Чтобы в фильме «приключения шерлока холмса и доктора ватсона» собака баскервилей светилась в темноте, пса обклеили отражающей тканью, из которой делаются Дорожные знаки
Ровно 25 лет назад на экраны вышел советский сериал о знаменитом сыщике, который даже в Англии считают лучшей экранизацией рассказов Конан Дойла
Фильм про Шерлока Холмса и доктора Ватсона был первым советским телесериалом, заслужившим международное признание. Даже на родине легендарного сыщика — в Англии — российскую ленту считают лучшей экранизацией рассказов Конан Дойла. Сама «железная леди» Маргарет Тэтчер как-то призналась на страницах газеты Daily Mail в любви к русскому фильму. В этом году исполняется 25 лет, как знаменитый сериал вышел на экраны. Газета «Версия» (Ь 4, 2005 год) решила разузнать у создателей фильма, как рождалась знаменитая телевизионная эпопея. С любезного разрешения газеты «Версия» «ФАКТЫ» предлагают своим читателям ознакомиться с публикацией наших коллег.
Гостелевидение прохладно отнеслось к кандидатуре Ливанова, а Соломина и вовсе утверждать не хотело
Актера на роль доктора Ватсона режиссер сериала Игорь Масленников искал долго и безуспешно, пока в одном из актерских агентств не наткнулся на фотографию Виталия Соломина. Масленников посмотрел на снимок и подумал: «Вылитый Конан Дойл!» Выбор был сделан.
С Холмсом дела обстояли проще — режиссер сразу решил, что играть знаменитого сыщика будет Василий Ливанов. С ним Игорь Федорович прежде работал в картине «Ярославна — королева Франции». И хотя там актер был совершенно другим — усатым, шумным, скандальным выпивохой-рыцарем, — Масленников с режиссерской проницательностью увидел в нем человека, в котором «чувствуется порода». Для Холмса этого было вполне достаточно. А чтобы рыцарь из «Ярославны » превратился в педантичного Холмса, требовалось всего лишь сделать ему английскую прическу с пробором, зализать волосы и сбрить усы.
Но, несмотря на стопроцентную уверенность в выборе, для очистки совести режиссер попробовал на роль Холмса еще одного актера — Александра Кайдановского. Пробы прошли отлично, однако индивидуальность Василия Ливанова — голос и легкая чудаковатость, свойственная Холмсу, — поставили все точки над «i».
На роль профессора Мориарти режиссер пригласил самарского актера Виктора Евграфова. «Он обладает замечательной пластикой, увлекается каскадерским ремеслом и владеет боевыми искусствами. Когда дело дошло до Мориарти, я вспомнил о нем, потому что мне нужен был именно такой типаж», — рассказывает режиссер.
Кстати, боевой техники борицу, о которой пишет Конан Дойл, на самом деле не существует. Это одна из его литературных выдумок. Поэтому сцену схватки в фильме придумал и исполнил сам Евграфов. Побывать в роли каскадера в тот день пришлось и Василию Ливанову. Когда поединок Холмса с Мориарти был отснят, Василий Борисович с удовольствием отметил, что заработал гораздо меньше синяков и ссадин, чем мог, не имей он каскадерской закалки (актер считается мастером по исполнению конных трюков).
Откровением для съемочной группы стал просмотр озвученного материала. Некоторых актеров в фильме пришлось дублировать. В частности, Виктора Евграфова. Для Мориарти режиссеру понадобился более сильный голос, и для этого был приглашен Олег Даль. Кстати, голоса Борислава Брондукова (инспектор Лейстред) зрителю также не довелось услышать. Будучи выходцем из Украины, он обладал малоросским говором, поэтому его персонажа озвучивал актер «Ленфильма» Игорь Ефимов. И сделал это так искусно, что даже Брондуков недоумевал: ведь это мой голос!
Кандидатов на роли долго не утверждали. Рина Зеленая, к примеру, не устраивала заказчика, которым являлось Государственное телевидение, по возрасту. Студия возражала: «Как мы будем возить ее из Москвы в Ленинград?» К кандидатуре Ливанова телевизионные чиновники тоже поначалу отнеслись прохладно. А сомнения по поводу Виталия Соломина прокомментировали так: «Какой же получится англичанин из этого курносого человека с чисто русской внешностью?» В итоге режиссеру пришлось волевым решением начинать съемки и в процессе работы убеждать ЦТ, что все актерские кандидатуры, на которые пал его выбор, идеально подходят для будущей картины.
У самих артистов сомнений в том, что это их фильм, не было. «Случилось то, что, по словам моего крестного отца — великого Василия Качалова, — бывает очень редко: актер родил человека», — вспоминал потом Василий Ливанов.
Съемки фильма проходили в Эстонии и Ленинграде
Успеху картины в немалой степени способствовало и то, что история про знаменитого английского сыщика и его друга — мировая классика, на которой, по словам Ливанова, во все времена проверяется уровень актерского мастерства. Не говоря уже о трепетном отношении и любви к этому литературному произведению самого артиста: «Еще в детстве я зачитывался детективами Конан Дойла. Очевидно, те впечатления потом трансформировались в роли. Мировая классика на то и мировая, чтобы литературные персонажи ложились на душу своих читателей совершенно определенными чертами. Представление о Шерлоке Холмсе совпадает у русских, англичан, голландцев, французов, американцев, китайцев, японцев. Здесь нет вариантов: или пан, или пропал».
Кстати, когда снимался фильм, Ливанов принципиально не обращался к литературному первоисточнику: боялся спугнуть образ. Первую серию делал, что называется, по памяти, на детских впечатлениях. И только потом решился открыть книгу, да так ее и не закрывал до тех пор, пока не прочел целиком.
Но, пожалуй, самой большой удачей фильма стал творческий тандем Ливанов-Соломин. «Для меня работать с Виталием было огромным везением и счастьем, — признается Василий Борисович. — Чтобы играть дружбу, надо чувствовать друг к другу симпатию. Эта симпатия потом переросла в близкую дружбу, которая во многом основывалась на совпадении наших представлений об искусстве и жизни. Мы дружили семьями, дружили наши жены и дети». Трагическую смерть Соломина в 2002 году Ливанов переживал очень тяжело. Когда Василию Борисовичу вручали диплом общества почитателей великого сыщика как лучшему Шерлоку Холмсу всех времен и народов, вспомнили и о замечательном русском актере, воплотившем образ Ватсона. Ливанов убежден: если бы Виталий Соломин был жив, он тоже получил бы такой диплом. Как лучший доктор Ватсон.
В легендарном сериале таких удачных творческих находок и попаданий было много. Еще один тандем — композитор Владимир Дашкевич и Игорь Масленников — чего стоит! До «Шерлока Холмса» они работали вместе на разных картинах, поэтому прекрасно знали и чувствовали, что нужно для того или иного фильма, однако в случае с Холмсом композитор долго не мог понять, чего хочет от него режиссер.
Когда Масленников задумал свой знаменитый сериал, он решил, что лучшей заглавной темой для него будет английская имперская музыка, наподобие позывных Би-би-си. Однако в то время капиталистическое радио глушили и услышать то, что хотел режиссер, Дашкевичу не представлялось возможным. В итоге, чтобы записать музыку, Масленникову пришлось всю ночь ловить «вражеские голоса». Сразу после этого он позвонил в Москву Дашкевичу и дал ему послушать отрывок по телефону. Услышав музыку, композитор произнес: «Это не проблема» — и тотчас же, положив трубку около фортепиано, сыграл будущую тему к фильму.
Большой удачей для картины, по мнению режиссера, стал и художник Марк Каплан. Специально для фильма он изучал иллюстрации Сиднея Паже, который работал над книгами Конан Дойла при его жизни.
Посмотрев картину, англичане восторгались: «Спасибо русским актерам! Они вернули нам наших национальных героев!»
Всю натуру для фильма нашли в Советском Союзе: в Эстонии и Ленинграде. Павильоны на «Ленфильме» служили квартирой сыщика. По слухам, вся обстановка в лондонской квартире Шерлока Холмса — викторианской эпохи. Благо в мастерских «Ленфильма» нашлось из чего выбирать. «Для того чтобы все выглядело по-настоящему, нужно было просто взять хорошие вещи. Ведь в XIX веке в Европе была единая культура, поэтому русские вещи ничем не отличались от английских», — признался режиссер. Единственным действительно английским в фильме были панорамные съемки Темзы, которые по заказу Масленникова сделали корреспонденты Центрального телевидения в Англии.
Гостиная на Бейкер-стрит строилась четыре раза, поскольку фильмы снимались с перерывами. Для сцены пожара в квартире сыщика в фильме «Последнее дело Холмса» во избежание возгорания студии пиротехники придумали специальные шары, которые по сценарию злоумышленники якобы закидывали с улицы. Были установлены три камеры, чтобы снимать сцену с разных сторон. Через минуту после того, как шары попали в комнату, павильон воспламенился. Поэтому сцена была снята с одного дубля, а Виталию Соломину пришлось пожертвовать ради искусства частью своих волос. Когда пожарные потушили огонь, павильон представлял собой жалкое зрелище, снимать там уже не представлялось возможным.
Но больше всего курьезов, по словам Игоря Масленникова, было на съемках одной из самых популярных картин сериала — «Собака Баскервилей». Этот двухсерийный фильм несколько выпадает из всех лент о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, как и сама книга, названная Конан Дойлом романом. К тому моменту, когда Масленников собрался снимать «Собаку », две предыдущие картины имели такой успех, что ему ничего не стоило собрать классный состав актеров.
Без накладок, правда, не обошлось. Головной болью для съемочной группы фильма стала собака. «Дело в том, что Конан Дойл в книге много чего нафантазировал, — рассказывает режиссер. — Что значит собака, намазанная фосфором? С какой стати она позволит им себя намазать? Псина немедленно его с себя слижет. Мы придумали обклеить дога отражающей тканью, из которой делаются дорожные знаки. Сделали намордники, муляжи и нацепили на него. Смотрим, все вроде светится. Но для того, чтобы заработали катофоты (отражатели света. — Ред. ), нужно, чтобы свет находился точно за камерой, тогда она будет фиксировать светящийся объект. Поставили осветительные приборы за камеру и ждем, когда собака на нас побежит, но она ни с места. Животные никогда не бегут на огонь — это закон природы, они, наоборот, стараются уйти в тень. Не знаю, как это нам удалось, но наш дог сделал все так, как мы хотели».
Проблемы возникли и с исполнителем роли молодого Баскервиля — Никитой Михалковым, который, по мнению режиссера, как никто другой подпадал под представление о вальяжном американце. Работать с ним было непросто: два режиссера на одной площадке не сразу нашли общий язык. В первый же съемочный день Никита Сергеевич стал засыпать Масленникова своими советами. Но в результате Михалков-режиссер уступил Михалкову-актеру, и никаких проблем больше не было.
Кстати, благодаря Никите Сергеевичу в съемочной группе сериала появился исполнитель другого полюбившегося зрителям персонажа — Бэримора — сценарист, художник, актер и режиссер Александр Адабашьян. Свое участие в картине он вспоминает с удовольствием. Особенно овсяную кашу, которую он с таким чувством раскладывал в этом фильме по тарелкам молодому Баскервилю и доктору Ватсону. По словам Александра Артемовича, каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съемок в павильон приносили еще одну кастрюльку для всей съемочной группы. Бэримора сценарист считает своей звездной ролью. Знаменитая фраза: «Овсянка, сэр!» стала его визитной карточкой. А сам фильм — одним из любимых проектов для всех, кто в нем участвовал. Успех сериала превзошел все ожидания. «Спасибо русским актерам! Они вернули нам наших национальных героев!» — восторгались, посмотрев фильм, англичане. В музее на Бейкер-стрит над портретом лучшего английского исполнителя роли Шерлока Холмса висит портрет Василия Ливанова — в знак восхищения его игрой в картине, равной которой в истории экранизации бессмертного романа никто не снял.
Титры к сериалу придумал сам Масленников. Его идею воплотил художник комбинированных съемок: в то время не было компьютерной графики и все делалось кустарным способом.
Пагубную привычку Холмса, которой его наградил Конан Дойл, нюхать кокаин, Масленников решил опустить. А Василий Ливанов убежден: знай Конан Дойл (врач по профессии), какой бедой обернется кокаин для человечества, он ни за что не стал бы наделять такой привычкой своего героя.
Сцена схватки профессора Мориарти и Шерлока Холмса на фоне бурлящего водопада стоила съемочной группе больших нервов, поскольку на европейской части Советского Союза, включая Кавказ, приличных водопадов нет. В итоге в Абхазии, в Черкесской долине, создателям фильма удалось разыскать небольшой водопад, который снимали с разных сторон и при монтажной склейке соединили в единое целое. Водопад, который на экране кажется чуть ли не Ниагарским, на самом деле был не больше шести метров в высоту.
Виталию Соломину настолько ярко удалось показать характер безликого доселе Уотсона, что сейчас даже английские киноведы и литературоведы называют коллегу Холмса на русский манер — Ватсон.
1149Читайте нас в Facebook