- 19.04 22:25 Нежный десерт без выпечки и муки: легко и вкусно
- 19.04 22:01 Любовь начала угасать: популярный ведущий рассказал о разводе с блогершей
- 19.04 21:32 Является важным показателем состояния здоровья: почему важно контролировать окружность талии
- 19.04 21:18 Руководитель Комитета по вопросам этики НАОКВО защищает докторскую диссертацию в Словакии: что известно
- 19.04 21:05 Помощь военным на оздоровление: адвокат рассказал, кто и как может ее получить
- 19.04 20:48 Семья Шумахера выставила за миллионы на аукцион уникальную коллекцию легенды Формулы-1
- 19.04 20:45 «Создание ажурной писанки — такая тонкая работа, что я задерживаю дыхание во время резьбы», — мастерица Богуслава Юстина Голень
- 19.04 20:36 Дорога домой затянулась на два года: боец из Черкасской области погиб на Донетчине
- 19.04 20:34 «Это абсурдно, когда наши партнеры боятся своей силы»: Зеленский обратился к министрам обороны стран НАТО
- 19.04 20:18 Полезный лимонад из одуванчиков: как приготовить весенний напиток, позитивно влияющий на психику
- 19.04 20:11 Человек Легенда. Сегодня родился Валерий Баранов — многолетний мэр Бердянска
- 19.04 20:03 Из-за нехватки ПВО в Украине россия делает успехи, хоть и медленные — аналитики
Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 1978
Скульптор: Salvador Debón
Размер: 24,5×37 cm Из экспозиции «Shvets Museum»
«Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
Стала собі щебетати,
Господаря викликати…»
В дни рождественских праздников не было, пожалуй, ни дня, ни минуты, чтобы то там, то здесь не звучала знакомая каждому из нас с раннего детства мелодия колядки «Щедрик». Самое удивительное заключается в том, что звуки этой украинской народной колядки в последние дни можно было слышать не только в Киеве или Львове, но и в Нью-Йорке, Берлине, Милане, Париже, Лондоне и даже Токио. Весь мир ежегодно на рождество слушает мелодию, созданную украинским композитором Николаем Леонтовичем, день памяти которого отмечается сегодня.
Его жизнь была неразрывно связана с народной музыкой всегда. И по-другому, наверное, быть не могло. Ведь, родившись в декабре 1877 года в семье сельского священника, прекрасно игравшего на виолончели, скрипке и гитаре, Николай ни о чём другом и не мечтал, кроме желания не расставаться с музыкой. Из Немировский гимназии, где юный Леонтович учился поначалу, отец вынужден был перевести его в Шаргородское духовное училище. Денег в семье не хватало катастрофически, а воспитанники училища содержались на полном пансионе. Именно там Николай овладел умением петь по нотам и уже мог свободно читать сложные партии в церковных хоровых произведениях.
Затем была учёба в Подольской духовной семинарии в Каменце-Подольском, где Леонтович приступил к обработке народных мелодий, беря за образец обработки Николая Лысенко. Он рано начал руководить семинарским хором, и дирижируя, и играя на целом ряде инструментов. Закончив семинарию, организовал в селе Чуков самодеятельный симфонический оркестр, исполнявший украинские народные мелодии и пьесы украинских и русских композиторов. В начале 1900-х годов Леонтович публикует несколько сборников песен Подолья с посвящением Николаю Лысенко. А затем переезжает на Донбасс, где преподаёт музыку и пение в железнодорожной школе станции Гришино (сейчас Покровск).
В 1917—1920 годах семья Леонтовича (к тому времени у него с супругой Клавдией родились уже двое девочек — Евгения и Галина) живёт в Киеве, где преподаёт на вечерних дирижёрских курсах в Музыкально-драматическом институте имени Лысенко и участвует в создании симфонической капеллы имени Лысенко. Это время стало настоящим расцветом творчества самобытного композитора, творчеством которого восхищаются уже не только в Украине и многих европейских странах, но и за океаном. Он одну за другой создаёт обрядовые, исторические, чумацкие, танцевальные и игровые песни, исполняемые сотнями музыкальных коллективов, — «Козака несуть», «Мала мати одну дочку», «Дударик» и другие.
В «Щедрике» во всей полноте раскрывается талант Леонтовича — ему удаётся использовать приёмы народного многоголосия в сочетании с классической полифонией, в которой каждый голос играет самостоятельную выразительную роль. 5 октября 1921 года на концерте в знаменитом нью-йоркском «Карнеги-холле» исполнение «Щедрика» вызывает бурю аплодисментов. А в 1936 году Питер Ольховский, работавший на радио NBC, записывает английскую версию слов этой песни, получившей название «Carol of the Bells».
Правда, самому Леонтовичу о триумфальном шествии его произведения по всему миру узнать уже не довелось. В ночь с 22 на 23 января 1921 года композитор гостил у отца в Марковке Гайсинского уезда. Попросившийся на ночлег агент уездной комиссии ВЧК некто Грищенко из винтовки застрелил Николая Леонтовича, ограбил хату священника и пустился в бега. Правда, через несколько дней был задержан милицией. Мотивы убийства так и остались загадкой для историков… «Щедрик, щедрик, щедрівочка, Прилетіла ластівочка…»
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.