Александр Кацуба: 5 вызовов добычи нефти и газа в Украине
Александр Кацуба — украинский предприниматель, эксперт в сфере энергетики, владелец компании АЛЬФА ГАЗ назвал одним из приоритетов страны, которые формирует и определяет война, обретение энергетической независимости.
«Эта тема постоянно поднимается последние 15 лет, однако до 24 февраля 2022 года никакой последовательной и комплексной политики государства мы не наблюдали. Кроме того, и энергетические компании Украины — от „Нафтогаза“ и „Энергоатома“ до мелких региональных игроков — не очень работали над увеличением собственной стратегической способности расширять добычу, генерацию, внедрять новые технологии. Это все справедливо и для ключевой отрасли по добыче в Украине ископаемых ресурсов — в первую очередь, нефти и газа», — сказал он.
По его словам, нефтегазовая промышленность много лет была под двойным ударом — нерыночного регулирования в самой Украине и российского политического и коррупционного влияния, которое делало все возможное, лишь бы Украина не нарастила добычу собственных энергоресурсов. И перестала зависеть от России.
«Да, даже на 2021 год Украина на ⅓ зависела от импортного газа и на ⅘ от импорта нефти и нефтепродуктов. Хотя потенциал своей добычи и переработки позволяет обеспечить независимость Украины по газу и значительно снизить зависимость от импорта по нефти.
Вроде бы сейчас уже говорить о российском лобби в Украине не приходится, но проблемы отрасли — как современные, так и сложившиеся десятилетиями застоя и несовершенного государственного регулирования — пока никуда не делись. Мы не будем писать об очевидном — о военных рисках, сосредоточиться нужно на том, что мы можем изменить в государственной политике и частной практике", — говорит Кацуба.
Бизнесмен рассказал о вызовах, которые стоят перед Украиной.
Вызов № 1. Стабильность правил игры.
Сейчас на рынке нефти и газа установились более-менее сбалансированные правила. Аукционы доступа к месторождениям электронные, открытые и понятные на рынке. Да, налоговые ставки находятся на максимально возможном уровне, и мы, представители отрасли, готовы по ним работать. Ибо прекрасно понимаем, что в стране война и сейчас мы должны отдать государству максимум того, что мы можем. Чтобы было за что воевать и побеждать.
Однако. После окончания войны на рынке нужен баланс между интересом государства собрать больше налогов и стимулом для расширения добычи. В 2018—2020 годах была программа поддержки отрасли, которая предусматривала поощряющие ставки ренты для новых, глубоких и сверхглубоких скважин. Но сейчас мы нуждаемся в более решительных шагах — в том числе введении прямых стимулов к усвоению новых скважин. Следует также активизировать работу по заключению сделок по разделу продукции с потенциальными инвесторами. Это позволит активизировать добычу на западе страны, а с завершением войны вернуться к активной добыче на востоке и Черноморском шельфе.
Вызов № 2. Режим эксплуатации месторождений.
На 2021 год более 200 потенциальных месторождений находятся в руках у владельцев, которые не делают ничего для разведки и добычи — когда-то приобрели земельные участки (считавшиеся перспективными) на полузакрытых или полностью закрытых аукционах, и сохраняют их на случай роста цены или привлечения инвестора, которого удастся убедить в перспективности месторождения. Не все такие участки находятся в руках авантюристов или инвестиционный троллей, но значительная часть участков, которые могли бы обеспечить энергетическую независимость Украины и даже дать возможность стать экспортером нефти и газа, банально простаивают по 5−10−15 лет. Это требует действий от государства, которое должно установить предельный срок, когда инвестор должен начать работу по разведке и усвоению месторождений.
Вызов № 3. Привлечение иностранных инвестиций.
Украинская инвестиционная политика в принципе не характеризуется стабильностью и предсказуемостью. Слишком много регуляции, слишком много правоохранительных органов, с которыми постоянно возникают казусы и недоразумения, низкий уровень содействия со стороны местного самоуправления, на инвестора часто смотрят как на источник личного обогащения, а не на партнера общества и страны — это все известные проблемы. Они актуальны и для страны в целом, и для нефтегазового сектора.
Для привлечения инвесторов требуются и низкие риски потери инвестиции. Правительство должно коммуницировать, что любые стимулы вводятся на четко определенный срок и не могут быть отозваны или изменены преждевременно. Для этого регулирующие документы должны предусматривать нормы, что Украина обязуется не изменять ставки стимулирования или другие гарантии в течение установленного срока — на 5−10 лет.
Вызов № 4. Нехватка специалистов и профильного образования.
Последние 30 лет украинское нефтегазовое образование находится в постоянной стагнации. Большинство квалифицированных специалистов до 2013 года, которых готовила украинская система образования, либо прямо, либо косвенно работало на Россию. После начала войны часть специалистов вернулась в Украину, но большинство покинувших Россию начали искать себя на других рынках. Кроме того, практики и навыки, которые передает высшее и профессиональное образование в сфере нефти и газа, застряли в начале 00-х (в лучшем случае). Поэтому на 2023 год кадровый потенциал для расширения производства нефти и газа очень ограничен. Массовое привлечение иностранных специалистов осложняют риски безопасности, а также нехватка денег по сравнению с конкурентами. Украинский рынок не может конкурировать с США или другими ключевыми регионами добычи углеродных ископаемых.
Это требует от государства инвестиций в профильное образование, программы обмена для обучения специалистов, а также более широкие инвестиции в профессиональное профильное образование. Частные компании, занимающиеся добычей, не могут позволить себе подобные вложения. Поэтому здесь шаг — за государством и профильными ассоциациями, которые должны доказать свою способность.
Вызов № 5. Недостаток доступа к технологиям.
Этот недостаток является результатом двух предыдущих факторов — сложности с иностранными инвестициями и нехватки специалистов. Современные технологии разведки и добычи могут прийти только вместе с инвестициями компаний, являющихся владельцами или пользователями соответствующих технологий. Ибо обострение в последние 10 лет промышленного шпионажа со стороны России и Китая делает держателей современных технологий очень осторожными.
Потому и здесь мы имеем два пути. Или инвестировать в прикладные научные исследования в области добычи. Или привлекать иностранные компании. Лучше, конечно, объединить оба пути. Но финансовые возможности Украины ограничены, поэтому приоритет должен быть и будет за привлечением инвестиций из-за рубежа.
В общем, решение этих вызовов не является слишком сложной задачей. Главное — наличие политической воли, возможность поставить приоритеты отрасли в целом выше интересов государственной монополии или отдельных игроков. Потому что маржинальность нефтегазового сектора при правильном стимулировании и низких коррупционных рисках позволяет быстро оправдывать крупные капитальные инвестиции. Так что дальше дело исключительно за взвешенной правительственной политикой и ответственной позицией энергетического бизнеса.
302Читайте нас в Facebook