«избавляя ребенка от горба на спине, мы срезаем часть самого изогнутого позвонка, практически Ломаем позвоночник»
В отделении ортопедии Национальной детской специализированной больницы «Охматдет» мне навстречу шел паренек в системе, которая крепится к бедрам и голове. Ее надевают в ходе операции, которую называют первым этапом лечения сколиоза. Каждый день крепления раздвигают на один-два миллиметра, благодаря чему позвоночник принудительно выпрямляется. Только после того как удастся максимально выпрямить спину, назначают следующее вмешательство, в ходе которого позвонки укрепляют металлической системой. Она надежно держит позвоночник, не позволяя ему больше искривляться.
— Первые операции по этой методике мы сделали пять лет назад, — говорит профессор кафедры детской хирургии Национального медуниверситета имени А. Богомольца, главный детский ортопед-травматолог Минздрава Украины Анатолий Левицкий. — Без них не обойтись, если сколиоз искривил спину ребенка так, что начал расти горб. Но не во всех случаях можно применять именно такой подход. Бывают настолько тяжелые и запущенные формы болезни, что с помощью вытяжения позвоночник выровнять невозможно. Американские коллеги согласились приехать к нам и научить методикам, которые применяют в самых сложных ситуациях.
На днях ортопеды из Соединенных Штатов побывали в нашей стране и совместно с украинскими хирургами провели две операции по исправлению сколиоза, применив новую методику.
— Первым мы прооперировали 17-летнего Сергея, у которого угол искривления позвоночника был более ста градусов, — продолжает Анатолий Левицкий. — Родители обратились к нам как раз накануне визита американских ортопедов. Изучив снимки пациента, поняли: исправить эту деформацию с помощью тех методик, которыми мы владеем, невозможно. Поэтому предложили операцию по новой методике. Семья дала добро. Так же, как и родители 13-летней Кристины. У нее сколиоз прогрессировал очень быстро. Буквально за два года он изогнул позвоночник до 95 градусов. С помощью операции по новой методике мы сделали спину девочки практически идеально ровной.
Признаться, когда хирург рассказывал, что они делают в ходе этой операции, стало не по себе.
— Мы срезаем выпуклую часть самых деформированных позвонков, фактически ломая позвоночник, — объясняет Анатолий Левицкий. — Благодаря этому он становится подвижным, его можно поставить в правильное положение. При этом обязательно выделяем оболочку спинного мозга и спинномозговые корешки, чтобы не повредить эти структуры. Это требует ювелирного мастерства. Затем, как и в остальных случаях, укрепляем позвоночник с помощью металлической системы. Только так можно утверждать, что сколиоз больше не вернется. Спасибо нашим американским коллегам, которые привезли с собой три конструкции фирмы «Страйкер». Их установили нашим пациентам бесплатно. Две — во время совместных операций. Еще одной мы закрепили позвоночник 13-летней девочки, проведя вмешательство по новой методике самостоятельно.
— Операции по исправлению сколиоза называют кровавыми. И эта такая же?
— Да. Пациент, как правило, теряет больше литра крови. Во многих больницах есть специальный аппарат, который собирает кровь оперируемого человека, после чего ее вливают в организм. Это позволяет сократить время операции. Нам же приходится использовать донорскую кровь. К сожалению, у клиники нет возможности купить такой важной прибор. Также необходима система для контроля проводимости спинного мозга. Прямо в ходе операции она позволяет увидеть нарушения кровообращения. Если вовремя не заметить отклонений, могут наступить необратимые процессы. Мы контролируем работу спинного мозга в ходе вмешательства, опираясь исключительно на свой опыт и врачебную интуицию. Американцы были весьма удивлены, что у нас в операционной нет такого аппарата. И подробно расспрашивали нас, как же мы поступаем.
— Много ли детей, которые нуждаются в новой операции по исправлению сколиоза?
— У нас нет точного числа, — отвечает врач отделения ортопедии и травматологии Национальной детской клинической больницы «Охматдет» Владимир Пляцек. — Но таких больных достаточно много. К сожалению, к нам редко обращаются на ранних стадиях болезни. Привозят детей, у которых сколиоз уже запущенный. Мы понимаем, что родители боятся даже слова «операция». Но ведь если угол искривления меньше 50 градусов, можно обойтись одним не очень сложным вмешательством. Тогда и восстановление проходит быстрее. Если угол более ста градусов, естественно, лечение будет и дольше, и сложнее. Причем не всегда нам удается выпрямить позвоночник максимально. В таких случаях наша цель — не дать болезни прогрессировать. Ведь в результате сколиоза страдают все внутренние органы: зажимается одно легкое, сердце. Да и без лечения искривление постоянно прогрессирует и может окончиться передавливанием спинного мозга и смертью. Поэтому мы постоянно объясняем родителям: как только у вашего ребенка выявили сколиоз, проконсультируйтесь с ортопедами-травматологами.
2759Читайте нас в Facebook