Олег скрипка: «я хотел, чтобы в новой «наталке-полтавке» не было пролетарщины, советчины и шароварщины»
В Национальном театре имени Ивана Франко три дня с аншлагами проходила премьера спектакля «Наталка-Полтавка» по бессмертной пьесе Ивана Котляревского в постановке Александра Анурова. В кассах не осталось ни одного билета. Еще бы! Ведь роль Выборного должен был играть сам художественный руководитель театра, народный артист Украины Богдан Ступка. Как же зрители были разочарованы, увидев Богдана Сильвестровича в зале, а не на сцене. В спектакле его заменил другой актер — Петр Панчук.
Впервые серьезную роль на большой сцене сыграл известный музыкант Олег Скрипка. Он же сделал современную аранжировку спектакля. Критики и пресса тут же разгромили его работу, советуя музыканту заниматься тем, чем и раньше. Зато посетившая в день премьеры «Наталку-Полтавку» министр культуры и туризма Оксана Билозир была в восторге: аплодировала, а потом пошла за кулисы и расцеловала всех участников спектакля. Наталку сыграла молодая актриса с прекрасным голосом Татьяна Михина, а прима театра Лариса Руснак сыграла мать Наталки — Терпелиху. Скрипке же досталась роль Возного. Правда, сначала музыкант замахнулся на Петра. «Мне сказали, что для этой роли я уже старый», — объяснил Скрипка.
Вообще, дела музыканта в последнее время пошли вгору. Его портреты можно увидеть на бигбордах по всему городу, он репетирует в зале Дома актера свои мини-спектакли в рамках фестиваля «Кращна мрiй», продюсером которого является, а также собирается на гастроли за границу и готовится впервые стать отцом.
«После гастролей по Америке Богдану Ступке пришлось лечь в больницу. Об этом я узнал за две недели до премьеры»
- Так что же случилось с Богданом Ступкой? Почему его не было в спектакле?
- Он и правда должен был играть роль Выборного, но после возвращения с гастролей по Америке Богдан Ступка внезапно заболел, и ему пришлось лечь в больницу. Об этом я узнал за две недели до премьеры. Пришлось срочно искать замену народному артисту. В итоге Выборного сыграл Петр Панчук.
- Что же подкосило великого актера?
- Наверное, усталость. (У народного артиста Украины было воспаление легких, и несколько недель он лечился в клинике. — Авт. ). Но сейчас, слава Богу, все в порядке, Богдан Сильвестрович уже работает, присутствовал на всех премьерах.
- Вы волновались перед выходом на сцену? Все-таки в зале такие люди
- Конечно. Для меня это был рискованный эксперимент. Хорошо, что все получилось. Три дня премьеры, я считаю, прошли весьма удачно.
Я очень переживал за актеров, за свою игру. Боялся, что буду сбиваться в тексте, забывать слова. И вообще, по-новому ставить классику всегда ответственно. Самым трудным был отбор актеров на роли. У тех, кто давно работает в театре, есть хороший актерский опыт, но он довольно консервативный. Мне кажется, что сегодняшний театр немного оторван от жизни. Эстрадные же исполнители, возможно, могли бы сыграть, но они не могут петь в театре. Ведь все привыкли делать это под фонограмму. Так что кастинг был довольно жесткий.
- Много обиженных осталось?
- Все очень позитивно. Я вот слышал, что в Театре русской драмы имени Леси Украинки между актерами всегда существовала конкуренция, какие-то трения, а вот в Театре Ивана Франко такого я не ощутил. Совсем другая атмосфера — все тихо и спокойно. Возможно, потому, что театр не был на острие внимания общества. Актеры здесь просто делали свою работу. И все. Пауков в банке я не видел.
- Вы решили не отказываться от актерства даже после того, как вашу игру в мюзикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» оценили, мягко говоря, негативно
- Это уберегло меня от участия в подобных мюзиклах. Считаю, что это антинародно, антикультурно и антигуманно. Вообще, «Хутора» были первым мюзиклом, и он оказался халтурным. Все было очень просто и ничего общего с произведением Николая Гоголя и, тем более, с украинской культурой не имело.
- Но вы же тоже полностью перекроили Котляревского и сделали спектакль на свой лад?
- Общая канва, герои, сюжет — все осталось. Просто в спектакле «Наталка-Полтавка» актеры поют неакадемическими голосами. Это напоминает очень популярное в годы моей молодости бардовское исполнение. Я просто заслушивался исполнением Окуджавы, композициями из кинофильма «С легким паром», где очень не свойственно для себя пела Алла Пугачева. И хотел, чтобы в спектакле пение было душевным, чтобы в новой «Наталке-Полтавке» не было пролетарщины, советчины и шароварщины.
- Разве герои спектакля не в национальных костюмах?
- Костюмы у нас народные светские. Пение тоже. То, чем пичкали нас многие годы, вообще не свойственно украинскому этносу и менталитету. Большинство элементов было навязано Россией. Я постарался убрать все лишнее.
- Тем не менее вы собираетесь со спектаклем в Россию
- Насколько я знаю, Богдан Ступка планирует гастроли. В Москве он очень популярен, получал престижные награды. Только одно имя привлечет массу зрителей, не говоря уже об огромном таланте Богдана Сильвестровича. Но из-за того что болезнь помешала ему играть на киевской сцене, поездки пока откладываются. Репетируем.
«О том, что группа «ВВ» разваливается, пишут уже сто лет. Но все это неправда»
- Теперь вы не только музыкант и актер, но еще и продюсер
- Я занимаюсь проектом «Кращна мрiй». Ставлю спектакли, в которых принимают участие не профессиональные актеры, а исполнители фольклорных песен. Они ездят в экспедиции, разыскивают обрядовые песни
- Как Шурик в «Кавказской пленнице»
- Абсолютно точно. Добытое нелегким трудом мы потом объединяем и на его основе ставим мини-спектакли. Каждый из них имеет свою историю построения мира. Украинскую версию.
- Теперь вы профессионально занялись историей фольклора?
- Не могу сказать, что глубоко копаю. Определенных знаний требует моя продюсерская работа.
- А группой «ВВ» вы уже практически не занимаетесь?
- Почему же? Мы очень удачно отыграли минувшие праздники — День Киева, День Европы, концерты, посвященные «Евровидению». Теперь нужно немного отдохнуть, поработать над новым материалом.
- А говорили, что от вас ушли музыканты
- В обществе всегда существовало ожидание Апокалипсиса. О том, что группа разваливается, пишут уже сто лет. Но все это неправда. Да, музыканты, работающие в нашем коллективе, имеют сольные проекты, но никто никуда не уходит. Вон из «Океана Эльзы» ушли почти все музыканты, а группа все равно здравствует. Никто же не говорит, что коллектив прекращает свое существование.
Сейчас мы работаем над новым альбомом. Три песни уже готовы, собираемся снимать клип. Когда он появится, сказать трудно. Ведь наша альтернативная музыка не является коммерческой.
- На что же тогда существует некоммерческая группа?
- На гонорары от концертов. К сожалению, на продаже дисков музыканты у нас в стране не зарабатывают. Зато владельцы рекординговых компаний покупают себе шикарные офисы и дорогие автомобили.
«Никому и никогда не рассказываю о своей личной жизни»
- А вы разве не получили свои дивиденды за то, что выстояли во время «оранжевой» революции на Майдане?
- Какие дивиденды? Теперь у нас есть Президент, за которого не стыдно. Это и есть мое вознаграждение. А пробиться поближе к кормушке я не старался. Хотя, не скрою, многие люди воспользовались ситуацией. Я же как работал, так и работаю. Правда, теперь в более комфортных условиях.
- В чем они проявляются?
- Теперь нам предлагают зарубежные поездки. Скоро во Франции будет День музыки. Если раньше на такие концерты ездили ансамбль Вирского, Ян Табачник или Руслана, то теперь предлагают и нам. Еще мы поедем в Японию. Мне кажется, что интерес прессы к «ВВ» в последнее время вырос. Нет железного занавеса. Нас по телевизору стали больше показывать, и даже каналы, для которых мы были опальными артистами, стали крутить наши клипы.
- Вам уже не говорят, что «ВВ» — неформат?
- Нет, хотя группа и является таковой. Просто говорить нам «неформат» стало опасно. Боятся.
- Да, все сильно изменилось. А в личной жизни, слышала, у вас тоже перемены
- Об этом предпочитаю никому и никогда не рассказывать. Считаю, что не нужно поклонникам впаривать еще и эту информацию. Да и сам я не люблю читать о том, сколько детей и любовниц у Брэда Питта, например. Я уважаю его как актера. Остальное неважно. Так что лучше слушайте мою музыку, ходите в театр и не забивайте голову всякой ерундой.
Когда Олег Скрипка давал интервью, время от времени к нему подходила брюнетка и что-то шептала музыканту на ухо. Это была гражданская супруга Олега — Наташа. Вскоре она подарит музыканту первенца.
Оформлять отношения пара пока не собирается. Олег уже успел побывать в браке. Он был женат на француженке Мари Рибо.
789Читайте нас в Facebook