Пасха-2022: особенности празднования, обряды и обычаи, которым издавна следовали украинцы
Пасха стала частью культуры украинского народа, от деда-прадеда складывались определенные традиции с пасхальной атрибутикой, о которых «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
Как встречать праздник Воскресения Господня и разговеться
- На Пасху проводилась всенощная, но празднично одетые семьи могли приходить в храм утром , — сообщила Елена Громова. — В западных регионах, например, каждый нес святить свою паску, даже маленькие дети шли с индивидуальными кошелками. Но главную сдобу — большую (ею семья и разговлялась) — нес все же хозяин. Во время пасхальной церемонии звучали слова: «Христос воскрес!» А верующие отвечали: «Воистину воскрес!», тихонько загадывая свое желание и надеясь, что оно сбудется. После церкви освященные паски, пирожки, писанки раздавали бедным, нуждающимся, чтобы они помянули умерших. Но многие верующие шли сами на кладбище навестить умерших родственников и похристосоваться с ними.
Когда возвращались домой, сначала с полной корзиной хозяин трижды обходил дом (по ходу солнца), заходил в хлев к скоту, угощая его крошками от паски. На западе Украины хозяин нес в хлев пасхальное яйцо, проводил им по спине скота, «чтобы здоров был», а потом крошил яйцо в корм животному.
В доме, пока хозяйка накрывала на стол завтрак, девушки клали три пасхальные яйца в миску с водой, и вся семья по очереди умывалась (каждый раз воду обновляли), чтобы быть здоровыми и красивыми: сначала девушки, потом парни, а в заключение — мать с отцом. Вся семья подходила к образам, молилась, отец брал миску со святыми яйцами и паской, обходил стол трижды, разрезал на кусочки еду и ею угощал семью, приговаривая: «Дай, Боже, еще на тот год дождаться светлого праздника Воскресения Христова в счастье, здоровье и богатстве». Такой обряд применяют на Волыни, Подолье, Галичине. В центральной и восточной Украине разговлялись паской, а на западной — яйцом. Затем приступали к трапезе за празднично убранным столом. Разрешалось выпить 1−2 рюмки водки, но без фанатизма, потому что «Бог накажет и весь год будешь ходить полусонный». Освященная в церкви еда считалась магической и ее нельзя было выбрасывать. Даже скорлупу и крохи закапывали или «пускали за водой». А на Черниговщине сохранившиеся скорлупы подсыпали под огурцы, лук, чеснок. На Слобожанщине отломанный кусок паски служил для коров оберегом от ведьмы. Соль использовали от сглаза, мышей, насекомых, маком посыпали дом от нечистой силы, а если освящали пшено, то давали его цыплятам, чтобы быстрее росли.
Пасхальные яйца съедали, писанки хранили или дарили как символ Пасхи. Пасхальных яиц готовили много, в том числе и на гостинцы, потому что праздновали несколько дней, также ходили в гости с пирогами, пасками. Пасхальная атрибутика использовалась и в дальнейшем: полотенцем на Полесье, например, стреножевали бодливую корову, а еще брали полотенце в поле, когда начинали пахать землю (а в борозду сыпали остатки пасхальных яиц).
Читайте также: Дожди, ветер и плюс 20: синоптики рассказали, какой будет погода на Пасху
Традиции празднования Пасхи
- После того, как семья разговелась, посидела за праздничным столом, обычно старшие могли отдыхать, а молодым не сиделось на месте — хотелось развлекаться, — продолжает Елена Громова. — Да, в западных регионах начинались «гаивки», пели веснянки, на Херсонщине, Левобережье, Слобожанщине, Киевщине молодежь каталась на качелях, играла «набитки» пасхальными яйцами (надбивали их за выигрыш), в «котка» (котили яйца с наклонной поверхности, чтобы попасть в яйцо партнера), отгадки
Как свидетельствуют этнографы-исследователи, в Украине праздновали Пасху пышно. В начале ХХ века в зажиточных семьях столы щедро заставляли разносолами и яствами — от сметаны, яиц, масла, колбас, птицы до жареных и фаршированных поросят, больших кусков телятины, а также была богатая и разная пасхальная выпечка, водка, наливки — пищи должно было хватить на всю пасхальную неделю.
В Киеве, начиная с ХIХ века, во многих домах сервировка застолья не обходилась без сладкой ароматной паски, украшенной сухим вареньем (цукатами) и спеченной с добавлением цедры, ванили, орехов. А во время праздника повсюду распространялся аромат цветов. Как рассказывали историки, популярны были гиацинты, которые выращивались во дворах или покупались в оранжереях (садоводы доставляли луковицы из Бельгии). Вместе с символами Пасхи — гиацинтами — также столы украшали и высаженными в вазах (в форме яйца) ландышами, а еще тюльпанами, нарциссами и фиалками…
Пасхальные поверья и приметы
- Весной крестьяне делали прогнозы на урожай, поэтому следили все время за погодой , — добавляет этнографиня. — Люди верили, что дождь или пасмурный день Пасхи — это богатый хлебный год. Бывало немало обрядов: как вылезть на колокольню и дернуть за веревку колокола, то его «голос» пошлет счастье в дом, а на хозяйскую ниву — урожай гречихи. Во время освящения пасхальной выпечки деньги в корзину не клали, но если они были в кармане, то считалось, что и дальше будут водиться.
Считалось, что на Пасху небесные ворота открыты и кто умрет в это время, тот попадет в рай. А вот ребенку, который родится на Пасху, счастья не прочили. С Пасхой связаны предосторожности: ни в этот день, ни в три следующих нельзя шить, белить, вышивать, прясть, рубить и выполнять другую тяжелую работу. В некоторых селах Ивано-Франковской области были запреты на огородные работы во вторник-среду после больших праздников, в том числе и на Пасху. На праздник не только не работали, но и старались не ссориться, даже грехом было не поздравить незнакомца и не похристосоваться с ним. Кстати, принято было еще долго христосоваться и после праздника Воскресения Господня.
В народе из поколения в поколение передавались пословицы, связанные с праздником: «Не каждый день Пасха, а хлеб — не паска», «Дорого яичко к Пасхе».
Об особенностях празднования второго дня Пасхи
- Неделя, которая следует за воскресным днем, тоже считается праздничной и называется Светлой седмицей, — напоминает Громова. — На второй день Пасхи наступал «обливочный», или «волочильный», понедельник. В этом году, правда, он не будет выходным .
В этот день в основном подростки, дети ходили к родным, крестным и знакомым, а те угощали детишек пасками, калачами, пасхальными яйцами, копейками, орехами, пирогами.
Парни же в понедельник, по обычаям западных регионов и Подолья, набирали из колодцев воду и обливали ею девушек — так проводилось весеннее очищение (на Крещение происходит зимнее, на Ивана Купала — летнее). В западных регионах еще сохранился такой обычай (а в Гуцульщине он не практиковался в начале ХХ в., как объясняли, — чтобы не пачкалась яркая одежда).
В понедельник молодежь со смехом и шутками гонялась за девчонками, чтобы облить их водой. И те вынуждены были бежать в дом, чтобы переодеться в сухую одежду. В некоторых регионах девушек не просто «умывали», а брызгали духами. Да, на Львовщине даже для этого применяли специальные устройства, которые могли попадать с пятиметровой дистанции (такой обычай обливания встречается и у балканских народов). Ребята в понедельник ходили от дома к дому (в основном к девушкам, которые нравились). Если не появлялись у девичьего порога, то это, бывало, беспокоило и пугало родителей взрослой дочери…
Кстати, в Пирогово в последние годы демонстрировали действо «обливочного» понедельника во всех деталях. К сожалению, сейчас, в военное время, все представления прекращены. Но мы дождемся Победы, чтобы снова напомнить о наших традициях, обрядах и обычаях…
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.
2610Читайте нас в Facebook