- 09:33 Картофель, бананы и лук: три «народных» способа подкрепить рассаду помидоров
- 09:12 Нежные творожные шарики на завтрак: простая и быстрая альтернатива сырникам, которая понравится и детям, и взрослым
- 08:48 Telegram заблокировал ряд военных украинских чат-ботов, россияне начали создавать их клоны, — ГУР Минобороны
- 08:15 Овнов будет раздражать начальство, а Водолеи могут допустить ошибку из-за невнимательности: что предсказывают звезды на понедельник, 29 апреля
- 28.04 23:17 Первые пасынки не удаляйте: как увеличить урожай помидоров в 8 раз — сажаем томаты по методу Маслова
- 28.04 22:27 Селедка в горчичном маринаде: любители рыбки точно оценят этот простой рецепт
- 28.04 22:09 Украина разгромила Нидерланды на чемпионате мира по хоккею: видеообзор матча
- 28.04 22:00 Бывшая жена Потапа призналась, находится ли в романтических отношениях
- 28.04 21:31 Как получить справку о безаварийном вождении и зачем она нужна: советы адвоката
- 28.04 21:03 Не забудьте о удобрении: как посадить голубику весной
- 28.04 20:46 «Все возможно»: астролог о замораживании войны в Украине
- 28.04 20:39 Чемпионат Украины по футболу, 26-й тур, 27—29 апреля: результаты и видеообзоры матчей, турнирная таблица
Страна: Япония
Мануфактура: Сацума
Время создания: начало ХХ века
Высота: 28 cm
Из экспозиции «Shvets Museum»
Во время путешествия по Японии мне рассказывали о том, что долгое время там основным видом ксилографии, то есть техники гравирования по дереву, являлось направление укиё-э. Многие, кстати, до сих пор считают это направление изобразительного искусства даже своеобразным предшественником фотографии.
Укиё-э с японского переводится как «картины (или образы) изменчивого мира», а само слово укиё дословно означает «плывущий мир». Этот вид изобразительного искусства распространился в Японии в период Эдо (1603 — 1868), а его основоположником был живописец и график Хисикава Моронобу.
Гравюры в стиле укиё-э представляли собой оттиск на бумаге, сделанный с деревянных досок с вырезанным на них рисунком. Изначально такие гравюры были черно-белыми. Но с начала XVIII столетия черно-белый оттиск на бумаге начали раскрашивать. Тогда же появилась и техника многоцветной печати.
Гравюры укиё-э стали популярными прежде всего в Эдо (так раньше называлась нынешняя столица Японии Токио). Такие произведения искусства поначалу предназначались для городских жителей, у которых не было денег на покупку дорогих картин. Возможность массового производства гравюр определяла часто и их тематику. На картинах изображались сцены обыденной жизни, гейши, борцы сумо, самураи, актеры. Чуть позже появилась и пейзажная тематика. Изначально такие гравюры использовались как иллюстрации, дополнявшие сборники рассказов, затем стали самостоятельными произведениями (какэмоно) и даже использовались как афиши для театра кабуки.
Разнообразная тематика гравюр укиё-э обусловила возникновение различных жанров. Так, жанр бидзин-га изображал красоту японских женщин. В жанре якуся-э изображались актеры театра кабуки. В жанре катё-га художники рисовали птиц и растения. А пейзажный жанр назывался фукэй-га. В то же время изображения самураев были приоритетом жанра муся-э. В гравюрах укиё-э существовал и пикантный эротический жанр под названием сюнга (в переводе — «весенние картинки»; японский иероглиф «весна» является эвфемизмом для обозначения сексуальной сферы).
Со временем японские гравюры укиё-э оказали влияние и на европейское изобразительное искусство. Так, по мнению искусствоведов, они нередко вдохновляли кубистов, импрессионистов и постимпрессионистов. Например, известная картина Винсента ван Гога «Портрет папаши Танги» изображает человека на фоне мотивов с гравюр укиё-э. Такие проявления в живописных работах европейских художников позже были названы «японизмами»…
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.