Хотя обязательная автомобильная страховка регулируется законом, ее стоимость в компаниях может разительно отличаться
«ФАКТЫ» ранее рассказывали о том, что с 1 апреля этого года каждый водитель должен будет иметь при себе обязательную автомобильную страховку. По закону, стоимость страховки вычисляется путем умножения единого для всех базового тарифа (291 гривня) на несколько коэффициентов (см. таблицу). Значение последних зависит от водительского стажа, региона, где вы большей частью ездите на своей машине, объема двигателя, типа договора (на человека он составляется или на машину) и так далее. Некоторые коэффициенты установлены законом совершенно точно. Для других дается «вилка», или, по-научному, диапазон значений. Например, при расчете суммы страховки для жителей Киева (где движение наиболее интенсивно и риск попасть в аварию наибольший) базовый тариф умножается на коэффициент 1,5-1,8. Какое именно значение (в этих пределах) выбрать — дело страховой компании. Одни страховщики могут предложить клиенту страховку по минимальной цене — умножив базовый тариф на 1,5, другие имеют право рассчитать вам стоимость полиса по максимуму — умножив «базу» на 1,8. Мы обзвонили страховые компании, которые первыми начали выдавать полисы «автогражданки». Хотелось узнать, кто почем продает страховки.
В первой же весьма солидной страховой компании нас сразу попытались ввести в заблуждение.
- Какие там коэффициенты?! — удивилась ее сотрудница. — Цена страховки везде одинаковая! Она в законе прописана. Так что все равно, где страховаться. Единственное отличие в том, что мы реально выплачиваем ущерб, а остальные
Лишь убедившись, что мы не простачки и читали текст закона, сотрудница открыла всю правду. Правление компании издало внутреннее распоряжение: калькулировать сумму страховки не по максимуму или минимуму, а выбирая средние значения коэффициентов. Например, для жителей Киева в этой компании выбрали 1,72.
- Ниже этой цифры нам страховать нерентабельно, — понизив голос, пояснила сотрудница компании.
В другой крупной компании нам сказали, что для киевлян базовый тариф умножается на 1,8.
- Так в законе написано, — безапелляционно ответила женщина на другом конце провода.
Мы не стали с ней спорить, а спросили, можно ли сэкономить на страховке, написав в полисе, что машина эксплуатируется не в Киеве, а в расположенном недалеко от столицы Обухове. Ведь для маленьких городков с населением меньше 100 тысяч тариф умножается всего лишь на 0,5-0,8. То есть страховка получается дешевле киевской в два-три раза! Оказалось, что сделать этого никак нельзя. Если машина зарегистрирована в Киеве, то застрахуют ее только по столичным коэффициентам, даже если хозяин автомобиля живет в Обухове и реально автомобиль ездит только там. А вот машину, стоящую на учете в провинции, но большую часть времени проводящую в Киеве, с удовольствием застрахуют по столичным расценкам! К сожалению, это правило подтвердили представители всех компаний, куда бы мы ни позвонили.
Правда, утешило нас то, что большинство менее крупных компаний пообещали посчитать нам страховку по минимуму. Однако этот «минимум» касается только коэффициентов. Но ведь, покупая страховой полис, мы сталкиваемся еще и с такой вещью, как франшиза — сумма, которую в случае аварии виновник сам выплачивает пострадавшему. По закону, для обязательной автомобильной страховки франшиза не должна превышать 510 гривен. Иными словами, помяв другую машину на 1000 гривен, вы 510 выкладываете из своего кармана, а 490 возмещает страховщик. Естественно, при покупке страховки очень хотелось бы, чтобы франшиза была поменьше. Тем более что закон жестко определяет только ее максимальное значение. Но, к великому сожалению, все опрошенные нами компании — и большие, и средние — давать франшизу меньше 510 гривен отказались.
Не прошла попытка сэкономить и за счет водительского стажа, слукавив: мол, я за рулем с 14 лет, а права получил недавно. Стаж во всех компаниях определяют только по дате выдаче водительских прав.
В итоге вырисовалась такая картина: цена страховки в различных компаниях колеблется. Так что если есть желание сэкономить, выбирайте того страховщика, который посчитает вам цену полиса, пользуясь минимальным значением коэффициентов. Какой-либо другой возможности сэкономить (например оформить страховку в провинциальном филиале компании) пока нет. Есть еще вариант: никуда не спешить, а подождать, пока лицензии на право выдачи «автогражданки» получат все жаждущие этого компании. Тогда конкуренция на страховом рынке усилится и, возможно, кто-нибудь из страховщиков не только посчитает вам по минимуму, но и даст франшизу меньше 510 гривен.
В любом случае, ответить на все вопросы по «автогражданке» в одной публикации просто невозможно. Поэтому мы будем регулярно обращаться к экспертам ведущих страховых компаний с просьбой растолковать все нюансы этого нововведения.
309Читайте нас в Facebook