Потрясли черепахи, которые сварились заживо в своей броне: украинские спасатели рассказали об ужасных пожарах в Греции
«Как только ребята начали тушить огонь, все собаки, будто по команде, прекратили лаять»
— Когда самолет с нашими ребятами на борту подлетал к Афинам, мы в иллюминаторы видели столбы густого дыма, — рассказал «ФАКТАМ» старший прапорщик службы гражданской защиты пожарно-спасательной части № 3 города Хмельницкого Игорь Панчишин. — В аэропорту было трудно дышать, обочины дорог покрыты пеплом. Ночное небо — оранжевого цвета.
В первые сутки нашего пребывания в Греции дым был настолько густым, что полиция перекрыла движение по автомобильным трассам вокруг столицы.
Наш сводный отряд работал на острове Эвия в Эгейском море, который едва ли не наиболее пострадавшем от огня. Ранее этот остров был очень зеленым и живописным. А когда мы прилетели, ночью было видно, как днем.
Густой едкий дым оседал, как туман. Море красно-оранжевое. Казалось, что вода пылает.
Мы видели пепелища горных сел: обугленные стены, «скелеты» кузовов машин, сожженых живьем скот и диких животных. До боли в сердце поражали черепахи, которые сварились заживо в своей брони. Лишь кое-где пробежит напуган собака с обгоревшей шерстью… Греческие пожарные отчаянно защищали от огня села. Но пожары были слишком велики, поэтому греки обратились за помощью к коллегам из других стран Европы, в частности к нам.
Мы работали вместе с ребятами из Днепра, Винницы, Черкасс. Все опытные бойцы, которые ранее уже боролись с огнем в лесах. Отряд хмельнитчан возглавлял офицер Сергей Полищук. В первый день мы тушили огонь в лесу. Потом нас срочно перебросили на верховой пожар. Огонь наступал на деревни в долине с гор. Сосны 20−30 метров высотой горели от корней до макушки. Пламя поглощало могучие деревья как спички. И если на дворе жара 40 градусов, то в эпицентре пожара точно сотни градусов… А ветер играет этим пламенем во все стороны.
Заняв рубеж обороны в окрестностях села, за 12 часов мы его таки отстояли. Кое-где огонь добрался до заборов и огородов, но его вовремя потушили. На следующий день мы спасли еще одну деревню. Очень помогла мощная спецтехника и авиация наших коллег из стран Евросоюза. Греческие пожарные, которые хорошо знали местность, руководили нашими действиями. Греки бесперебойно заправляли пожарные машины водой. Постепенно были погашены основные очаги пламени. Поэтому бойцы от обороны сел, поселков и городов пошли в наступление — боролись с огненной стихией уже непосредственно в горах.
Особенность греческих горных сел такая, что животноводческие фермы, сараи, пасеки расположены за пределами населенного пункта, недалеко от леса. Иногда люди во время эвакуации имели время и возможность забрать животных. Был случай, когда огонь подошел к ферме с козами. Ребята потушили пламя, вывели животных из хлевов. Впоследствии бойцы хмельницкого гарнизона спасли в горящем лесу пасеку с десятками ульев.
Спасли и собачий приют. Когда ребята начали тушить огонь, все собаки, будто по команде, прекратили лаять. Поняли, что мы здесь, чтобы им помочь. Когда мы побороли пламя, то местные волонтеры принялись хозяйничать у животных. Наша база была в этом селе, поэтому часто проходили мимо приюта, и ни один пес не залаял на нас, собаки только виляли хвостами по-дружески и заглядывали нам в глаза.
«Греческие крестьяне приветствовали нас: «Слава Украине! Героям слава!»
— В одном селе пламя грозило старинной часовне. Мы за полчаса потушили огонь и спасли культовое сооружение, — вспоминает Игорь Панчишин. — Отара из 50 животных оказалась заблокированной в загоне на окраине. Огонь уже перекинулся на деревянный забор. Бедные животные сбились в противоположной стороне загона, куда еще не дошло пламя. Наши ребята появились вовремя.
В прошлом году я с побратимами боролся с огнем в зоне отчуждения. Гасил и огромные лесные пожары в Изяславском районе Хмельницкой области много лет назад. Но там было легче, потому что это равнина. А в горах хрупкий песчаник, и ты должен следить, чтобы не упасть, не получить травму. А еще в Греции растут какие-то растения, которые прямо хватают за ноги, не дают ступить дальше. С каждым днем мы поднимались все выше, иногда — на высоту 300−400 метров. Там тушили очаги возгораний или окапывали места пожаров. Греческие, польские, румынские пожарные очень помогали нам квадроциклами, легкими пожарными рукавами и другим снаряжением, которое предназначено именно для работы в горах.
Греки уважительно относились к нашим ребятам. Вблизи отеля, где мы жили, живет семья. Жительница Донецка много лет назад вышла замуж за местного жителя. Как она обрадовалась, увидев украинских бойцов! Она много чем нам помогла. Были греческие крестьяне, которые каждое утро приветствовали нас: «Доброе утро! Слава Украине! Героям слава!» Люди искренне благодарили за спасение родных сел. Волонтеры тоже всячески помогали.
Сейчас пожарные отдыхают после тяжелого командировки. А начальник оперативно-координационного центра областного главка спасателей Днепропетровщины полковник службы гражданской защиты Олег Кушнирук, который руководил группой спасателей из нескольких областей, сразу после возвращения из Греции женился на своей возлюбленной. Поэтому спасатели шутят: наверное, греческая богиня любви Афродита искренне поблагодарила украинского героя за мужество.
— Дату регистрации брака, 17 августа, мы с Еленой, которая также работает в службе спасения, запланировали еще задолго до греческих событий, — говорит Олег. — Сразу после возвращения домой буквально с трапа самолета я в форме, хорошо пропахшей дымом, поспешил к любимой. И мы торжественно сочетались браком в присутствии всех наших коллег.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как эвакуировали украинских туристов из охваченной пожарами Турции.
1448Читайте нас в Facebook