ПОИСК
Общество и люди

«Парижане в зонтиках хранили кошельки», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк

20:45 29 июля 2024
Роспись настенной тарелки Александрой Карасевой. Киев, 2003-2008

Известный философ Бенедикт Спиноза писал: «Мокрый дождя не боится». А еще не боится ливня тот, у кого с собой есть зонтик. А современные украинцы в условиях отключений электричества и безумной жары используют зонтики для охлаждения квартир.

Сегодня иные зонты напоминают настоящие произведения искусства. А некоторые бренды сотрудничают с известными художниками и дизайнерами, создавая лимитированные коллекции.

Настоящими шедеврами являются и некоторые веера, которые стали особенно актуальны в этом году из-за экстремальной жары.

Сегодня же в интервью «ФАКТАМ» коллекционера, исследовательницы отечественного фарфора, автора книг Людмилы Карпинской-Романюк речь пойдет о зонтиках и веерах в работах украинских фарфористов.

РЕКЛАМА

«Возчики кабриолетов видели в зонтике серьезного конкурента»

- Зонтики существовали с незапамятных времен, — рассказывает Людмила Карпинская-Романюк. — До сих пор ведутся дискуссии о стране происхождения. Одни считают, что это Китай, другие — Египет. Изначально зонтики изготавливались из бамбука, пальмовых листьев, папируса и птичьих перьев. В древности зонт считался символом достатка, поскольку был вещью, доступной далеко не всем. В Европе зонтики появились в семнадцатом веке. Они предназначались для защиты от солнца и были исключительно дамским аксессуаром. Зонтики изготавливались из шелка и украшались кружевом и лентами, а иногда — даже самоцветами. Ручки обычно были костяные. Как спасение от дождя зонт впервые применили в восемнадцатом веке. Однако все было не так просто. В Англии зонт сначала не приняли несмотря на то, что дождь в этой стране — частое явление. Причина была прозаична: возчики кабриолетов видели в зонте серьезного конкурента. Поэтому некоторое время даже считалось, что зонтик во время ливня — крыша для бедных. Богатые пользовались кабриолетами. Сегодня без зонта невозможно представить жизнь. Это практичный и красивый аксессуар, который защищает от дождя. Он был любимым у королевы Елизаветы II, которая имела большую коллекцию зонтов. Особенно ей нравились с глубоким прозрачным куполом с каймой того же цвета, что и ее наряд.

— Изображение зонтиков находим во многих произведениях мирового искусства. В частности, на картинах Ренуара, Дега, Мане… Невероятно красивые зонтики видим в работах фарфористов испанской мануфактуры Lladro. А изображали ли зонтики украинские художники фарфоровых мануфактур?

РЕКЛАМА

- Да. Дам с зонтиками видим в росписях настенных тарелок киевской художницы Александры Карасевой, которая импровизирует в любимом фарфоре, как скрипач на струнах скрипки. Кстати, кроме художественного она имеет и музыкальное образование. Шестнадцать лет Александра Карасева проработала на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе — одном из лучших украинских производств. Работы художницы из серий «Скромное очарование мещанского Подола» и «Киевские колокола» поражают колоритом. Старинный Киев, изображенный художницей, очаровательный и неповторимый. Посмотрите, как мастерски воплощены образы киевлян. Кружевной зонтик добавляет работе (фото в заголовке — Авт.) особой атмосферности.

Росписи настенных тарелок Александры Карасевой. Киев, 2003 — 2008

РЕКЛАМА

«Благодаря кинематографу зонтик стал романтическим символом любви»

— Красота!

— В XX веке зонт потерял статусность и приобрел новый смысл. В кинофильмах любили показывать двух влюбленных под одним зонтом. Так зонт стал романтическим символом любви. Его мы видим, например, в поэтической композиции киевского скульптора Василия Мусиенко «Зустріч», созданной в 1993 году. Платье девушки является настоящим произведением искусства — шелковое, украшенное розами, богатой вышивкой и кружевом. Рукава декорированы каскадами кружев и лент. Шелковый зонтик нежный и элегантный.

В. Мусиееко, Г. Калуга. «Зустріч». Киевский ЭХКЗ. 1993

«Статуэтки с веерами есть в творчестве Оксаны Жникруп»

- Со временем мода на зонтики охватила все европейские страны. Киевский скульптор Ольга Рапай создала в 1961 году серию женских скульптур под названием «Модниці». Выпускалась они Городницким фарфоровым и Киевским экспериментальным керамико-художественным заводами. Фарфоровые модницы в дополнение к стильному платью имеют зонтики.

О. Рапай. «Модниці». Городницкий ФЗ. 1961

У фарфоровой модницы-киевлянки кроме длинного зонта-трости были еще и перчатки.

А. Рапай. «Модниця». Киевский ЭКХЗ. 1961

Ольге Рапай в этом году исполнилось бы 95 лет. Она пользовалась огромным уважением среди представителей интеллектуальной элиты Киева. Ее работы в украинском искусстве особенные.

Людмила Карпинская-Романюк: «Статуэтки с зонтиками и веерами, созданные украинскими фарфористами, изысканные и необычные»

— Как известно, зонтики любили и любят и парижанки.

- Да. Существует два вида зонтов: длинные зонты-трости и зонты, которые можно сложить в несколько раз. В 1715-м в Париже создали первый складной компактный зонт. Шелковую ткань заменили плотной, которая практически не промокала. Нововведение понравилось парижанам. В 1769 году в Париже открылся первый прокатный магазин зонтов от дождя. Интересный факт, что парижане в зонтиках хранили кошельки. Где именно? Обращались к мастерам, чтобы те вшивали в зонтики потайные кармашки.

— Часто с зонтиками изображались и клоуны…

— Именно так. О клоунах с зонтиком рассказывает нам детская тарелка художника Александра Шевченко и кувшин Барановского фарфорового завода. Такие работы особенно нравятся детям. Ведь цирк — настоящий праздник для каждого ребенка, потому что это веселье и смех.

А. Шевченко. Детская тарелка «Мім». Коростенский ФЗ. 1985

Кувшин. Барановский ФЗ. 1970-ые

— Зонтик — аксессуар необходимый в дождливую погоду, а без веера не обойтись в жару. Встречаются ли в творчестве украинских фарфористов работы с веерами?

- Статуэтки с веерами есть в творчестве Оксаны Жникруп. Вееры являются аксессуаром в танце. Используются вееры для того, чтобы подчеркнуть изысканность движений танцовщиц и красоту их костюмов. Фото нескольких работ с веерами вошли в наше с директором музея «Киевский фарфор» Татьяной Сазоновой издание «Оксана Жникруп. Искусство фарфора. Образ сквозь пространство и время», которое недавно было представлено в Киеве в Национальном музее декоративно-прикладного искусства.

О. Жникруп. «Танець з віялом». Барановский ФЗ. 1953

О. Жникруп. «Танець з віялом». Барановский ФЗ. 1953

В семнадцатом веке веера украшали кружевом и драгоценными камнями. Их дополняли увеличительными стеклышками, чтобы можно было лучше разглядеть то или иное лицо. Вставляли и зеркальца, что позволяло, не поворачивая головы, наблюдать за тем, кто интересен. Общаясь с кавалерами, дамы использовали язык веера. Определенными движениями она могла показать, что симпатизирует кавалеру или, наоборот, то, что его ухаживания бесполезны. Язык веера, конечно, должен был знать и кавалер.

Некоторые женщины и сегодня в жаркие дни могут достать веер из сумочки. Однако язык веера потерял свое значение.

Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!

Ранее в «ФАКТАХ» коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказывала о том, что вазы определенной формы сохраняют положительную энергию в доме.

Фото в заголовке: росписи настенных тарелок Александрой Карасевой. Киев, 2003 — 2008

Фото из альбома Карпинской-Романюк

380

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров