«Работы Оксаны Жникруп экспонировались на выставках в Канаде, США, Японии, Франции…» — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк
3 июля в Национальном музее декоративного прикладного искусства состоится презентация научно-популярного издания «Жникруп Оксана. Искусство фарфора». Его авторы — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк и директор музея «Киевский фарфор» Татьяна Сазонова. Это издание будет открывать серию «Художники киевского фарфора», основанную музеем «Киевский фарфор». Книга издана на двух языках — украинском и английском. Во время презентации книги любители искусства смогут полюбоваться работами Оксаны Жникруп.
В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница истории украинского фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказала о творчестве Оксаны Жникруп, которой посвящена книга.
«Работали над книгой вдохновенно, несмотря на вой сирен, ракетные обстрелы и отключение света»
— Это хорошо иллюстрированная книга о жизненном и творческом пути выдающегося украинского скульптора-фарфориста Оксаны Жникруп, — рассказывает Людмила Карпинская-Романюк. — Издание содержит полный каталог творчества скульптора в контексте художественных и исторических процессов второй половины ХХ века. В сентябре этого года исполняется сто лет со дня основания Киевского экспериментального керамико-художественного завода. Основатели музея «Киевский фарфор» Роман и Татьяна Сазоновы приняли решение об участии в выставке в Национальном музее декоративного искусства Украины, посвященной юбилейной дате, а также об издании серии книг о художниках, создававших киевский фарфор. Оксана Жникруп — знаковая личность в украинском искусстве. Ее высокохудожественные произведения восхищают и очаровывают ценителей оригинальностью и красотой. Работы Оксаны Жникруп экспонировались на престижных международных выставках в Канаде, США, Японии, Франции, Греции, Венгрии… Сегодня произведения хранятся в ведущих музеях Украины и лучших частных коллекциях.
— Как работали над книгой?
— Вдохновенно, несмотря на войну и слезы, несмотря на вой сирен, ракетные обстрелы и отключения света. Для каталогизации приходилось распаковывать спрятанные в подвале работы. И какая же радость была снова вживую увидеть эту красоту. Фото работ в книге созданы на основе коллекций моей и супругов Сазоновых из собрания музея «Киевский фарфор». Раритетные фото предоставила дочь Оксаны Жникруп Леонтина Лозовая. Не остались в стороне и музеи.
— Как создавался каталог работ?
— Каталогизация является долгим и кропотливым, но увлекательным процессом. Атрибуцией работ украинских фарфористов я начала заниматься в 2008 году. Прежде всего использовались материалы из архивных источников. Также важно было контактирование с бывшими сотрудниками заводов, музейными работниками и коллекционерами. Мне посчастливилось общаться со многими известными украинскими фарфористами. В атрибуции работ помогали и прейскуранты выпуска продукции заводами.
Читайте также: «Даря посуду с розами, стоит знать о символике цветка каждого цвета», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк
— Какая статуэтка Оксаны Жникруп изображена на обложке?
— На белой, как фарфор (которую называют белым золотом), обложке — известная работа «Па-де-де». Па-де-де — это танцевальный шаг вдвоем. В искусстве па-де-де является метафорой любви. Изображенный на обложке справа театральный занавес создает эмоциональное ощущение зала, куда будто попадаешь, когда раскрываешь книгу и знакомишься с творческим наследием скульптора.
— Общались ли вы при создании книги с дочерью Оксаны Жникруп?
— Книга является результатом проекта «Художники киевского фарфора», который осуществлен вместе с командой единомышленников, семьей Оксаны Жникруп и поклонниками киевского фарфора. Дочь Оксаны Жникруп и известного скульптора-фарфориста Владислава Щербины Леонтина Лозовая оказала существенную помощь в воспроизведении личной и творческой биографии матери, в частности, предоставила фотографии из семейных альбомов, а также фото раритетных работ. Судьба Оксаны Жникруп непростая, но яркая. Ее мать была актрисой. Девочка воспитывалась в любви к искусству и театру. Посещала балетный кружок, овладевала игрой на фортепиано, много читала. А еще очень любила рисовать и лепить из пластилина. Из него строила свой фантазийный мир. Отца Оксаны тогдашняя власть признала врагом народа, поэтому ей не разрешили учиться в художественном училище в Киеве. Она поступила на скульптурное отделение в Одесское художественное училище, воспитавшее плеяду выдающихся творцов искусства. Оттуда была направлена на Барановский фарфоровый завод, где работал скульптором ее будущий муж Владислав Щербина. Впоследствии скульптор переехала в Киев. Здесь работала на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе, где проявила себя экспериментатором и новатором. Кто знал Оксану Жникруп, вспоминают о ней как о гордой, но невероятно приятной женщине с величественной осанкой, доброй и отзывчивой. Оксана Жникруп увлекалась искусством, литературой, театром, музыкой. Она дружила с известным скульптором Ольгой Рапай.
— Какова судьба дочери Оксаны Жникруп?
— Она — скульптор декоративно-прикладного искусства. Работала на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе с 1986-го по 1991-й. Создала немало интересных ярких работ: «Золушка», «Дюймовочка», «У плетня», «Свинопас и принцесса», «Румба», «Девушка»… Внук Оксаны Жникруп Максим Лозовой тоже стал художником.
«В золотой фонд украинской фарфоровой пластики вошла работа «Дебют»
— Какие работы Жникруп самые известные?
— Оксане Жникруп нравились лирические темы. Особыми были для нее темы балета, танца, искусства. В золотой фонд украинской фарфоровой пластики вошла работа «Дебют», созданная в 1960 году. Как филигранно передано эмоциональное настроение артистки — волнение и трепет.
Интересная история у балерины Оксаны Жникруп «Леночки», созданной в 1971 году. С нее была воспроизведена выставленная возле «Рокфеллер-центра» в Нью-Йорке 13-метровая надувная балерина.
Американского художника Джеффа Кунса пытались обвинить в плагиате. Но оказалось, что копирование было произведено на законных основаниях. Он приобрел право на тиражирование работы в любом виде у наследников художницы и правопреемников предприятия, где выпускалась статуэтка.
Во многих домах была а, возможно, есть и сейчас статуэтка «Майская ночь», созданная по мотивам творчества Николая Гоголя. В народе она получила название «Влюбленные». Оксана Жникруп создала работу, когда ей было 25 лет.
«Многие работы Оксана Жникруп создала на сказочные темы»
— Украшением многих интерьеров является и статуэтка «Любит — не любит», — продолжает Людмила Карпинская-Романюк.
Также многие работы Оксана Жникруп создала на сказочные темы. Это скульптуры «Золушка», «Снежная королева», «Пастушка и трубочист»… В последних ей прекрасно удалось передать ощущение чуда, свойственного всем историям великого датского мечтателя. Очаровательные фарфоровые пастушка и трубочист. Платье пастушки украшено розой, на головке — привлекательная шляпка. Рядом сидит красавец-трубочист. Посмотрите на их ладони — они без слов рассказывают о любви героев сказки.
— Какие работы, кроме статуэток, создала Оксана Жникруп?
— Созданная ею фарфоровая посуда вызывает восторг. Она была талантлива во всем.
Приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!
Ранее коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказала «ФАКТАМ» о грибном дизайне в декоре посуды, который сейчас на пике моды.
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк
На фото в заголовке Оксана Жникруп. Декоративная скульптура «Па-де-де». КЭКХЗ. 1964
1989Читайте нас в Facebook