Василий гладких: «нужно ввести уголовную ответственность за спекуляцию билетами! »
Министерство транспорта и связи заявило о 50-процентном повышении цен на проезд в пассажирских поездах с первого июня. Куда направят эти деньги? Как ведут борьбу с билетными спекулянтами? Сколько вкладывает Евросоюз в железную дорогу? Об этом и многом другом «ФАКТЫ» расспросили генерального директора «Укрзалізниці» Василия Гладких.
«На сегодняшний день подвижной состав изношен на 80 процентов»
- Василий Иванович, министр транспорта и связи Виктор Бондарь объяснил подорожание билетов так: мол, зарплаты и пенсии выросли, значит, пора повышать тарифы. Вы всегда говорили об убыточности пассажирских перевозок, но в то же время и о социальной функции железной дороги. Так все-таки, почему именно сейчас повышают цены на пассажирские перевозки? Куда пойдут эти деньги?
- Да, как глава партии «Відродження» и руководитель «Укрзалізниці» я говорил: мы не будем повышать цены, потому что придем в парламент, заставим работать закон о транспорте, защитим отрасль и нашего пассажира. Ведь в законе четко записано, что весь подвижной состав покупается за счет средств государственного бюджета. Тем не менее предусмотренные законодательством государственные финансовые вливания на обновление подвижного состава, строительство магистральных железнодорожных линий не выделяются. Но, увы, сегодня в парламенте наших представителей нет. Мы за счет госбюджета не купили ни одного вагона! Более того, до сих пор нам не утвердили финансовый план железной дороги. А ведь на сегодняшний день подвижной состав изношен на 80 процентов. Это же вопрос безопасности движения! У нас уже свыше 40 тысяч нарушений по безопасности. Там ось лопнула, там еще что-то Пока эти нарушения мы вовремя отслеживаем и предупреждаем. Но их становится все больше. Повышение тарифов — вынужденный шаг, ведь нам не оставили выбора. Мы не можем рисковать безопасностью пассажиров.
- А говорят, что у вас в «Укрзалізниці» денег куры не клюют?
- Это большой миф. У нас хватает денег только на ремонтные работы, да и то не всегда. Например, Евросоюз вкладывает 45 миллиардов евро ежегодно в развитие своих железных дорог. А у нас все наоборот: государство забирает у железной дороги шесть миллиардов гривен. Мы готовы отдать эти деньги, но просим оставить часть на развитие инфраструктуры. Зачем душить предприятие, которое может нести государству золотые яйца?
- Кроме увеличения цен на билеты, какие еще сюрпризы готовит летом «Укрзалізниця»?
- Обязательно запустим экспресс «Харьков-Симферополь», отремонтируем все, что сможем, и увеличим подвижные составы в южном направлении. Хочу отметить, что пассажиропоток увеличивается с каждым годом, а новые вагоны мы купить не в состоянии.
- В Таллине во время международного форума железнодорожников стран СНГ и Прибалтики интересные предложения вам не поступали?
- Президент компании «Российские железные дороги» Владимир Якунин обратился с предложением пустить из Москвы в Тирасполь через Украину пассажирский состав. Нам это очень выгодно. Правда, здесь замешана политика, но почему от этого должен страдать пассажир? Если есть возможность заработать на транзите, нужно ее использовать. В конечном итоге выиграет не только наше ведомство, но и государство.
- Во время вашего пребывания в Таллине кто-то упорно распространял в Киеве слухи, что Гладких забрал из железнодорожного банка «Экспресс-Банк» деньги и скрылся за границей. Это связано с вашими намерениями перевести счета «Укрзалізниці» в другие финансовые учреждения?
- Дело в том, что мы не управляем банком. Многие до сих пор не знают, что «Экспресс-Банк» уже не принадлежит железнодорожникам, а является частным коммерческим предприятием. Железнодорожники по своей природе консерваторы, поэтому считают, что это их родной банк. Между тем мы не знаем, как обстоят дела на этом частном предприятии. Чтобы защитить железнодорожников, я буду добиваться перевода счетов в более крупные банки, где вклады гарантируются государством. Естественно, это не понравилось нынешним владельцам «Экспресс-Банка». На меня в последнее время столько грязи вылили, что просто диву даешься, сколько злобы у людей. Но я прежде всего исхожу из интересов железнодорожников.
«У меня служебный автомобиль «БМВ», на котором в 2003 году ездил Георгий Кирпа»
- Сейчас высокопоставленные государственные чиновники предают гласности свои декларации о доходах за прошлый год. Вы свою собственность уже подсчитали?
- Как в том анекдоте: «Где живешь? На Крещатике. Правда, в палатке». Если серьезно, у меня есть две квартиры. Одна в Киеве, другая — в Харькове.
- А машина? Евгений Червоненко сказал, что вы ездите на «Майбахе» Кирпы.
- Вы будете смеяться, но есть мотоцикл с коляской «Днепр» 1980 года выпуска. Он уже давно развалился, но поскольку техпаспорт я потерял, то никак не могу снять его с учета. По правде сказать, я давно забыл об этом мотоцикле, но во время выборов в парламент мне о нем напомнили. Чуть с избирательной кампании не сняли. Сегодня у меня служебный автомобиль «БМВ», на котором в 2003 году ездил Георгий Кирпа, а не «Майбах», как утверждает Евгений Червоненко. Пусть бы лучше господин Червоненко заботился об управлении областью, а не о дорогих авто. Хватит уже заниматься популизмом. Мы до сих пор исправляем последствия его руководства транспортной отраслью. Сколько можно гоняться за призраками Кирпы и грязь лить?! Георгий Николаевич был большим человеком и настоящим хозяином.
- Ваша партия набрала больше голосов, чем, например, «Блок Кармазина», но вы почему-то не стали судиться. Смирились с поражением?
- Не смирились. «Відродження» — молодая партия, которая была зарегистрирована в 2004 году. К тому же, когда ушел из жизни Георгий Николаевич, она была полностью разрушена. У партии забирали офисы, разгоняли людей в каждой области. Я эту партию возглавил за четыре месяца до выборов. Все начинали с нуля и тем не менее набрали один процент. Это неплохой показатель. Нас поддержали сотни тысяч людей. Я считаю, что у нас есть будущее.
- Если не возражаете, вернемся к проблемам железной дороги. Спекулянтов билетами меньше не стало?
- Борьба с ними ведется очень серьезная. Именно поэтому постоянно раздаются угрозы в наш адрес. Это очень мощная криминальная сфера! Ведь за один день делец на перепродаже билетов умудряется зарабатывать до тысячи гривен. Вы же помните, как в 2001 году, когда мы выселяли коммерсантов с вокзала, начальника вокзала ранили, расстреляв его машину. Все это очень серьезно. Сейчас наш юридический отдел готовит предложение ввести на законодательном уровне уголовную ответственность за спекуляцию билетами. Представьте, с 2000 года уволено свыше трех с половиной тысяч кассиров, причастных к спекуляциям.
- Вы уже решили, где будете отдыхать летом?
- Покой нам только снится. За границу отдыхать не езжу. Не нахожу там ничего особенного. Если посмотреть в паспорт, то я за рубежом был, наверное, раз пять. И то в командировке. Взять хотя бы Францию, куда все рвутся. Я приехал туда утром, вечером улетел и сказал, что больше не поеду. Дома лучше. Больше всего люблю отдыхать у себя на родине в селе Терны Двуречанского района Харьковской области. Там есть прекраснейшая речка Оскол и пруды, в которых водятся караси. Там мама, которая сажает картошку на трех огромных огородах, держит двух свиней, кур и уток. А ведь ей 72 года!
Вспоминаю один случай, когда работал заместителем председателя колхоза. Была у нас секретарша из города с длинными накрашенными ногтями. Слышу как-то крик в приемной. Выхожу: «Что такое?» «Василий Иванович, агроном всем выделил по два гектара буряка для прополки, а мне только половину», — жалуется секретарша. Я говорю: «Марина, куда тебе столько?» А она мне отвечает: «Я что, не хочу заработать денег, детей у меня нет?» Короче говоря, попросил я нашего агронома Володю отвезти ее на поле, чтобы она сама себе отмерила участок. Через полчаса приезжает с поля, в приемной опять крик. Опять выхожу, спрашиваю: «Марина, что еще не так?» Оказывается, она раньше даже представить себе не могла, сколько занимает полгектара. Увидев это бескрайнее поле, от прополки сразу отказалась.
Возвращаясь к нашему разговору, хочу сказать, что для мамы в любом возрасте остаешься «сыночечком», «сыной», «сынулей». И она всегда будет накладывать в сумки картошку, соленые помидоры, огурцы, капусту. Даже тогда, когда сын в этом давно не нуждается, а наоборот, хочет помочь матери. Она воспринимает эту помощь как унижение, потому что очень сильная и гордая. Помню, и бабушка у меня была такой. Обязательно давала мне с пенсии три-пять рублей. Для нее это было очень важно. Несмотря на старость и болезни, она гордилась, что может помочь внуку.
«Долго не могу забыть о строго наказанном сотруднике»
- Вам никогда не хотелось послать все куда подальше и завалиться на диван?
- Состояние покоя мне противопоказано. Если ничего не делаю, у меня появляется страх какой-то. На Пасху вот пролежал в постели до 11 часов утра, потом целый день плохо себя чувствовал.
- А в судьбу верите?
- Я верю в свои силы. Судьба предлагает, а человек выбирает, как в сказке о камне и трех дорогах. Я почему-то всегда выбирал самые трудные пути и не жалею об этом. Например, я хорошо учился в Макеевском строительном техникуме и играл за местную волейбольную команду, поэтому имел возможность первым выбрать направление на работу. Однако отказался и выбирал последним. В результате мне, 19-летнему парню, достался Урал, где пришлось руководить заключенными на строительстве универсально-балочного стана в Нижнем Тагиле. Знаете, у них тоже было чему учиться. Например, опыту выживания. Оригинальные люди были, веселые. Заезжает как-то машина с бетоном. Водитель говорит кому-то из заключенных: «Посмотри, я буду сдавать, чтобы высыпать бетон в котлован». Он направляет: «Давай, давай, еще давай » Раз — и машина в котловане. Водитель выскакивает: «Что же ты, гад, кричал давай-давай?» Тот спокойно отвечает: «Так за рулем не я, смотри, куда едешь». Пока мы пытались достать машину из котлована, заключенные сидели и пять часов курили. Глаз да глаз нужен был! Поэтому я научился ответственности.
- Вашему сыну, который закончил Харьковскую юридическую академию, наверное, легче живется?
- Думаю, что ему тяжело. Свидетелем может выступить Генеральный прокурор Александр Медведько. Я позвонил ему с просьбой назначить моего сына следователем прокуратуры в Московском районе Харькова (до этого он работал помощником прокурора). Это спальный район, где проживают 324 тысячи человек. Больше, чем в таких областных центрах, как Полтава и Ивано-Франковск. Московский район сложный, очень много преступлений на бытовой почве. Я, конечно, мог попросить перевести его в Киев, но не стал этого делать. Для того чтобы стать хорошим прокурором, нужно сначала стать хорошим следователем. Генеральный прокурор, услышав о моей просьбе, сказал: «Я первый раз вижу отца, который для сына выбирает худший вариант». Он, конечно же, удивился, но в то же время, я думаю, оценил мой поступок. Ведь сын пройдет хорошую школу и станет настоящим профессионалом.
- Вы в детстве были послушным ребенком?
- Открою секрет: я в жизни ни разу не притронулся к спиртному и сигаретам. Никогда! При этом был непредсказуемым ребенком, поэтому частенько получал от матери. Отчим меня не наказывал. Наверное, считал, что не имеет на это права. Он не получил образования, но был очень мудрым человеком. Учил меня придерживаться таких принципов: «Раз побежишь — всю жизнь будешь бегать, а от себя не убежишь. Выходя из дому, заходя в дом, посмотри в зеркало и признайся себе, что ты можешь обмануть кого угодно, но себя не обманешь». Этот прекрасный человек во многом сформировал мое мировоззрение. Со временем я понял еще одно его высказывание: «Не делай добра, не будет зла!» Помните, что происходило с 1991 по 1995 годы? Заказные убийства компаньонов по бизнесу, друзей, родственников. У меня двое знакомых погибли, потому что одолжили друзьям деньги, а те не захотели отдавать и наняли киллеров. Хоть в Библии и говорится «делайте добро и вам воздастся сторицей», в жизни происходит наоборот. Можете представить, за нашу партию Алчевск не проголосовал. А ведь железнодорожники очень много сделали для ликвидации последствий техногенной аварии в этом городе, людей разместили в наших ведомственных здравницах
- Руководитель вы жесткий?
- Это просто необходимо в нашей отрасли. С одной стороны, люблю порядок и дисциплину, с другой — иногда хочется, как говорится, «войти в положение». Но нельзя. Ведь малейшее послабление может сказаться на безопасности пассажиров. Есть хорошее выражение: начальник должен быть черствым. Это значит, что ему не следует входить ни в какие положения проштрафившегося сотрудника. «До свидания», — и без всякого. Забудь, даже если сердце кровью обливается. К счастью или к сожалению, но я очень долго не могу забыть об уволенном или строго наказанном подчиненном.
- Какие качества вы больше всего цените в людях?
- Порядочность и профессионализм. Именно поэтому я вернул в отрасль людей, которые работали при Георгии Кирпе, но с приходом новой власти были уволены.
919
Читайте нас в Facebook