Вице-премьер-министр александр кузьмук: «это мог быть второй чернобыль »
В понедельник около пяти вечера в Бусском районе Львовской области на перегоне Красное — Ожидов сошли с рельсов и перевернулись 15 цистерн с желтым фосфором товарного поезда, следовавшего со станции Аса (город Джамбул, Казахстан) на станцию Оклеса (Польша). В одной из цистерн произошла утечка фосфора, в результате чего воспламенились шесть цистерн. На протяжении нескольких часов более трех десятков пожарных расчетов, стянутых из соседних районов области, и шесть пожарных поездов тушили возгорание специальными растворами. Им помогали 150 военнослужащих Внутренних войск, практически все сотрудники четырех райотделов милиции во главе с начальником областного управления внутренних дел генерал-майором милиции Михаилом Цымбалюком. Всего были привлечены 450 человек личного состава и 80 единиц техники.
Дело осложнялось тем, что горящий фосфор нельзя тушить обычной водой, поскольку он выделяет ядовитый газ. С помощью специальной пены пожар был ликвидирован в 22. 29.
Из зоны поражения вывозят в основном детей, а взрослые от эвакуации отказываются, опасаясь мародеров
По состоянию на утро вторника, пострадали 20 человек — шестеро сотрудников МЧС, двое сотрудников МВД, двое железнодорожников и десять местных жителей. Как сообщил Михаил Цымбалюк, все они получили ожоги дыхательных путей и были доставлены во Львов, в центральный военный госпиталь Западного оперативного командования. Трое от госпитализации отказались. Состояние 17 пострадавших медики оценивают как средней и тяжелой степеней, они находятся в реанимационном отделении, однако угрозы для их жизней нет.
Во время тушения пожара образовалось огромное ядовитое облако с зоной поражения более 90(!) квадратных километров, которое «накрыло» 14 населенных пунктов Бусского района и отдельные территории Радеховского и Бродовского районов, где проживают более 11 тысяч человек. Миллионный Львов расположен всего в 80-ти километрах от места ЧП.
Как сообщил «ФАКТАМ» начальник пресс-службы ГУ МЧС Украины во Львовской области Павел Василенко, из нескольких близлежащих сел ночью эвакуировали около тысячи местных жителей. На автобусах, предоставленных местными властями, и на собственном транспорте люди разъехались по родственникам и знакомым. Большинство из эвакуированных — дети: взрослые, опасаясь мародеров и переживая за домашний скот, отказываются покидать дома. Спасатели обучают их мерам предохранения от ядовитого смога, советуют плотно закрывать окна и двери, не пускать на выпас домашний скот, не употреблять воду из колодцев и не есть овощи с огорода. По заверениям представителей МЧС, принудительной эвакуации не будет, ситуация находится под контролем, однако никто пока не может спрогнозировать последствия этой химической катастрофы, реальный вред, нанесенный здоровью людей.
Ночью был создан штаб по ликвидации аварии, который возглавил прилетевший во Львов вице-премьер Украины Александр Кузьмук. «Эту техногенную катастрофу невозможно было спрогнозировать. На месте ЧП изучается, как нужно ликвидировать последствия подобной катастрофы, которая могла стать вторым Чернобылем», — отметил он в разговоре с журналистами.
- В результате принятых мер облако из продуктов горения фосфора нейтрализовано и не представляет угрозы для жителей Львова и прилегающих к нему населенных пунктов, — заверил начальник управления чрезвычайных ситуаций Львовского горсовета Петр Гребенюк.
Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе прокуратуры Львовской области, в связи с произошедшей в Бусском районе катастрофой прокуратура возбудила уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В настоящий момент проводятся необходимые следственно-оперативные действия. Расследование находится под контролем Генеральной прокуратуры Украины.
«Выехав на трассу, мы еле втиснулись в колонну машин с убегавшими людьми»
Известие о масштабной химической аварии пришло во Львов в понедельник около полуночи, когда в областной центр стали въезжать сотни частных машин и микроавтобусов, на которых спасались бегством жители Буска.
- Это просто безобразие, что о произошедшем мы узнали случайно, а не от соответствующих должностных лиц. Да за это под суд надо отдавать! — возмущаются супруги Леонид и Наталия Скоротские, жители Буска. Их белый микроавтобус притулился рядом с огромным оптовым рынком «Шувар» в Сыховском районе. В салоне какие-то наспех набросанные сумки с вещами, пара ящиков минеральной воды. Посреди этого кавардака безмятежно спит пятилетняя дочь супругов Леночка. Взрослые же, несмотря на ночь, заснуть не могут: Леонид непрерывно курит, нервно расхаживая взад и вперед, а Наталия пытается по мобильному телефону связаться с родственниками и знакомыми.
- Нам позвонил знакомый офицер, живущий неподалеку от военного городка: «У нас объявлена химическая тревога. Никто ничего толком не знает, говорят, что что-то взорвалось, и на город идет огромное отравленное облако. Мы тут все надели противогазы и спецкостюмы химической защиты, непрерывно проводим замеры воздуха. Семьи офицеров в панике и не знают, что делать. Советую: бросайте все, хватайте дочку и самое ценное, уезжайте немедленно в областной центр!». Мы побросали в сумки вещи, подхватили на руки дочку и буквально скатились по лестнице на улицу, — рассказывают Леонид и Наталия. — Пока загружали микроавтобус, видели, как во многих окнах зажигался свет, отовсюду были слышны телефонные звонки. Видно, тревожное известие распространялось мгновенно. Наши соседи кто спешно садился в свои машины и быстро уезжал, кто растерянно стоял во дворе и с ужасом повторял: «Что же будет, что будет?!». Господи! На улицах города начиналась паника, в глазах у людей ужас! И при этом никакой информации или разъяснений ни по радио, ни по телевидению, ни по уличным громкоговорителям. Никаких сигналов тревоги, как было в военное время во время бомбежек. Где же была наша Гражданская оборона?! Выехали на трассу и еле впихнулись в колонну машин с убегавшими людьми. Вот и мы тоже приехали во Львов, где шансов получить какую-либо помощь больше. Что делать дальше, понятия не имеем. Тут у нас практически нет даже знакомых. Днем найдем какое-нибудь кафе с телевизором и будем следить за новостями. Кстати, вон в стороне стоят еще несколько машин из нашего района — заметили их еще на трассе
На мой стук в лобовое стекло из стареньких «Жигулей» выглядывает заспанный мужчина в военной форме — прапорщик. Из-за его спины с задней «сидушки» на несколько секунд приподнялись две мальчишечьи головы, но тут же опять улеглись спать. На нашу просьбу рассказать, что произошло, лишь недоуменно пожал плечами.
- Да я, собственно, ничего сам толком и не знаю, — признается Петр. — Служу в одной из воинских частей Буска. Три дня как ушел в отпуск — жена Люда уехала в Одесскую область снять хорошую квартиру на отдых для всей семьи. Должен был и я с двумя сыновьями приехать. Мы все уже спали, когда мне позвонили ребята из части. Мол, взорвался какой-то химический склад с ядовитыми веществами, и в ближайшее время отравляющее облако накроет район. Я сначала не поверил и отмахнулся: «Глупости, слухи!». А через полчаса опять звонок от них: «У нас объявлена химическая тревога! Надеваем противогазы, ведем замеры воздуха. Офицеры разнесли двери склада химзащиты, похватали противогазы и респираторы, бегут по домам к семьям. Их жены с детьми закрывают окна и двери, заделывают щели. Это серьезно!!!». Это было действительно уже серьезно. Перезвонил знакомым, сообщил и им о произошедшем, схватил что-то из вещей, документы, деньги, сыновей в охапку, выбежал на улицу и помчался к гаражу. По дороге еще видел, как люди мечутся, не понимая, что происходит и что делать. Завел машину и рванул во Львов, по дороге позвонил жене, она от произошедшего просто в шоке. Решили, что еду к ней в Одесскую область. Будем оттуда наблюдать, что делается у нас в регионе
Еще одна машина. В полутемном салоне две женщины среднего возраста, тревожно переговариваясь, курят и не спеша пьют коньяк.
- Мы в ночной смене в небольшом продуктовом магазине торговали, когда все это началось, — рассказывают Нина и Надя. — Под конец дня торговли почти не было, и в помещении наконец воцарилась привычная в такое время тишина. А тут замечаем вдруг какой-то непривычный для ночи постепенно увеличивавшийся шум на улице. Все чаще и чаще стали проезжать машины, со дворов расположенных рядом многоэтажек стало слышно множество громких нервных голосов. Вышли и мы наружу. А там уже, несмотря на позднее время, десятки людей собрались. Крик, шум, мечутся, что-то обсуждают, дети плачут. Спрашиваем: «Что произошло?». Нам наперебой испуганно отвечают: «Говорят, что взорвался химический склад, и ядовитое облако вот-вот всех накроет. Из сел звонят родственники — у них идет эвакуация!». Люди были растеряны, в панике, не знали что делать. Одни садились в машину и уезжали, кто-то из мужчин организовал группу, и она направилась к железнодорожному вокзалу, кто-то названивал в МЧС, с десяток женщин обсуждали, как им поплотнее «закупорить» щели дверей и окон, чтобы отсидеться. Кто-то кричал: «Должны же власти хоть что-то сообщить, прислать автобусы для эвакуации!». Ну а мы вдвоем, припомнив Чернобыльскую катастрофу, закрыли магазин, сели в машину и поехали во Львов — благо, у нас семей нет, а родственники живут в других областях. Если надо, будем бежать дальше
- Как таковой ясно выраженной паники на улицах в регионе нет, — заверил «ФАКТЫ» знакомый журналист из Буска Ярослав Перепенко. — Хотя нервозность у людей отмечается, однако общий ритм жизни не нарушен, да и пострадавших среди жителей нет. Правда, признаюсь, все мы тут к каждому своему кашлю прислушиваемся — а вдруг?! Бежавшие люди возвращаются. Все возмущены, что информация о ЧП появилась только утром, что привело к ночной панике. Ничего не известно пока и о последствиях этой аварии. Кстати, мне сообщили, что в селах Лопатино, Нивицы и Радеховского района на растения выпала какая-то странная белая пыль, а утром стоял непривычно белый туман
Армейскую авиацию подготовили к массовой эвакуации населения
Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Львовского горсовета, никто из беженцев из пострадавших районов за помощью к ним не обращался, хотя городские власти были готовы оказать им любую поддержку. По информации пресс-службы, в настоящий момент перепуганные люди, которые приехали во Львов, уже вернулись либо в Буск, либо к своим родственникам, проживающим в «уцелевших» селах.
В Западном оперативном командовании нам сообщили, что подразделения округа, 13-го армейского корпуса и воздушного командования «Запад» приведены в состояние повышенной готовности и в случае необходимости приступят к локализации и ликвидации последствий химической катастрофы. Принято решение о развертывании полевого мобильного госпиталя и увеличении количества коек на случай поступления пострадавших. В повышенную готовность приведены вертолеты армейской авиации, специальный летающий госпиталь, Самборское подразделение радиационной, химической и бактериологической защиты. К месту аварии направлена разведывательная группа, экипированная средствами химической защиты.
- Во вторник с утра медики начали тотальное обследование жителей сел, расположенных в месте катастрофы, — сообщил начальник Главного управления здравоохранения Львовской облгосадминистрации Игорь Герич. — Врачи посещают буквально каждый дом, привлечены силы Бродовской райбольницы, туда направлен мобильный диагностический комплекс Львовского диагностического центра. Пока за помощью обратился 21 человек, служащие и местные жители. Из 15 госпитализированных четверо получили амбулаторное лечение и покинули больницу. Три человека были в достаточно тяжелом состоянии, но через день оно стабилизировалось. Остальные девять пострадавших находятся в удовлетворительном состоянии
Для ликвидации последствий катастрофы создан областной штаб, который возглавил первый заместитель главы Львовской облгосадминистрации Валерий Пятак. Аналогичные штабы созданы в Бусском, Бродовском и Радеховском районах.
По информации заместителя главы облгосадминистрации Тараса Батенко, штабы вместе с научными сотрудниками будут искать пути утилизации разлитого химического вещества. Для этого к сотрудничеству приглашены сотрудники «Горхимпрома», «Львовской политехники», университета им. Ивана Франко. По словам Тараса Батенко, до этого случая на территории Львовской области не практиковалась утилизация фосфора, поэтому и возникла необходимость привлечения к сотрудничеству научных работников
Как сообщил на брифинге гендиректор «Укрзалчзницч» Владимир Козак, к вечеру вчерашнего дня ожидалось прибытие во Львов представителей отправителя опасного груза — казахстанской компании «Казфосфат», которые помогут в устранении последствий катастрофы.
Когда верстался номер, стало известно, что Президент Украины Виктор Ющенко своим указом поручил Кабинету министров разработать и утвердить в трехдневный срок комплексный план мероприятий по обеспечению ликвидации последствий аварии, а в десятидневный срок — обеспечить ликвидацию последствий аварии и решить вопрос о финансировании в полном объеме соответствующих мероприятий.
Справка «ФАКТОВ»
Желтый фосфор — сильноядовитое, огнеопасное кристаллическое вещество от светло-желтого до темно-бурого цвета. В воде не растворяется, на воздухе легко окисляется и самовоспламеняется. Горит с выделением густого белого дыма. Отравление фосфором и его неорганическими соединениями может наступить вследствие вдыхания его паров или через рот. Смертельная доза желтого фосфора составляет десятую долю грамма. Течение отравления обычно острое, прогрессирующее, имеет три стадии. При первой во рту ощущается привкус чеснока, раздражается слизистая оболочка, возникает зубная боль, вздувается живот, возникают тошнота и рвота. Вторая стадия — так называемый «светлый промежуток» — длится от восьми часов до нескольких дней. В ходе третьей отмечаются постоянная рвота, диарея, увеличение печени, нефропатия, анемия, начинаются судороги, нарушается дыхание, человек впадает в состояние комы.
Один из крупнейших в мире производитель желтого фосфора находится в Казахстане, где расположено уникальное месторождение фосфоритов. Фосфор в основном используется для производства сельскохозяйственных удобрений, а также в металлургии и оборонной промышленности.
312Читайте нас в Facebook