«Мечтаю о роли, в которой я бы вообще не говорил»: Богдану Ступке исполнилось бы 80 лет
Ступку называли самым снимающимся актером в Украине. Творческая судьба была благосклонна к Богдану Сильвестровичу. Он блистал на сцене сначала Львовского театра имени Марии Заньковецкой, потом переехал в столицу. Успех в кино к актеру пришел после роли в картине Юрия Ильенко «Белая птица с черной отметиной». Позже было огромное количество значимых ролей и престижных международных наград. В 2011 году ему было присвоено звание Героя Украины с вручением ордена Державы. Богдан Ступка возглавлял Театр имени Ивана Франко и был министром культуры Украины. К 80-летию Богдана Сильвестровича была открыта мемориальная доска — горельеф на доме по улице Заньковецкой, где он жил, — рядом с театром, в котором служил сначала актером, а в последние десять лет жизни — художественным руководителем.
«Мой дебют состоялся в 13 лет»
Богдан Ступка родился в небольшом городке Куликов возле Львова. В школу пошел уже во Львове.
— Мы снимали во Львове целый этаж в особняке: мой дядя Павел Крупник и наша семья, — рассказывал Богдан Сильвестрович в интервью «ФАКТАМ». — В особняке жили три сестры-польки, у которых я в кладовке нашел лыжи. Ходил кататься на Кайзервальд — Цесарские горы, научился там прилично ездить. В то время все хотелось познать.
— Вы ведь на сцену выходили еще до того, как на актера пошли учиться?
— Мой дебют состоялся в 13 лет. На львовской сцене, но в спектакле московского Театра имени Станиславского — в «Днях Турбиных». Отец пел там в хоре, а я играл гимназиста, кричал что-то за кулисами. Потом меня заметил режиссер и сказал: «Ты и твой приятель будете выносить гетмана Скоропадского на носилках».
У меня со школы была сильная тяга к чтению и книгам. Если удавалось сэкономить какую-то копейку, всегда покупал книжку. Обожал также кино. Помню, в 14 лет проник на фильм «Возраст любви» по Ги де Мопассану, куда до 16 лет не пускали. Я вставал на цыпочки, чтобы казаться выше, пристраивался за высоким товарищем и по нескольку раз смотрел все трофейные фильмы: «Индийская гробница», «Тарзан», «Бродяга».
Актер признавался, что не был спокойным ребенком.
— С ранних лет я, как зверь, лез в драки и всегда получал, — вспоминал Ступка. — Вечно меня били так, что потом по две недели лежал с примочками. Но раны и синяки меня не останавливали. Наверное, это тоже было преодолением страха — важно было доказать себе, что не боюсь.
После окончания школы Богдан Ступка решил поступать на химический факультет Львовского университета. Но экзамены сдал неудачно и не прошел. В результате он устроился на работу в обсерваторию и поступил на заочное отделение филологического факультета. Правда, время, когда будущему актеру пришлось наблюдать за звездами, вспоминал с долей юмора.
— Работал в астрономической обсерватории лаборантом по сменным звездам, — рассказывал Ступка. — Дежурить приходилось по ночам, нужно было записывать показатели небесных тел, их координаты и перемещение. Тогда я и невзлюбил чистое звездное небо. Как все молодые люди, ходил на танцы, хотелось проводить девушку домой, а нужно было бежать в обсерваторию. Если небо затягивало тучами, я был счастлив, ведь можно гулять хоть всю ночь.
— Если бы не стали актером, чем бы занимались?
— Может, был бы посредственным медиком. В детстве мечтал об этой профессии. Но когда увидел окровавленное плечо моего брата, который попал в аварию на машине, мне стало дурно. После этого стало понятно, что хирурга из меня не выйдет. А еще со своим другом я ходил на операции. Мы наблюдали за процессом из специальной застекленной комнаты сверху. Мне всегда после таких просмотров становилось нехорошо. Хотя… специалистом по ухо-горло-носу, наверное, мог бы стать.
Читайте также: Остап Ступка: «Папа всегда появляется во сне тогда, когда мне больше всего хочется услышать его совет»
Тяга к искусству была у Богдана Ступки в крови. Говорил, что передалась она ему от отца — певца в хоре Львовского оперного театра. В конце концов юноша поступил в театральную студию при Театре имени Марии Заньковецкой, а потом и сам стал служить на сцене этого театра. В то время там работал знаменитый режиссер Сергей Данченко. Как только его пригласили руководить Театром имени Ивана Франко в Киеве, Данченко позвал с собой и Богдана Ступку. Долгие годы весь репертуар столичного театра держался именно на нем.
— Между театром и кино, конечно, есть разница, — говорил Богдан Сильвестрович. — Хотя в основе своей это одно и то же искусство. Если балерина утром не поработает у станка, она вечером упадет на сцене. Станок для кино — это театр. Потому что именно там ты встречаешься с потрясающей драматургией целого мира! Все, что делал на сцене, потом в разных ипостасях эксплуатируется в фильмах. Это то же самое, только минимум внешнего выражения.
— И больше адреналина?
— Как вам сказать, в кино ты отдыхаешь. Несмотря на то, что иногда приходится работать по 12—14 часов в сутки. Но есть перерывы, когда можно сесть в кресло и задремать. В театре такое невозможно. Как и говорить в микрофоны. По словам великого итальянского трагика Томмазо Сальвини, актерская профессия — это «голос, голос и еще раз голос…» Печально, что сейчас многие люди даже не понимают, что такое образное мышление! В свое время Владимир Щербицкий сказал: «Наконец с поэтическим кино в Украине покончено». А это же было целое направление, единственное в мире, которое начал Сергей Параджанов и продолжил Юрий Ильенко. Так что у меня две души, и обе болят.
— Вы мечтаете о чем-то не сыгранном?
— Мечтаю о роли, в которой я бы вообще не говорил. И в театре, и в кино. Не знаю, что это будет за персонаж, но главное в нем — крупные планы, глаза…
«Никогда не уверен, что все получится, ведь перевоплощаться очень трудно»
Всю жизнь своим ангелом-хранителем Богдан Ступка считал супругу Ларису. Бывшая балерина пожертвовала собственной карьерой ради супруга. Они познакомились, когда Богдан Сильвестрович тяжело заболел. Шутил, что не мог и подумать, что такая красивая девушка обратит на него внимание.
— Это произошло во Львове, — вспоминал актер. — Лариса была такая тоненькая, красивая. Балерина! Однажды я заболел, простудил тройничный нерв. Меня положили в больницу. Лариса каждый день приходила ко мне, приносила еду. Я ей говорил: «Я такой некрасивый, меня перекосило, я что, тебе нравлюсь?» А Лариса ответила: «Да, я тебя люблю…» И все.
Лариса стала хранительницей его очага. Она ездила с Богданом Сильвестровичем на гастроли, готовила домашнюю пищу и тщательно следила за распорядком дня супруга.
— Не знаю, что бы со мной было, если бы не Лариса, — признавался актер.
В Театре имени Ивана Франко практически все актрисы были влюблены в Ступку. А в зрелые годы Богдану Сильвестровичу все чаще стали предлагать роли… ловеласов. На что актер отшучивался: «Мене нiколи жiнки не любили. Не знаю, що й сталося тепер… На старостi рокiв граю коханцiв».
Читайте также: Дмитрий Ступка: «Весь гонорар за участие в фильме „Тени незабытых предков“ ушел на хороший отдых за границей»
Семья Ступок жила в большой квартире недалеко от Театра имени Ивана Франка. Богдан Сильвестрович любил прогуливаться в уютном садике вместе с внуком Димой, а потом заходить в небольшое кафе, где уже знали все привычки знаменитого артиста. Ступка оставался элегантен в любой ситуации. Его любимым аксессуаром были шляпы. В доме их насчитывалось около ста! Они удивительно шли Богдану Сильвестровичу, и он это знал, покупая новую в любой поездке. В последние годы жизни он наконец купил автомобиль, но за руль так и не сел. Машину водил сын или внук, а Бодя, как ласково называли его близкие, предпочитал сидеть рядом.
— К сожалению, я поздно начал заниматься собирательством картин, — признавался актер. — Раньше увлекался французскими сюрреалистами и импрессионистами. Теперь такие цены, что я просто не могу себе позволить приобрести картину, например, Гогена или Ван-Гога. Это миллионы долларов.
— Сами за кисть не брались?
— Не умею. Нет таланта. Как видите, утверждение «талантливый человек талантлив во всем» на меня не распространяется.
Богдана Ступку еще при жизни называли гениальным. Его это не смущало, порой даже забавляло. У артиста всегда был немного лукавый взгляд на жизнь. Словно знал он о ней несколько больше остальных.
— Волнуетесь перед съемками?
— Страх — великая сила, особенно в искусстве. Я никогда не уверен, что все получится, ведь перевоплощаться очень трудно. Надо менять ход мыслей, походку, поймать музыку речи персонажа, которого играешь, потому что у каждого своя мелодика. Это как прокрустово ложе. Ты вкручиваешь себя, насилуешь свой организм. Не каждый актер хочет это делать. Но я — хочу. И буду!
Читайте также: Остап Ступка: «Когда отца не стало, некоторые „друзья“ исчезли в тот же момент!»
Напомним, на Львовщине, на родине Богдана Ступки, ему открыли памятник.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО «ФАКТЫ»
742Читайте нас в Facebook