«иногда у меня спрашивают, не хочу ли я продать «крестный путь». Для меня это все равно что продать собственного ребенка»
Сережина жизнь трагически оборвалась в водах быстрой сельской речки. В память о покойном родители и его младший брат Виталик взялись за титанический труд. Создав 14 огромных вышитых полотен, изображающих эпизоды страстей Христовых по пути на Голгофу, они освятили их в той же церкви, в которой отпевали 14-летнего утопленника.
«Каждый день, приходя к могиле сына, я вспоминал наш с ним разговор о Крестном пути»
Мастера-вышивальщики Ярослава и Олег Ликтеи, принимая меня в своем просторном новом доме на окраине Тернополя, охотно рассказывали об истории создания цикла икон, поразившего воображение верующих Украины.
- Мы с семьей часто ездили к целебному источнику в пригородное село Остров, — рассказывает 40-летний Олег. — Там возле часовенки, приютившейся среди покрытых лесами гор, сооружены скульптурные композиции, символизирующие 14 остановок-этапов Крестного пути Сына Божьего. Мы с сыновьями любили их рассматривать. Как-то раз я предложил старшему сыну: «Давай попробуем вышить Крестный путь на больших полотнах!»
Сережа, к тринадцати годам ставший заядлым вышивальщиком, с жаром ухватился за эту идею. Мы раздобыли Библию, в которой были подходящие рисунки. Труд предстоял огромный. Мы задумали создать четырнадцать полотен, каждое размером 80 на 100 сантиметров. До того как взяться за иглу, нужно было перерисовать иллюстрацию на большой лист ватмана. Затем расчертить второй лист на мелкие квадратики (я наносил карандашную сетку чуть крупнее миллиметровки, чтобы глаза не так уставали по клеткам вычерчивать рисунок вышивки), раскрасить рисунок, подобрать подходящие по цвету нитки. И только потом вышивать! Мы мечтали, чтобы цикл из четырнадцати работ был закончен к 2000-летию Рождества Христова.
Так совпало, что приблизительно в это же время руководство нашего предприятия решило помочь всем своим сотрудникам, стоявшим в очереди на квартиру. Нам раздали земельные участки и стройматериалы. Дальше все зависело от вкусов и трудолюбия хозяев — придумывай проект, строй, сажай деревья в саду. Создание собственного жилища с головой увлекло нас — ведь до этого нам много лет пришлось прожить в рабочем общежитии. Работа над вышивкой продвигалась медленно. Целых полгода ушло только на то, чтобы расчертить по квадратам рисунок первого полотна — «Понтий Пилат приговаривает Иисуса Христа к смертной казни» — и вышить на нем черные контурные линии. Наступил день, когда я с грустью сказал Сереже: «Сынок, похоже, мы все равно не успеем сделать все к сроку. Давай отложим работу». Мальчик очень огорчился.
Спустя несколько месяцев со старшим сыном Олега и Ярославы произошло несчастье. Сергей утонул в бурной сельской речке. Отправился на каникулы к бабушке в другое село, пошел с приятелями на реку и не вернулся. По словам отца, мальчик хорошо плавал. Что произошло с ним в тот злополучный день — то ли не справился с быстрым течением, то ли схватила судорога в холодной воде, — уже никто не узнает.
- В тот день, когда все это случилось, я был на дне рождения у своего коллеги, на даче, — Олег до сих пор не может спокойно говорить о случившемся. — Под вечер вся компания пошла купаться. Сидя на берегу, я смотрел на десяток мальчишек, с удовольствием резвившихся в воде, и думал — как это опасно, когда ребятня шалит на реке без присмотра взрослых. Не дай Бог, случись беда с кем-то из детей — ровесники сразу и не хватятся. На меня напало какое-то оцепенение. Откуда мне было знать, что именно в тот момент за несколько десятков километров оттуда в реке тонет мой старший сын!
- А я мыла окна, — голос Ярославы дрожит. — По радио играла веселая музыка, на душе было спокойно. И вдруг из глаз сами собой потекли слезы. Я удивилась — отчего вдруг? Вытерла их, но через некоторое время слезы выступили вновь Ну а через час позвонили из села, что с Сережей случилось несчастье. Его тело выловили лишь на следующий день — далеко вниз по течению реки.
- Долгое время после гибели Сережи мы не могли опомниться от горя, — продолжает отец. — Как я гордился им, какие надежды возлагал! Увы, им не суждено было сбыться Каждый день, приходя на кладбище к могиле сына, я вспоминал наш с ним разговор о Крестном пути, о его грустных глазах. Меня начало грызть чувство вины. Я понял, что наша семья должна продолжить работу в память о Сереже.
«Я вышивал каждые свободные 10-15 минут»
Ярослава познакомилась с будущим мужем за три дня до ухода Олега в армию. Вскоре после его отъезда в Чехословакию оттуда в Тернополь полетели нежные и подробные письма. Года переписки молодым хватило, чтобы понять: их любовь так крепка, что свадьбу откладывать просто невозможно.
- К возвращению Олега все уже было готово, — улыбается Ярослава. — Спустя неделю после его приезда мы стали мужем и женой.
Молодые, не прячась, обвенчались в церкви, чем вызвали гнев городских властей. Расправа последовала незамедлительно: юную жену тут же исключили из комсомола, священника (кстати, родного дядю Олега) вызывали в райком партии, отчитали, что затуманивает молодые души религиозным дурманом.
У супружеской пары один за другим появились двое сыновей — Сережа и Виталик. Ярослава, родившаяся в семье, где все увлекались вышивкой, сумела заинтересовать этим искусством и мужа. Лет пятнадцать назад супругам на глаза попалась публикация о римском святом отце, выходце из Украины Дмитрии Блажейовском, авторе десятков вышитых икон. Статья была проиллюстрирована двумя небольшими черно-белыми фотографиями. По этим мелким, невыразительным рисункам в газете Слава и Олег вышили свои первые иконы. Они и мечтать не могли познакомиться с мастером, как вдруг пожилой священник (Дмитрий Блажейовский здравствует поныне, сейчас ему 94 года. — Авт. ) приехал в Тернополь со своей выставкой. Глядя на его работы, Ликтеи поразились красоте вышивок. Святой отец охотно поделился с молодой четой своими секретами, сказав им: «Я лишь тот, кто оставляет первые следы на снегу».
- Вышивать иконы мне очень понравилось, — рассказывает Олег. — Я так увлекся! Прибегал с работы и, пока Слава, сидевшая тогда дома с детьми, собирала на стол, тут же хватался за вышивку. Использовал каждые свободные 10-15 минут.
Два года нам понадобилось для того, чтобы полностью скопировать собрание икон Блажейовского. В нашей коллекции было около 70 полотен, когда мы поняли, что вышивать больше нечего. Сначала без дела стало как-то грустно, а потом захотелось создать что-нибудь свое.
«Ко мне стали подходить сотрудники и признаваться: «А я в детстве тоже вышивал крестиком!»
Когда осиротевшая семья Ликтеев решилась взяться за «Крестный путь», до Рождества-2000 оставалось всего полтора года.
- Поняв, что вдвоем (10-летний Виталик помогал родителям по мере сил. — Авт. ) можем не успеть уложиться в срок, — рассказывает глава семьи, — мы дали объявление в местной газете, что ищем себе в поддержку хороших вышивальщиков. Откликнулось много народу. Но некоторые люди думали, что это будет просто хорошо оплачиваемая работа. А денег у нас не было, разве что на нитки!
После публикации я несколько дней просидел на пороге своего дома, вновь и вновь рассказывая каждому приходившему историю своей семьи. О смерти сына, о том, как мы хотим почтить его память. Охрип, умылся слезами В конце концов с нами осталось несколько отличных вышивальщиков, согласившихся помогать просто так. Люди загорелись идеей. Я бесконечно им благодарен!
Руководство Тернопольского управления магистрального газопровода, где работают Олег и Ярослава, тоже поддержало семью Ликтеев. Олега, без конца мотавшегося по командировкам, перевели на более спокойную работу.
- Вообще-то, вышивка считается больше женским делом. Но, узнав, что я вышиваю, многие мои сотрудники-мужчины подходили и признавались: «И я в детстве вышивал крестиком!», или: «Жена вышивает, а я ей помогаю, хорошо получается!» Даже приносили свои вышивки похвастаться.
Работа пошла полным ходом. Олег рисовал черно-белую схему, Виталик разрисовывал ее цветными карандашами, Ярослава вышивала контуры черными нитками. Помощники, беря работу к себе домой, вышивали ровные поля фона и одежд великомучеников. Потом супруги приступали к самому важному — вышивке одухотворенных ликов святых. «Если вышитое не нравилось, приходилось распарывать. А это еще дольше и труднее, чем вышивать». Работали целыми вечерами, ночами напролет. Хоть и под лампой, но глаза все-таки посадили, — говорит Олег.
В канун Рождества Христова 2000 года Виталик сделал последний стежок на последнем полотне «Иисуса кладут в гроб».
14 полотен-икон освятили в местной церкви, в которой два года назад отпевали 14-летнего Сергея. А по-настоящему показать их народу удалось лишь во время всеукраинского паломничества к Мариинскому духовному центру в селе Зарваница. Туда съехалось более миллиона верующих со всей Украины, только священников было человек 50. Иконы выставили в церкви на деревянных планшетах. Некоторые паломники падали перед первой иконой на колени и так двигались вдоль ряда.
- Мы были так смущены! Пожилые люди подходили к нам, целовали руки, благодарили за громадный труд. В тот день мы поняли, что главное дело нашей жизни сделано.
За пять лет Ликтеи провезли свои иконы по всей Украине, приняли участие в более чем 70 благотворительных выставках, из них три прошли во Дворце «Украина» в Киеве.
- Иногда меня спрашивают, не хочу ли я продать «Крестный путь». Я отвечаю: для меня это все равно что продать собственного ребенка, — поделился сокровенным Олег. — Если бы не смерть Сережи, мы никогда бы не смогли создать этот цикл. Получается, что своей гибелью он заплатил за создание «Крестного пути». Вышивая, мы вкладывали в работу все свои боль, терпение и веру в неминуемое Воскресение.
300Читайте нас в Facebook