Самого умного восьмиклассника украины в частной английской школе определили в третий класс и заставили заново осваивать Умножение в столбик
В младшей группе участников популярной интеллектуальной игры «Самый умный» на телеканале «1+1» завершается отбор кандидатов для соревнования в суперфинале. Поклонники этого увлекательного состязания наверняка заметили, что в зимнем сезоне не участвует один из самых ярких игроков за всю четырехлетнюю историю клуба Андрей Овсянников из Миргорода. Завоевав три кубка, чего не удавалось еще никому, и получив наивысшее звание — магистра клуба самых умных (в младшей группе подобного тоже никто не добивался), став кавалером ордена «Золотой сурок», Андрей решил взять тайм-аут. Сейчас он даже не смотрит игру — субботними вечерами, когда идет программа, занимается с репетитором по английскому. А на днях Андрюша вернулся из Англии, где два месяца обучался в частной школе «Беарвуд» в небольшом городке Вокингем недалеко от Лондона. Эта поездка была наградой пареньку за его победы в интеллектуальном шоу.
«Без калькуляторов у моих английских сверстников умножать не получается»
- Зачем тебе английский? — искренне удивляюсь, листая конспекты паренька, исписанные на языке Шекспира. На страницах конспектов то и дело встречаю оценки британских учителей: «very good» (очень хорошо) или наклейки с надписью «well done» (хорошо сделано). На туманном Альбионе, как известно, существуют разнообразные системы оценивания знаний учеников — и цифровые, и буквенные, и такие вот «картиночные».
- Чтоб не забыть. Лишним не будет, — отвечает на мой вопрос заметно подросший и возмужавший, но такой же спокойный и несуетливый Андрей Овсянников. Хотя все же чувствуется — он сейчас в том возрасте (13 января мальчику исполнится 14 лет), который называют переходным. Заметен максимализм в оценках людей и событий, желание отстаивать свое мнение до конца. Когда его мама, Светлана Николаевна, преподаватель информатики, заметила, что на уроках информатики в Англии детей учат составлять алгоритмы, чему не учат у нас, сын отвечает: это обычные действия, расписанные на ходы, и ничего в этом уникального нет. Мама удивляется тому, что тамошним школьникам на уроках рисования преподают сюрреализм, а ребенок возражает: «Ну и толку? Никто из учеников класса, кроме меня, не мог назвать ни одного автора сюрреалистических картин, чьи репродукции показал учитель».
В этой же частной школе Андрей грыз гранит науки и в прошлом году, когда впервые стал победителем суперфинала игры зимнего сезона 2004 года и получил грант Британского совета в Украине на обучение в Англии. Правда, тогда он провел там всего месяц и вернулся домой в основном с положительными впечатлениями. Возможно, сейчас у Андрея было больше времени разглядеть систему среднего образования в Великобритании, так сказать, изнутри. И парнишка остался недоволен.
- Жаль потраченного времени, — категоричен он. — У них обучение слишком растянуто во времени, поэтому мне приходилось заново «осваивать» умножение в столбик. Представьте себе, людям по 13-14 лет, они дошли до деления дробей, а умножать в уме не могут. Без калькуляторов у них почему-то ничего не выходит. Вообще с мышлением у моих английских ровесников туго. Может быть, потому, что на уроках им излагают какие-то известные аксиомы, но не объясняют, как это все получается. Вот, например, идет урок химии. Учитель раскладывает на парты реактивы (слава Богу, с этим у них проблем нет) и предлагает смешать компоненты. Получается какая-то реакция, вроде бы интересно, однако при этом ни слова о том, почему это произошло. Но мне, если откровенно, даже опыты их не понравились, слабенькие какие-то. И не взорвалось ничего
Иное дело они с дедушкой «химичили» однажды на кухне. Андрей тогда готовил для телеигры домашнее задание по биографии всемирно известного шведа Альфреда Нобеля, и решили они сделать взрывчатое вещество, которое в свое время открыл миру гениальный ученый. Хорошо, что в квартире не нашлось кристаллического йода, поэтому испытания пришлось перенести на дачу. Опыт удался на славу — шандарахнуло так, что соседи всполошились.
«Там учеников не вызывают к доске — чтобы случайно не выставить на посмешище перед классом»
В Миргородской гимназии круглый отличник Андрей Овсянников учится в восьмом классе. В Вокингемской частной школе его «понизили» до третьеклассника.
- Дело в том, что там ученики три года ходят в начальную школу, затем шесть лет в среднюю и еще три года — в высшую, — объясняет Андрюша. — И на каждом новом этапе обучения начинают заново считать классы. Таким образом, я попал в третий класс средней школы. Хотя уровень их развития я бы сравнил с уровнем развития девятилетних детей. У меня не было с ними общих интересов, поэтому вечерами я сидел в основном за компьютером — либо в Интернете, либо писал электронные письма домой.
А для живого общения по душам у Андрея были шестеро земляков — четверо из России и двое из Украины, которые учатся в «Беарвуде» уже по несколько лет. Он спрашивал, устраивает ли их система обучения в школе. «Это просто престижно», — отвечали ему дети богатых русских и украинцев. То же слышал он и от англичан. А тетя Андрея, давно живущая в Лондоне и преподающая английский для русских и русский для британцев, говорила, что уровень обычных здешних школ еще ниже — можно проходить туда двенадцать лет и не научиться как следует читать. Просто школы там ориентированы на самостоятельную подготовку учеников в получении знаний. У кого-то есть это стремление, а у кого-то его нет. В частных школах особого стремления к учебе наш умник тоже не наблюдал. Но там действует другой закон — закон денег. Месяц обучения в «Беарвуде» родителям учеников стоит две тысячи фунтов стерлингов (почти четыре тысячи долларов), и они, понятно, заставляют своих чад отрабатывать вложенные в их образование деньги.
- Но ценное в тамошней системе образования то, что учитель никогда не выставит ученика на посмешище перед классом, — рассказывает Андрей. — Там попросту не вызывают к доске. А знания оценивают по результатам тестов. Поэтому тестируют часто. А вот ученики ни во что не ставят педагогов. Учитель может орать сколько угодно, но все бесполезно. Только единицы преподавателей пользуются уважением. Впрочем, то же самое и у нас.
Нарушителей дисциплины педагоги наказывают тоже весьма тактично. Самый распространенный метод — дают домой специальные листы, в которые вписана фраза типа: «Когда я опаздываю на уроки, то теряю довольно ценное учебное время». И эту фразу ученик должен написать на двадцати пяти или даже на ста строчках, в зависимости от степени виновности. Для лучшего усвоения. Овсянникову тоже приходилось таким заниматься — заболтался как-то с земляками и забыл о начале урока.
Самый высокий балл в английских школах — единица. Но Андрею Овсянникову не составило труда «съехать» на единицы. По математике, истории, географии, языку и литературе он всегда получал только отличные оценки. А учитель французского вообще отправил украинского мальчика заниматься испанским — чего его учить, если он и так знает язык почти в совершенстве?
Но больше всех Андрей Овсянников удивил учителя английского языка и литературы (там эти предметы не разделяют), написав сочинение по прочитанной летом книжке. Одноклассники пересказывали какие-то примитивные детективы (более серьезная литература их не интересует), а он писал о «Коде да Винчи».
Явно скучал наш ученик на уроках по Библии. Об этом красноречиво говорят его рисунки забавных мордашек на обложке тетради.
Уроков в третьем классе средней школы довольно много — дети заняты с девяти утра до полшестого вечера. Но уже в старших классах учатся гораздо меньше, не больше трех уроков (кстати, урок там длится 50 минут). В остальное время школьники заняты самоподготовкой, они же сами выбирают предметы, по которым хотят сдавать экзамены. По мнению Андрея, именно это является основой сильной высшей школы в Англии. Потому что в вузы приходят юноши и девушки, способные самостоятельно добывать нужные им знания.
Ну а в средней школе значительное время отводится урокам-играм. В «Беарвуде» есть свой театр, на сцене которого проходят уроки драмы. Обязательны уроки регби. Вот что-что, а эта игра, в которой приходится толкаться, чтобы отобрать у соперника мяч, Андрею совсем была не по душе.
«В школе кормят пять раз в день, а стиркой и уборкой занимается обслуживающий персонал»
- Как же организован досуг и быт учеников школы? — интересуюсь у Андрея.
- Поселок, где она расположена, небольшой. По сути, кроме супермаркета, пойти некуда. Даже чтобы фильм посмотреть, приходится ехать в ближайший город. Поэтому развлечения не отличаются разнообразием.
- Тогда расскажи, на что тратят деньги дети богачей?
- Заказывают себе пиццу, китайскую еду, покупают колу в автоматах, которые там установлены на каждом шагу.
- Что, в школе плохо кормят?
- Если бы в наших так кормили! Пять раз в день! Салатов, соков, сладостей можешь брать сколько угодно, только мясо выдается по порциям.
- И, наверное, стиральные машины стоят в каждой комнате?..
- Нет, существует обслуживающий персонал, который принимает вещи на стирку (хоть каждый день их меняй) и убирает комнаты, рассчитанные на четырех человек.
- Ученическая форма, думаю, не обязательна в элитной школе?
- Наоборот, с этим очень строго. Только черный костюм, белая рубашка и галстук. Я, кстати, поехал без костюма, так мне его там выдали, а после окончания учебы забрали.
Месяц тринадцатилетний Андрей мужественно держался в этих рафинированных условиях, а потом сильно заскучал по дому. Дома все лучше, уверен он.
- В гимназии посчитали, что сын пропустил два месяца занятий, поэтому по всем предметам он вынужден был сдавать зачеты, — вздыхает мама ученика Светлана Николаевна.
- Ну и правильно, а так бы чего-то не выучил, — не разделяет маминого недовольства Андрей.
- Вы поддерживаете решение сына на время уйти из игры «Самый умный»? — спрашиваю у Светланы Николаевны.
- Мы с мужем думаем, что нужно считаться с мнением ребенка, — отвечает она. — Андрей сказал, что игра «Самый умный» для него уже пройденный этап, и надо пробовать себя в чем-то другом. Сейчас он хочет подтянуть английский, взялся писать научную работу в Малой академии наук на тему «Заимствования в английском языке». Это будет лингвистическое исследование, связанное с походами и завоеваниями британцев. А дальше, когда подрастет, собирается поучаствовать в российском проекте «Умники и умницы», в котором соревнуются ученики 10-11 классов. К сожалению, достигнув в «Самом умном» наивысших побед, Андрей так и не получил главного — подтверждения права на бесплатное высшее образование в Украине или в России. Вот уже целый год нам только обещают выдать соответствующий документ.
Хотя, безусловно, участие в игре дало Андрею очень много. Он теперь знает, что такое соревнование, научился не только побеждать, но и достойно проигрывать, из огромного количества материала выбирать нужный. Три года он жил в бешеном ритме и узнал столько, что многим и не снилось. У него был стимул: я должен выучить это именно сейчас, потому что через месяц игра. Так что пока Андрюша отдыхает от умственного напряжения и переключился на спорт.
- Дзю-до — это вам не регби, — со знанием дела говорит умник.
341Читайте нас в Facebook