Освящение зеленых оберегов, меда, мака, воды и колодцев: давние традиции Первого Спаса
С сентября 2023 года ПЦУ переходит на новый церковный календарь, поэтому в следующий раз верующие смогут праздновать Спасы на 13 дней раньше (каждый приход самостоятельно определяется и выбирает старые или новые правила) — дата Маковея будет приходиться на 1 августа, Преображения Господнего (Второй Спас) — на 6 августа, Успение Пресвятой Богородицы переносится на 15 августа, то есть Третий Спас наступит уже 16 августа.
В Украине на Спаса издавна устраивали праздник урожая, а в храмах освящали воду, цветы и мак, а иногда — свежий мед. В этот день освящали также открытые водоемы и колодцы. Праздник Первого Спаса в народе называют еще Маковея, Макотруса, реже — Медовый, а также Спаса на воде, или Мокрый Спас. С его традициями знакомит читателей «ФАКТОВ» Лариса Полуянова, этнограф, научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
Почему на Маковей осталась традиция освящать воду
- Еще в этом году Маковей приходится на 14 августа, а со следующего его можно отмечать 1 августа по новому церковному календарю, — уточняет Лариса Полуянова. — В народе бытовала поговорка: «В Перший Спас на воді стоять, в Другий — яблука їдять, в Третій — на горі полотна продають». Само слово Спас произошло от Спаситель — Иисус, Бог, Сын (лик, отображенный на иконе «Спас нерукотворный», именовали именно так). Первый Спас имеет несколько названий: церковное название — Маковей, а в народе — Макотруса, Спас на воде, или Мокрый, реже — Медовый. По библейским рассказам, Маковей назвали в память о братьях Маккавеях (Авим, Адим, Антонин, Гурий, Евсенон, Елеазар, Маркелл), их матери Соломонии, учителе Елеазаре. Они в 166 году до нашей эры приняли смерть за свою веру во Христа.
В западных украинских регионах праздник отмечали не так торжественно, как в других местах, но повсюду на Маковей осталась традиция освящать воду (отсюда название — Спас на воде, или Мокрый). Так повелось с тех пор, как свидетельствуют легенды, когда в Константинополе случилась эпидемия из-за воды, и тогда часть деревянного Животворящего Креста (на котором был распят Иисус) помогла людям. По городу две недели носили Святыню, чтобы «отвратить болезни» и очистить город от духов, вызывающих эпидемии (и сейчас во время богослужения крест выносят на середину храма и поклоняются ему).
Еще с древнейших времен в Украине на Спаса сохранился обычай освящать воду в открытых водоемах, позже организовывали крестные ходы к рекам, прудам, озерам. Водоемы очищали, а потом святили, там купались люди, купали и скот, чтобы не болел. По преданию, в этот день крестился и сам князь Владимир. Праздник объединил христианские легенды и народные традиции. До сих пор в церковь несут кувшины и баночки с чистой водой. После божьей службы воду нужно было испить, а затем она хранилась за иконами и использовалась как лечебная.
На Маковей уже начинали собирать мед. В этот день иногда в храмах могли освящать этот сладкий продукт, угощая им детей и бедных. Благодаря этой традиции праздник получил еще одно название — Медовый Спас. Но, как утверждают исследователи, массово освящали продукцию пчеловодства именно на Яблочный Спас, который отмечают 19 августа. А иногда мед освящали в церкви на оба Спаса. Поэтому название «Медовый Спас» подходит для обоих праздников. Кстати, считалось, что должно сбываться желание, загаданное с первой ложкой освященного меда.
«Маковейчики» из разнотравья обвязывали красной лентой
— В народе верили, что растения на праздник приобретали магические качества, поэтому мамы для своих детей плели веночки-обереги из чабреца, льна, календулы, приговаривая: «Рости, льоне, вище, по коліна, щоб ні в кого з нас голова не боліла», — продолжает Лариса Полуянова. — Травяные обереги собирали еще в дохристианские времена, чтобы заручиться силами природы: сначала преподносили дань богам, а те даровали защиту от бед и бедствий и благополучие для семьи.
В христианскую эпоху обереги стали святить в храмах. Там освящали растительные обереги-букеты из разнотравья — «маковейчики», куда входили базилик, душица, рута, маленькие подсолнечники, целые маковки, бархатцы, колосья, кудрявцы, настурции, календула, астры, любисток
Вообще каждый составлял и украшал личный травяной оберег согласно собственным предпочтениям. После освящения растения вместе с маком клали под образа. Освященную «маковейку» родители могли вручать молодой девушке с пожеланиями быть красивой и богатой, «щоб хлопці любили, як люблять люди квіти». Букеты подвешивали в доме, лекарственные растения использовали при необходимости, клали, например, в купель ребенку.
В народе очень уважали мак, который ранее обязательно сеяли на огороде, любовались его цветами («Цей світ, як маків цвіт»), приписывали ему и защитные свойства. Позже, как известно, на это растение началось гонение. А раньше сухие цветки (после освящения их хранили под образам вместе с головками мака), девушки вплетали в косы на Благовещение (7 апреля), чтобы волосы не выпадали. А мак-ведюк знахари использовали как средство против ведьмовства (осыпали им дом, хлева со скотом
Успенский пост: что приготовить на праздничный стол
С Маковеем приходит Успенский пост, заканчивающийся 27 августа. Во время двухнедельного воздержания нельзя употреблять мясные, молочные продукты, яйца и алкоголь, а разрешается в основном есть фрукты, овощи, сухофрукты, орехи, мед, хлеб. Успенский пост относится к категории строгих, поэтому к праздничному столу 14 августа готовили все без масла. К столу подавали постный борщ с грибами, пекли паляницы, но королем стола был мак. Распространены были различные изделия из теста: рулеты, штрудели, кныши, галушки с медом, вареники, пироги, калачи с маком… Традиционно на Первый Спас готовили «шулики» из постного теста (на соде), которые ломали и заливали «медовою ситою» — медом с водой и маковой затиркой (терли мак до «макового молочка»). Пост, посвященный Пресвятой Богородице и ее Успению (28 августа), называют «Спасівка-ласівка», потому что проходит в период Спасов.
В дни поста не проводят венчания, очень важно телесное и духовное воздержание. На Спас нельзя убирать, заниматься рукоделием, делать ремонты, стирать, работать в саду и огороде, сплетничать, ссориться, а уже со Второго Спаса — купаться с этого дня в водоемах. Также до 19 августа надо завершить сбор зерна на полях, потому что позже оно уже может плохо храниться. До Спаса последний раз в году купали скот, чтобы не заболел.
В конце лета праздновали сбор урожая, свидетельствующий о дохристианских корнях праздника. Если в этот день пойдет мелкий дождь, то в следующем году следует ожидать хорошего урожая. В народе говорили: «На Маковія літо закінчується, осінь починається», «У Спаса всього в запасі: і дощ, і вітер, і відро, і різна погода», «Після Першого спасу в воду не заходять», «Дощ на Маковея — мало пожеж буває», «На Перший спас і жебрак медку спробує». Издавна заметили, что после Первого Спаса может наступить частичное похолодание. Поэтому считали, как «Прийшов Спас — пішло літо від нас», а после Второго — «Прийшов Спас, готуй рукавички про запас»…
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как в старину украинцы отмечали Яблочный Спас.
660Читайте также: Преображение Господне: что категорически запрещено делать на Яблочный Спас
Читайте нас в Facebook