«От смертного приговора Сержа Лифаря спас генерал Шарль де Голль»
«Первые пуанты Сергею сшила мама»
— Как это ни странно, Серж Лифарь увлекся балетом благодаря хореографу, которая считала, что для танца он человек… бесперспективный, — продолжает Елена Иванова.
— Кто она и как случилось, что эта женщина не разглядела талант?
— Речь идет об известной артистке балета, балетмейстере и хореографе Брониславе Нежинской. Вероятно, увидеть дар у Лифаря ей помешали стереотипы. Ведь Сергей пришел в студию Нежинской и влюбился в балет, когда имел уже полных 15 лет. Считается, что начинать учиться танцевать следует в раннем возрасте, поэтому Бронислава и не захотела брать его на учебу. Но через несколько лет в значительной степени благодаря именно Нежинской юный Лифарь решился нелегально бежать за границу из захваченной большевиками Украины, чтобы попасть в Париж, в знаменитую балетную труппу Сергея Дягилева.
— При каких обстоятельствах Лифарь познакомился с Нежинской, прямо-таки роковой для него женщиной?
— Они встретились в Киеве в Оперном театре в 1920 году. Подростком Сергей стремился сделать другую карьеру — музыканта. Но в бурном 1918-м (тогда власть в Киеве менялась несколько раз) его случайно ранили в руку. Это заставило парня отказаться от мечты посвятить себя музыке. Впоследствии будущая звезда балета попал в Оперный театр на репетицию, которую проводила в своей частной балетной студии Нежинская. До этого она жила в России. После большевистского переворота сбежала от голода и красного террора в Киев. Во время той репетиции Сергей увлекся балетным танцем, заявил, что хочет учиться у Нежинской. Тогда она отказала, но когда Нежинская стала работать в государственной балетной студии, должна была брать всех желающих. Так Сергей стал ее учеником. Он попросил маму сшить ему пуанты. Кстати, забрал их с собой в Париж и хранил как реликвию всю жизнь. Один из этих пуант сейчас в нашей коллекции и демонстрируется на выставке.
— Как случилось, что благодаря Нежинской Сергей бежал за границу?
— Эта история началась с того, что выдающийся реформатор театрального искусства Сергей Дягилев пригласил Нежинскую работать в его «Русском балете» в Париже. Это было в 1921 году. Тогда еще можно было относительно легко уехать за границу. Наталья воспользовалась этим. Дягилев формировал труппу из актеров бывшей Российской империи. Поэтому в следующем году Нежинская отправила телеграмму в Киев кому-то из своих знакомых. Написала, что приглашает пятерых своих лучших киевских учеников (в телеграмме был перечень их фамилий) выступать у Дягилева в Париже — разумеется, если им удастся выехать за границу.
— Неужели она пригласила и Лифаря?
— Нет. Но он узнал о телеграмме и о том, что один из приглашенных не хочет рисковать. Ведь просто так оставить Советскую Украину стало проблематично. Поэтому Сергей решил занять место человека, который не решился добраться до Парижа. Стоит заметить, что после отъезда Нежинской Серж договорился с одной из ее учениц Анной Воробьевой, чтобы она учила его танцу. 15 месяцев упорно занимался под руководством Анны. Это придавало юноше уверенности, что его примут в труппу Дягилева, если удастся попасть во Францию.
— Прорываться за границу пришлось нелегально?
— Да. С первого раза не получилось — Сергея схватили пограничники и вернули домой. Вторая попытка оказалась удачной: 17-летний юноша пересек границу. Денег не было. В Польше нашел родственников, и они дали средства на билет в Париж.
— Когда он пришел устраиваться в труппу Дягилева, Нежинская сменила гнев на милость и согласилась его взять?
— Нет, его отношение к Лифарю тогда еще не изменилось. Судьбу упорного юноши решил именно Дягилев, который слыл открывателем талантов. Он разглядел в парне искру Божью и дал ему шанс. Отправил Сергея на учебу в Италию к выдающемуся балетмейстеру, педагогу Энрико Чекетти. А уже после того доверил выступать в своем балете. Кстати, Чекетти был хореографом легендарной танцовщицы Анны Павловой.
«Брат Лифаря выучился на пилота и бежал за границу на самолете»
— Ученики Нежинской, которых она пригласила, добрались до Парижа?
— Да, но никто из них не стал выдающимся мастером балета. Замечу, что оба родных брата Лифаря Василий и Леонид и сестра Евгения также сумели покинуть СССР. Евгения выехала легально — вышла замуж за гражданина Австрии. О младшем брате Леониде известно, что он выучился в СССР на летчика и бежал за границу на самолете. Впоследствии Леонид сделал крылья для сценического костюма Икара, в котором выступал Серж. Мы демонстрируем их на этой выставке.
— Где семья Лифаря жила в Киеве?
— Сначала на улице Тарасовской, а затем в доме на Ирининской, 3 (к сожалению, он не сохранился), который полностью принадлежал матери Сергея Софии Васильевне Марченко-Лифарь. После захвата Киева большевиками власти отобрали дом, оставили Лифарям одну из квартир. Туда Сергей, ставший во Франции называться Сержем, посылал много лет письма и открытки с фотографиями Парижа.
— Во время сталинских репрессий родителей Лифаря арестовали?
— К счастью, нет. Его мама умерла в 1933 году. Отец снова женился. В те времена иметь родственников за границей было очень опасно. Поэтому, когда в 1947 году Михаил Яковлевич устраивался на работу в ботанический сад, был вынужден написать в анкете, что детей нет. Но благодаря ему и семье его второй жены сохранились некоторые вещи Сержа Лифаря (например, гимназический ремень). Мы демонстрируем их на выставке.
— Читал, что Лифарь дружил со многими мировыми знаменитостями. В частности, художниками Пабло Пикассо, Жаном Кокто, Марком Шагалом, кутюрье Габриель Коко Шанель. На выставке есть вещи, которые они ему дарили?
— Да. Мы демонстрируем сценический костюм Аполлона, его собственными руками сшила Коко Шанель. В нем выступал Серж Лифарь. Интересно, что к эскизам этого костюма Коко Шанель отношения не имеет. Их создал… садовник Андре Бошан. Он увлекался живописью, рисовал, показывал свои произведения на выставках. Его работы увидел Дягилев и пригласил принять участие в создании балета Стравинского «Мусагет» (предводитель муз).
— Странно, что сама Коко Шанель выполнила работу швеи.
— Тогда (1928 год) ей это было интересно. Она дружила не только с Лифарем, но и с Дягилевым. Пришла на помощь Дягилеву, когда тот оказался на грани банкротства. Это было в 1921 году. До этого он 10 лет создавал небольшие часто бессюжетные, но очень яркие новаторские балетные постановки. В конце устал от изнурительного ритма работы и решил поставить грандиозный балет, который можно было бы показывать в течение длительного времени. Выбрал для этого «Спящую красавицу». Заказал дорогие костюмы у известного художника Льва Бакста. Пришлось занимать на постановку деньги. Премьеру решил сделать не в Париже, публика которого жаждала новаторского искусства, а в консервативном Лондоне. К сожалению, грандиозное представление лондонцам не понравилось. Для Дягилева наступили очень трудные времена, он не смог вернуть потраченные средства. И здесь, как сказочная фея, в его жизни появилась Габриэль Коко Шанель. Она помогла выбраться из кризиса — душевного и финансового.
- Вы знаете, кто создал логотип всемирно известного дома высокой моды YvesSaintLaurent, основанного Ивом Сен-Лораном? — спрашивает Елена Иванова.
— Увы, нет.
— Этот логотип разработал Кассандр (настоящее имя — Адольф Жан-Мари Мурон), родившийся в Харькове в семье эмигрантов из Франции. В Харькове прошла часть его детства. На нашей выставке представлены несколько художественных работ Кассандра, находившиеся в коллекции Сержа Лифаря.
А еще мы демонстрируем литографию эскиза сценического костюма Китайца, который создал Пабло Пикассо к балету «Парад», поставленному Дягилевым. Тогда, в начале 1920-х, Пикассо еще не был мировой знаменитостью. Дягилев разглядел в этом поклоннике кубизма талант и предложил сотрудничество. Впоследствии Пикассо подружился с Сержем Лифарем и подарил ему литографию эскиза костюма Китайца.
На выставке представлены несколько картин, созданных Сержем Лифарем. Его художественные творения имели коммерческий успех. Но со временем он прекратил выставлять их на продажу — не хотел расставаться со своими полотнами. На них он изображал танцующих людей.
— Как случилось, что Серж Лифарь возглавил балетную труппу театра «Гранд Опера»?
— Его пригласили туда работать, когда в 1929 году умер Сергей Дягилев. В «Гранд Опера» Серж начал ставить собственные балетные спектакли. Когда гитлеровская Германия вторглась во Францию, Лифарь уехал из Парижа. Но впоследствии вернулся и возглавил «Гранд Опера» — объяснял это тем, что хотел спасти театр. В 1944 году Движение Сопротивления вынесло художнику смертный приговор. Поэтому Сержу пришлось эмигрировать в Швейцарию. Там он организовал «Новый балет Монте-Карло». После окончания войны благодаря содействию генерала Шарля де Голля обвинения в коллаборационизме были сняты (официально решение о снятии обвинения принял Национальный французский комитет по вопросам «чистки». — Авт.). В 1947 году звезда балета вернулся в Париж. Впоследствии он был награжден за вклад в развитие искусства призом Oscar de la danse — балетной золотой туфелькой. В литературе пишут, что она 42-го размера — именно такой был у Лифаря. Но, по-моему, туфелька меньше: где-то 37−38 размера.
Как ранее сообщали «ФАКТЫ», солист Одесского национального академического театра оперы и балета Андрей Писарев получил диплом Национального реестра рекордов за победу в номинации «Наибольшее количество побед артиста балета в международных конкурсах».
2921Читайте нас в Facebook