«пока медики ехали в школу, мы пытались реанимировать девочку, не понимая даже, что она уже мертва»
«О том, что у дочери больное сердце, мы узнали только сейчас. Из газет»
Восьмого октября, в понедельник, за Настей утром зашла ее подружка, и девочки, хохоча и шушукаясь о чем-то, запрыгали по ступенькам, спускаясь с четвертого этажа на улицу.
- Уже возле двери дочка попросила: «Пап, убери со стола чайные чашки, я опаздываю», — вспоминает Настин отец. — У нее было отличное настроение. Разве мог я подумать, что разговариваю со своей девочкой в последний раз?
- Наша Настя не любила понедельники из-за урока физкультуры, — вступает в разговор ее мама. — Она училась очень хорошо, а оценки по «физре», как называют этот школьный предмет дети, то и дело портили табель — дочка огорчалась. «Не переживай, — успокаивали мы, — ну не быть тебе спортсменкой, что с того?» А она сокрушалась: «Но у подружек ведь получается прыгать, бегать, показывать отличные результаты!» Мы ее утешали: мол, у них же — посмотри! — ноги прямо от ушей растут, а ты у нас Дюймовочка! Она действительно была невысокого росточка, на первой парте всегда сидела Впрочем, в тот понедельник, заталкивая в пакет спортивную форму, Настя не о тестах по физкультуре переживала. «Мам, — говорила, — у меня трудный день». Что-то там с уроком физики было связано. По-моему, она готовилась защищать реферат.
- Часа через два позвонила Настина классный руководитель. Сказала, что нашей дочке плохо, — припоминает папа девочки. — На школьный стадион я примчался в считанные минуты. Настя лежала на носилках, рядом стояла карета «скорой»
- Беда случилась на третьем уроке, на физкультуре, — рассказывают Настины одноклассницы. — Мальчишки и девчонки нашего
10-го «Б» занимаются физвоспитанием отдельно, в группах даже преподаватели разные. Сказать, что Иван Трофимович, учитель, — зверь какой-то, было бы неправдой. Вот и в тот раз он провел
с нами разминку и стал готовить
к сдаче кросса. Нужно было за
12 минут пробежать почти шесть кругов на школьном стадионе, то есть два километра. Кто устанет, предупредил учитель, с бега можно перейти на шаг. Настя сделала один круг, пошла на второй и остановилась. Думали, устала. Но она вдруг упала. Мы подбежали, склонились: губы у Насти синие, лицо бледное. Учителя давай нас отгонять, а сами стали делать ей искусственное дыхание.
- Так вышло, что как раз в это время я оказалась рядом со школьным стадионом, — говорит Светлана Гидаятовна, классный руководитель Насти. — Вызвала «скорую». Пока медики ехали, мы пытались реанимировать девочку, даже не понимая, что она уже мертва.
С учителем физкультуры херсонской средней школы Ь 31 Иваном Бережковым нам встретиться не удалось: после случившегося он сам слег. Директор школы Владимир Новгородский заверил «ФАКТЫ», что у физрука более
20 лет преподавательского стажа
и все это время никаких претензий к нему ни у руководства, ни у учеников, ни у их родителей не было. По мнению руководителя, трагедия случилась из-за того, что у девочки было заболевание сердца — гипертрофическая кардиомиопатия, о котором в школе даже не подозревали.
- Нам никто не сообщил об этом, — подчеркивает Новгородский. — А раз так, то сердце могло остановиться на перемене или любом другом уроке, не обязательно во время кросса. Так что это простое стечение обстоятельств.
- Для нас такой дочкин диагноз — полнейшая неожиданность, — признается Настин папа. — Мы о нем узнали только сейчас. Из газет. Шесть лет назад в районной поликлинике педиатр, выслушав сердечко нашей тогда восьмилетней девочки, сказал: есть небольшие шумы в сердце. Дочурка только-только переболела ангиной. «Не волнуйтесь, перерастет», — успокоил доктор. С тех пор мы Настю не раз обследовали, но ни о каких шумах никто из врачей больше не заикался. Год назад дочка вместе с одноклассниками проходила в поликлинике комплексный осмотр, и все было в порядке. Правда, распечатку медосмотра на руки ей не выдали — домой принесла только направление на обследование щитовидной железы. Мы тотчас же посетили рекомендованного специалиста — оказалось, подозрения беспочвенны. А на сердце наша Настенька никогда не жаловалась. Неужели б мы не повели дочку к кардиологу, если бы считали, что у нее больное сердце?!
- Настя вообще никогда на здоровье не жаловалась, — подтверждает и классный руководитель девочки. — Она практически не болела.
- Я подозреваю, что в Настенькину карточку этот диагноз внесли задним числом, — вытирает слезы мама умершей девочки. — Иначе откуда он там взялся?!
«Нормативы по физкультуре следует вообще убрать из школьной программы»
В Херсонском городском отделе здравоохранения, где была создана специальная комиссия по расследованию данного школьного ЧП, «ФАКТАМ» сказали буквально следующее: выводы комиссии предназначены исключительно для служебного пользования, и ознакамливать с ними журналиста нецелесообразно.
- Если нет никакой ясности, что на самом деле произошло, как же поступать всем нам: тащить своих детей в больницу, проходить углубленное обследование у всех специалистов или требовать от Министерства образования пересмотра нормативов, которые сдают учащиеся на уроках физкультуры? — недоумевают родители херсонских школьников.
В конце года Насте предстояло сдать тест по физической подготовке, пробежав двухкилометровый кросс. Она переживала, что не заработает хорошую отметку, поэтому очень старалась и добросовестно отрабатывала каждый урок.
- Эти тесты создавались, если вы помните, на основе норм ГТО, принятых еще в советское время, и рассчитаны они на среднестатистического потенциально здорового ученика, — говорит заместитель начальника Херсонского областного управления здравоохранения Наталья Марченко. — Однозначно сказать, подходят ли эти нормативы современным детям, я не берусь: этого никто не исследовал.
- Нынче за школьными партами сидят дети, появившиеся на свет уже после Чернобыля, и, конечно, уровень их здоровья ниже, чем был у тех, для кого разрабатывались нормативы и методики, применяемые на уроках физкультуры, — считает Жанна Ломака, кандидат медицинских наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта Херсонского государственного университета. — За те годы, что они действуют, многое изменилось. И поговорка, что нет здоровых детей, а есть недообследованные, появилась не на пустом месте
- Я уверена, что школьная физкультура должна быть не прикладной, а оздоровительной, — поддерживает коллегу заведующая кафедрой того же института Ирина Маляренко. — Из программы следует убрать нормативы как таковые вообще! Разве так уж важны метры, секунды? Нет! Важно, чтобы ребенок рос здоровым, а потому урок должен нести прежде всего оздоровительную направленность.
Вместо унылых кроссов хорошо бы ввести аэробику, плавание, греблю. В Херсоне, например, нет ни одного бассейна! Лет 15 назад любой затон на Днепре был буквально усеян лодками, и подавляющее большинство мальчиков занимались греблей. Сейчас же каждый метр реки — платный, везде коммерческие пляжи, летом даже искупаться ребенку негде. Нет ни бесплатных спортивных кружков, ни секций, однако нормативы остались прежними. Они практически не менялись лет 30. Когда 11 лет назад принималась государственная программа «Здоровье нации», их просто автоматически перенесли в новый контекст.
- Школьные физруки все чаще становятся заложниками между нормативом и средней успеваемостью ученика, — добавляет Ирина Валентиновна. — Как правило, отличники и «хорошисты» много времени проводят над книгами и у компьютера, вследствие чего появляются «ножницы» между их умственным и физическим развитием — оценки по физкультуре «хромают», приходится их натягивать. К сожалению, именно оценку ставят в школе во главу угла
«Проблема не в нагрузках, а в отсутствии надлежащего медобслуживания в школах»
Настя, говорят ее родители, тоже часами могла просиживать у компьютера. Она обожала снимать на видео различные сюжеты, а потом из разрозненных кадров монтировала забавные фильмы. Мечтала стать клипмейкером, писала стихи, словом, была поистине творческим человеком. Времени на спорт просто не оставалось, но к сдаче нормативов девочка готовилась очень ответственно. Кто же думал, что цена оценки окажется такой страшной?
Справедливости ради следует отметить, что далеко не все, с кем «ФАКТЫ» обсуждали эту больную тему, ратуют за отмену школьных оценок по физкультуре и пересмотр нормативов. Так, в областном управлении по физическому воспитанию и спорту соответствующего комитета Министерства образования их считают вполне обоснованными и приемлемыми. Правда, подчеркнули, до 15 октября все без исключения школьники и студенты обязаны пройти углубленный медосмотр.
На основании врачебных заключений учащихся зачисляют либо в основную группу по физкультуре, либо в спецмедгруппу, либо же совсем освобождают от занятий. Правда, раньше попавшие в последнюю категорию могли вовсе не посещать уроки физкультуры, с нынешнего же сентября должны сдавать определенные нормативы — «щадящие». Мотивация: для растущего организма дозированные нагрузки куда полезней, чем их полное отсутствие. Проблема же, уверили меня, не в нагрузках, а в отсутствии надлежащего медицинского обслуживания в школах.
- В старые добрые времена, если ученик проходил диспансеризацию, то есть полное медицинское обследование, справку о состоянии его здоровья из поликлиники обязательно направляли в школу, — рассказывает главврач Херсонского городского Центра здоровья Юрий Рамаскевич. — Сейчас это полностью утеряно. Врач что-то порекомендовал ребенку, но у родителей, к примеру, нет денег, чтобы рекомендацию выполнить, и обследование откладывается, а в школе об этом даже не догадываются. Понятное дело, ребенок не попадает в спецгруппу по физкультуре с более щадящими нагрузками. В такой ситуации можно ожидать каких угодно сюрпризов. Да и студентов — завтрашних школьных преподавателей физической культуры — в вузах не учат работать с больными детьми, которых с каждым годом все больше
Вряд ли существует подобная статистика, однако мои собеседники упоминали уже о трех украинских школьниках, умерших на уроках физкультуры. Да и в России полгода назад во время кросса на школьном стадионе, не дотянув до финиша всего пару метров, скончалась 12-летняя девочка из Липецка, а в сентябре в Оренбурге от разрыва аорты умер мальчик, спрыгнувший со школьного турника. Причем во всех упомянутых случаях смерть детишек была мгновенной и неожиданной. И дальше не обращать на это внимания просто невозможно!
- То, что произошло с херсонской школьницей, скорее всего, случайность, которую нельзя связать с чем-либо, — считает заместитель начальника городского управления здравоохранения Андрей Беседин. — Ведь на момент медицинского исследования ничего настораживающего, такого, чтобы переводить ребенка в спецгруппу по физкультуре, не было.
И этот комментарий пугает меня больше, чем самые мрачные объяснения. Никто ничего не знал, никто ни в чем не виноват, и смерть Насти — чистая случайность. Но как же тогда предотвратить подобные случайности, за каждой из которых — человеческая жизнь?..
Десятого ноября в субботнем номере «ФАКТОВ» выйдет традиционная медицинская прямая линия, во время которой на вопросы наших читателей ответила специалист по детским и подростковым болезням Светлана Альвинская. Вы сможете прочесть о том, при каких заболеваниях школьника освобождают от физкультуры, как укрепить здоровье ребенка, как правильно построить режим дня, чтобы подросток меньше уставал и успевал восстановить свои силы.
727Читайте нас в Facebook