грузинского кинорежиссера Отара Иоселиани, на котором он изображен с мухой на лбу. А дело было так. Микола просто сидел и дружески разговаривал с Отаром, вдруг на лоб режиссеру села муха. Микола «увидел картинку» и запечатлел ее. Отар, посмотрев на портрет, попросил заретушировать муху, но Микола наотрез отказался это сделать. И кинорежиссер с ним поссорился, хотя до этого они были «не разлей вода». Спустя год на одном из фестивалей портрет Миколы «Муха» взял второй приз. Когда об этом узнал Отар Иоселиани, то очень обрадовался. В конце концов, он понял Миколу, и они помирились. Потом этот портрет получил множество наград на разнообразных фотовыставках.
Своя история связана и с портретом Инны Чуриковой. Однажды главный редактор «Советского экрана» вызвал Гнисюка к себе в кабинет и прочел ему постановление ЦК: не снимать в положительных ролях Инну Чурикову, Ролана Быкова, Лию Ахеджакову. Редактор спросил Миколу: «Ты можешь снять Инну Чурикову так красиво, чтобы все обалдели? Тогда я помещу снимок на обложку, и ее уберут из этого злополучного списка».
Микола настолько успешно справился с заказом редактора, что актрису тут же пригласил к себе Глеб Панфилов на роль в фильме «В огне брода нет». После этого Чурикова стала одной из самых верных почитательниц украинского фотохудожника.
— А как ему удалось подружиться с Марчелло Мастроянни, ведь тот буквально ненавидел фотографов?
— Здесь есть о чем вспомнить, — смеется Надежда Николаевна. — Первая встреча Миколы с Марчелло Мастроянни состоялась в Москве, в Доме кино, где в честь итальянского актера Никита Михалков устроил прием. Микола весь вечер снимал знаменитостей, и вдруг Марчелло очень резко его спросил: «Что ты все снимаешь и снимаешь? Пошел бы ты » Муж опешил только на минуту. Следует сказать, что он никогда за словом в карман не лез, но и не позволял себе хамить, ни к кому не испытывал подобострастия и всегда сохранял собственное достоинство — будь то беседа со знаменитыми актерами, с президентом страны или с бомжем. Поэтому Микола ответил Мастроянни так: «А что ты все кривляешься и кривляешься? Ты актер, твоя профессия кривляться, а я фотограф, и моя работа снимать». И после этого ушел прочь. Больше в тот вечер они не перекинулись ни единым словом.
Когда Мастроянни уезжал, Микола пришел проводить его и подарил знаменитому итальянцу пачку фотографий. Увидев их, Марчелло был потрясен. Он побежал вслед за Миколой, вернул ему одну из фотографий, на которой написал: «Миколе, прекраснейшему человеку, интеллигентнейшему фотографу» (кстати, подобную надпись позже сделает ему и Роберт де Ниро). Марчелло признался Миколе, что никто в жизни не принес ему столько вреда, как фотографы, которые все время пытаются его на чем-то подловить. Дело в том, что Мастроянни приехал в Москву не с женой, а со своей возлюбленной, и если бы ее фотографии попали в печать, то дома у артиста разразился бы грандиозный скандал. Микола же поступил очень деликатно, он просто «не заметил» спутницы Марчелло — на фотографиях даже локотка девушки не было видно. И после этого случая они очень подружились. Марчелло постоянно звонил Миколе, а когда бывал в Москве, они обязательно виделись.
Гнисюк не раз говорил, что терпеть не может, когда актеры на снимках ковыряются в носу или разевают рот. Он не увлекался подглядыванием, поэтому люди на его фотографиях чаще всего смотрели ему прямо в объектив. Микола любил повторять вслед за Омаром Хайямом: «Самая прекрасная поверхность на земле — человеческое лицо». Он был благодарен профессии, которая подарила общение с потрясающими людьми.
— Он учился снимать всю жизнь, много трудился, экспериментировал и считал, что искусству фотографии много вреда нанес бум «мыльниц», — говорит вдова фотохудожника. — Это наглядно демонстрирует качество снимков в глянцевых журналах. В них нет индивидуальности, точности, света. Микола никогда не снимал со вспышкой, его персонажи были освещены только одним «прибором» — солнцем.
1216Читайте нас в Facebook