«по украшающему драгоценное яйцо золотому глобусу диаметром 23 миллиметра(! ) и весом 20 граммов можно Изучать географию»
Несколько дней назад Сергей Синицын, пройдясь по улицам Полтавы, сделал для себя открытие: в город пришла весна Мастер так спешил к Пасхе закончить один из сложнейших элементов золотой подставки пасхального нефритового яйца (над которым работает уже почти десять лет), что трудился в ювелирной мастерской с утра до ночи. Накануне большого христианского праздника
53-летний полтавский ювелир, о котором «ФАКТЫ» уже рассказывали 27 июля прошлого года, впервые продемонстрировал свое новое творение корреспонденту нашей газеты.
«Если в золото добавить кадмий, то оно будет зеленого цвета»
Это декоративное яйцо, выполненное в стиле классицизма, уже второе в творчестве мастера. Помню, когда я увидела в музее шедевры знаменитого ювелира Карла Фаберже, у меня возник вопрос: возможно ли их повторить, а тем паче превзойти? Синицыну — в прошлом рядовому наладчику электротехнического оборудования на военном заводе — это оказалось по плечу.
- Все «сюрпризы», заключенные мастерами Фаберже в створки скорлупы, вынимались, — рассказывает Сергей Синицын. — Мне доводилось видеть, например, царскую яхту «Штандарт» в миниатюре. Паровозик с пятью вагонами, на которых можно разглядеть надписи «Для курящих» и «Для некурящих». А современные мастера, делающие пасхальные яйца, попросту закрепляют «сюрпризы» внутри. Увы, они плохо смотрятся, поскольку ограничены размерами крышки. Мне же пришла в голову идея использовать простой подъемник, чтобы выдвинуть «секрет» вверх.
В декоративном яйце, над которым Сергей еще продолжает работать, «сюрприза» пока нет. По задумке автора, он вмонтирует внутрь миниатюру самого знаменитого религиозного сооружения в мире — собора Святого Петра в Ватикане.
- Мне достаточно знать один-единственный размер, чтобы высчитать все пропорции здания, — говорит Синицын. — Скажем, 35-миллиметровую копию Андреевской церкви, которая находится внутри яйца, выполненного в стиле барокко (это моя первая работа, и приурочена она к 2000-летию от Рождества Христова), я создал, зная лишь расстояние от крыши до купола церкви. Но до расчетов нового «сюрприза» пока не дошло — у меня нет даже фотографии знаменитого собора, придется искать в Интернете.
Зато ювелирное творение мастера уже украшает полый золотой глобус диаметром всего 23(!) миллиметра. Он уменьшен более чем в 564 миллиона раз от размера нашей планеты и вмонтирован в узел подставки под яйцо. Как и все детали в декоративном украшении, глобус совершенен во всех отношениях.
- По нему можно изучать географию, — улыбается автор. — Я, кстати, пока работал над ним, ликвидировал много собственных пробелов в этой науке.
- А это что за черточки? — уточняю у золотых дел мастера, внимательно рассматривая миниатюрную копию Земли и стараясь ни к чему не прикасаться.
- Вот это — Мальдивские острова, — просвещает меня Сергей. — А здесь — Суэцкий канал.
Кстати, рассматривать уникальный глобус весом всего лишь в 20 граммов, который вращается вокруг своей оси, можно с помощью фиксирующего замка. Он имеет семь положений и позволяет совершить заочное путешествие по планете от Южного до Северного Полюса и от Аляски до пролива Дрейка.
Однако, помимо «приколов», сложное ювелирное произведение несет в себе и глубокую философскую мысль. Оно символизирует быстротечность времени и одновременно вечность мироздания. В подставке драгоценного яйца автор поместил стилизованные Солнце и Луну. Ряд пластин, покрытых переливающейся зеленой эмалью, — это дни недели, каждая прерванная окружность — месяц. А берут они начало из суток, вмещающих 24 часа, которые автор изобразил в форме небольшого белого эмалевого круга.
Венчает яйцо золотой цветок в виде распускающегося бутона розы, который усыпан 181 бриллиантом. А на все творение пошло уже около трех сотен драгоценных камней, и это еще далеко не конец. Само же яйцо декорировано высокопробным золотом.
Когда Сергей поставил изделие (его высота 28,5 сантиметра, что на 10,5 сантиметра больше предыдущего яйца) под мягкий свет лампы, оно засверкало так ярко и празднично, что даже на душе потеплело.
- Нефритовое яйцо и подставка еще будут декорированы растительным орнаментом из золота, — делится планами мастер. — Сперва я хотел сделать орнамент из разноцветного золота: листочки — зеленые, веточки — желтые, цветочки — красные. Но вынужден придерживаться ГОСТов, которые разрешают лишь незначительную разницу в цвете, иначе государство не поставит на изделии клеймо.
- Я знаю, что золото имеет красноватый оттенок (если в его составе есть медь) и желтый (если добавлено серебро). Но зеленого золота еще не приходилось видеть
- Насыщенный зеленый цвет получается, если в золото добавляют кадмий. Если же взять 75 процентов золота, 21 процент меди и четыре процента серебра, выйдет исключительно красный цвет. Изделие и через сто лет можно будет разобрать, почистить и снова собрать. Вот взять хотя бы замок на яйце. Обычно в декоративных яйцах замков не ставят. Я же применил здесь сложное инженерное решение: у меня замок ездит, как на лыжах, а пружины изготовлены из бериллиевой бронзы, они во много раз превышают по прочности стальные. Из такого металла в войну немцы делали пружины для самолетных пушек. Замок закрывается небольшим поворотом крышки и легко вынимается для чистки или ремонта при помощи специальной отвертки.
Лавровый венок из эмали получился у 53-летнего мастера только с 53-го(!) захода
Сергей Синицын особо гордится тем, что сумел закрепить болтами подставочный узел на кварците, просверлив его в нескольких местах. Он очень рисковал, ведь камень при обработке подвергался огромной нагрузке и мог в любой момент расколоться. Продвигался буквально по долям миллиметра. А ведь к тому времени круглый кварцит уже был «облицован» 120 маленькими нефритовыми «кирпичиками», скрепленными между собой золотом.
Зарубежные мастера, с которыми Сергей Синицын встречался на международных конкурсах ювелирного мастерства, признают: в мире работ подобной сложности еще никто не выполнял.
- Сам себе удивляюсь, — пожимает плечами мастер. — Иногда любуюсь тем, что создал, и думаю: «Откуда у меня эти замыслы? Смогу ли я не повториться в следующей, третьей, работе? Хватит ли мастерства?» Вижу, какая большая разница между первой и второй работой, и даже немного страшно становится: смогу ли сам себя превзойти?
Во время работы Сергей не позволяет себе никаких эмоций. Считает, что только ясный ум и скрупулезные расчеты — надежные союзники в создании шедевров. Однако далеко не все у него получается с первого раза. Над изготовлением двух эмалевых деталей, сознается автор, он просидел всю зиму. А отлитый из эмали лавровый венок, которым украшен внутренний срез декоративного яйца, дался мастеру только с 53-го
захода! Зато сейчас любо-дорого посмотреть.
- Я не экономлю на материалах, во времени не лимитирован, так что довожу свои работы до совершенства, — говорит Синицын. — И так опережаю намеченный график: запланировал изготовить три яйца до совершеннолетия внука. Уже вторая работа на завершающем этапе, у меня все ладится, хочется работать, побыстрее увидеть результат, — а Андрюшке всего пять, — смеется собеседник.
Изделия, которые создает полтавский ювелир, безусловно, аукционные. Сергей Синицын, русский по национальности, давно живет в Украине и более всего мечтает о том, чтобы его творения стали национальным достоянием. Хотя как автор он имеет полное право вывезти их за границу и выгодно продать. Увы, надежды на то, что государственные мужи обратят внимание на созданные им шедевры, у неоднократного победителя всеукраинских и международных конкурсов ювелирного мастерства Сергея Синицына, практически нет.
687Читайте нас в Facebook