«Наша супернаходка в Киево-Печерской лавре связана с детективной историей»: археологи о своем неожиданном открытии
— Интуиция подсказывала, что мой предшественник археолог Владимир Богусевич в 1951 году полностью не исследовал остатки мастерской XI века по изготовлению смальты для отделки церквей, находившихся на территории Митрополичьего сада Киево-Печерской лавры, — говорит заведующий отделом археологии Национального заповедника «Киево-Печерская лавра» Сергей Тараненко. — А еще была надежда, что удастся найти там что-то особенно ценное. И интуиция не подвела, и надежда оправдалась.
Во время полевого сезона, который только завершился, мы со студентами Киевского педагогического университета имени Бориса Гринченко нашли место, где находилась та древняя мастерская (это была непростая задача). Мы нашли там яму, а в ней — много предметов времен Киевской Руси. Среди них — вот эта вещь, которую можно назвать супернаходкой: подвесная (то есть такая, которая крепилась на документы) свинцовая печать. Она датируется 60−80 годами ХI века. Видите, на ней изображение юноши с кудрявыми коротко стрижеными волосами, одетого в римские военные доспехи и плащ. Вокруг головы — нимб. В правой руке — мученический крест. Это святой Неофит, небесный покровитель владельца этой печати. На печати есть еще и надпись на греческом языке, которая переводится: «Неофит монах. Митрополит». Человек, которому принадлежала эта печать, — темная лошадка в истории княжеского государства.
Из одного из византийских источников мы знаем, что в Руси во второй половине XI века возникла митрополичья кафедра с центром в «Черном граде» (то есть Чернигове). Мы считаем, что ее возглавлял именно Неофит. Но в Руси законной была одна митрополия — Киевская. Понятно, что ее центром был Киев. Во второй половине XI века (то есть в период, которым датируется наша находка) митрополитами Киевскими являлись Георгий (1062−1073 гг.), а затем — Иоанн II. С какой стати некий монах Неофит из Чернигова называл себя митрополитом? Ответ на этот вопрос кроется в сложной истории противостояния великого князя Киевского Изяслава и одного из основателей Киево-Печерской лавры Антония, а также борьбы сыновей Ярослава Мудрого (Изяслав один из них) за великокняжеский престол.
«Собрали даже рыбью чешую и семена времен Киевской Руси»
— Чтобы разобраться в исторической загадке, которая кроется в нашей уникальной находке, следует сказать, что между сыном Ярослава Мудрого Изяславом, после смерти отца унаследовавшим великокняжеский престол, и сооснователем Киево-Печерского монастыря Антонием возникла вражда, — продолжает Сергей Тараненко. — Одна из причин этого — то, что люди из ближнего окружения Изяслава приходили в монастырь, чтобы стать монахами, и Антоний их принимал. Князю это могло не нравиться. Вероятно, были и другие поводы для конфликтов, сведения о которых не сохранились.
В 1068 году для Изяслава возникла критическая ситуация: войско, которое он возглавлял, потерпело сокрушительное поражение от половцев на реке Альте. Накануне этой битвы Изяслав с братьями пообещали своему двоюродному брату князю Всеславу Брячиславичу, который правил в Полоцке, что не навредят ему. Но слова не сдержали: Всеслава бросили в темницу. Киевляне решили, что половцы разбили русичей из-за того, что Изяслав с братьями не выполнили обещание и высшие силы за это наказали. В результате вспыхнуло народное восстание.
Изяславу с семьей пришлось бежать в Польшу к племяннику его жены Гертруды князю Болеславу Храброму, который впоследствии стал королем Польши. Киевляне отдали великокняжеский престол Всеволоду Брячиславичу. Изяслав считал, что именно сооснователь Киево-Печерского монастыря Антоний подстрекал людей к восстанию. Кстати, этот монастырь и его руководители имели непоколебимый авторитет у народа. Потому что эта обитель в отличие от других монастырей (Выдубицкого, Спасского на Берестове) была независимой от князей.
Прошел год. Изяслав с войском, в котором было много иностранных (польских и немецких) наемников, вернулся и захватил Киев. На этот раз пришлось бежать его конкуренту Всеволоду Брячиславичу.
Читайте также: «Возле Десятинной церкви нашли клад, который с трудом поместился в два мешка»
— Какое отношение к этой истории имеет монах Неофит, печать которого вы нашли в Митрополичьем саду лавры?
— Захватив Киев, Изяслав получил возможность поквитаться с Антонием, которого считал виновником своих бед. Главу монастыря спас от расправы брат Изяслава черниговский князь Святослав Ярославович, который мечтал о великокняжеском престоле и впоследствии его получил. Представьте, ночью в монастырь прискакали посланцы этого князя и тайком вывезли Антония в Чернигов — спасли его от расправы.
На новом месте наместник обители стал причастным к основанию Троицко-Ильинского монастыря, который сейчас является одной из исторических жемчужин Чернигова. Антоний, скорее всего, имел непосредственное отношение и к созданию там митрополичьей кафедры. Местный князь Святослав поддержал это, потому что враждовал со своим братом Изяславом и пытался создать в Чернигове альтернативный центр власти в государстве. Поэтому в паре с Антонием и создали альтернативную «митрополию» — некое проявление сепаратизма в древние времена.
— Значит, темная лошадка Неофит был человеком Антония и князя Черниговского?
— Имеющиеся факты свидетельствуют именно об этом.
— Но непонятно, почему сепаратист Неофит писал письма со своей печатью в Киево-Печерский монастырь, находившийся на территории Киевского княжества?
— Все очень просто: Изяслав снова не удержался в Киеве. В 1073 году великокняжеский престол захватил его брат — черниговский князь Святослав. После этого Антоний вернулся в родную Киево-Печерскую обитель и, находясь в ней, переписывался со своим человеком в Чернигове Неофитом. Вот почему мы нашли печать этого «митрополита» на территории лавры.
Читайте также: Археологи нашли в Израиле 1500-летнюю «печать Соломона»
— История с фейковой митрополией имела какое-то продолжение?
— К счастью, нет. Добавлю, что в древних источниках есть упоминание о еще одной странной «митрополии» — в Переяславе. Оба случая — черниговский и переяславский — являются прямым следствием борьбы князей за власть на Руси. Больше никаких попыток создать альтернативу канонической Киевской митрополии не зафиксировано. Проявления сепаратизма были бесперспективными тогда, они терпят поражение и в наше время.
Читайте также: Древнее египетских пирамид: под Тернополем нашли уникальный саркофаг
— Найденная вами печать Неофита стала первой, которая известна науке?
— Нет. Существуют еще две — они находятся в Украине в частной коллекции. Уникальность нашей в том, что мы знаем, где она найдена. Это очень важно, поскольку дает возможность получить гораздо больше информации, чем при наличии печати самой по себе без привязки к месту.
Замечу, что такого рода печати похожи на современные пломбы: существовала матрица, которой зажимали свинцовую заготовку круглой формы и таким образом вытисняли на этой болванке изображение святого Неофита и надписи. Такие печати еще называют «миливдовулы». Их крепили на веревке к письмам, грамотам и другим документам.
— Участник раскопок, который нашел печать, получил вознаграждение?
— Да. Этим счастливчиком стал один из студентов. По давней традиции я как руководитель раскопок должен был вручить ему пачку мороженого. Парень отказался. Но пренебрегать традицией нехорошо. Поэтому я заменил мороженое коробкой конфет. Студент раздал их девушкам.
Читайте также: Кладоискатель с первого раза нашел золотые украшения, пролежавшие в земле 1500 лет
— Что еще нашли на месте, где находилась древняя мастерская по изготовлению смальты?
— Готовую смальту, заготовки, сырье для нее (в том числе привезенное из Византии). Уверен, мы не упустили ничего, потому что буквально просеивали почву и клали ее в корыто, заливали водой. Мелкие фракции поднимались на поверхность воды, и мы собирали их ситом. Таким образом собрали даже рыбью чешую и семена времен Киевской Руси. Это позволит исследовать, какие именно виды рыб мастера употребляли в пищу, какие растения здесь росли тысячу лет назад.
«В 1920-е годы из лавры исчезла икона, которую, как считается, Матерь Божия передала мастерам, строившим Успенский собор»
В конце сентября Национальному заповеднику «Киево-Печерская лавра» исполнилось 95 лет.
— Решение об организации здесь сначала музея, а впоследствии заповедника спасло Киево-Печерскую лавру от окончательного разграбления, — рассказывает заместитель генерального директора этого заповедника кандидат исторических наук Константин Крайний. — Дело в том, что после прихода большевиков к власти у кого-то из новых руководителей возникла идея выделить помещения в Киево-Печерской лавре для проживания людям, раненым во время Первой мировой войны. Здесь возник так называемый «инвалидный городок».
Идея его создания сама по себе, возможно, неплохая, но ею воспользовались в основном деклассированные элементы, которые поняли, что появилась возможность простым способом нажиться. Они не только захватывали помещения, но и нагло воровали все, до чего дотягивались руки: распродавали или пускали на дрова монастырскую мебель, разбирали печки, чтобы продать кирпич, с этой же целью демонтировали крыши…
Интеллигенция потребовала от власти положить конец ограблению и разрушению лавры. Но сначала эти призывы наталкивались на демагогию о правах «трудового народа». Если бы не удалось добиться решения о выселении жителей «инвалидного городка» и организации историко-культурного заповедника, то со временем от лавры мало что осталось бы.
В те годы существовала еще одна очень серьезная угроза сохранению древних памятников: само советское государство продавало за границу много культурных ценностей, в том числе из Киево-Печерской лавры.
— Что ценного тогда исчезло из лавры?
— Древняя икона Успения Божьей Матери. Сначала большевики сняли с нее драгоценную ризу, а затем исчезла и сама икона. В Киево-Печерском патерике (сборнике рассказов о лавре и ее монахах. — Авт.) написано, что Матерь Божия лично заказала 12 мастерам строительство Успенского собора лавры и дала им икону. Существует много списков (копий) этого древнего образа, но куда в 1920-х годах дели оригинал, пока неизвестно.
— Читал, что эти 12 мастеров использовали для строительства Успенского собора как мерило какой-то пояс. Он сохранился?
— Нет, но его не было в коллекции лавры. О нем написано в Киево-Печерском патерике. Там сказано, что это пояс варяга Шимона. Когда он был вынужден бежать из родительского дома, снял с распятия реликвии — венец и пояс. В это время он услышал голос, который приказал доставить эти святыни в Киево-Печерскую обитель преподобному Феодосию. По дороге в Киев на море во время бури Шимону было видение: он увидел будущий Успенский собор с указанием его размеров.
Считается, что Киево-Печерская лавра была основана в 1051 году, поэтому сейчас отмечается ее 970-летний юбилей. На самом деле 1051-м годом датируется первое письменное упоминание об этой обители, а основана она была лет на 10−20 раньше. Место, где ее создали преподобные Антоний и Феодосий, находилось далеко от тогдашнего Киева. Первые монахи Киево-Печерского монастыря для уединенной молитвы выкапывали в холмах над Днепром пещеры с небольшими земляными сиденьями внутри. Но, вероятно, они не жили там. В странах Востока и Греции достаточно тепло даже зимой, поэтому в тех краях монахи действительно селились в пещерах. В Руси же это было крайне проблематично — из-за наших холодных зим. Поэтому, думаю, что даже первые монахи Киево-Печерского монастыря все же строили небольшие домики, в которых можно было растопить печь. А в свои крошечные пещеры шли молиться.
За довольно короткое время эта обитель, основанная как отшельническая, стала одной из крупнейших и самых авторитетных. Ее игумены, которые славились мудростью и справедливостью, разбирали конфликты между светскими людьми, в частности князьями. Монахи начали жить здесь, как и в других монастырях, по уставу и развивали ремесла. Во второй половине XI века в обители началось большое строительство, прежде всего Успенского собора.
Ранее «ФАКТЫ» также рассказывали о том, что впервые в Киеве демонстрировали сразу две скифские пекторали. Ценные раритеты собрали на выставке «Скифское золото».
На фото в заголовке Сергей Тараненко: «В Митрополичьем саду лавры мы сначала исследовали остатки стен времен Киевской Руси, а сейчас — мастерские, находившиеся там в те времена» (фото с сайта nas.gov.ua)
16200Читайте нас в Facebook