Панораму «голгофа», послужившую михаилу булгакову натурой для «мастера и маргариты», красноармейцы расстреливали и кололи штыками
На Владимирской горке построили павильон «для всевозможных панорам, имевших там быть»
Свои впечатления от увиденного оставил нам писатель Валентин Катаев, видевший Панораму ребенком: «Полукругом раскинулась черствая иудейская земля: рыжие холмы на рыжем горизонте — неподвижный бездыханный мир, написанный на полотне, населенный как бы живыми трехмерными фигурками евангельских и библейских персонажей в хитонах, на ослах и верблюдах и пешком, и надо всем этим царила гора Голгофа с тремя крестами, высоко воздвигнутыми на фоне грозового неба с неподвижными зигзагами молний. Распятый богочеловек и два разбойника, распятые вместе с ним — один одесную, другой — ошуюю (по правую и левую руки. — Авт. ), как бы висели с раскинутыми руками над небольшой живописной группой римских воинов в медных шлемах, украшенных красными щитками.
Из пронзенного бока Христа неподвижно бежал ручеек крови. Голова в терновом венке склонилась на костлявое плечо. Римский воин в панцире протягивал на камышовой трости к запекшимся устам Спасителя губку, смоченную желчью и уксусом. Живот распятого был втянут под выступавшими ребрами грудной клетки, и чресла стыдливо прикрыты повязкой. Надвигавшаяся пылевая буря деформировала неподвижно развевающиеся одежды евангельских персонажей »
Картина распятия была так натуральна, что видевшие ее выходили из здания Панорамы потрясенные.
- В Киев Панорама прибыла из Австрии, где появилась благодаря инициативе созданного в 1885 году немецкого Общества панорамистов, — рассказывает исследователь киевской старины Александр Анисимов. — Руководитель общества Бруно Пильгейм уговорил своих коллег Карла Фроша и Иосифа Кригера отправиться в Палестину, где они сделали зарисовки, послужившие основой для панорамы. Девять месяцев понадобилось мастерам, чтобы создать полотно площадью 1700 квадратных метров и изготовить сотни задействованных в панораме фигурок. Успех творения был таков, что его решили отправить на «гастроли», продолжавшиеся более двух лет.
Слухи о Панораме заполонили Европу — и ее захотели увидеть во Франции, Греции, Испании Авторов просили сделать копии, одна из которых со временем попала в Киев. Этому, правда, предшествовали долгие переговоры с духовенством, которое слышать не хотело о том, чтобы народу явилось произведение религиозного содержания, изготовленное светскими авторами. Киевскому предпринимателю Ивану Замараеву пришлось обратиться в Министерство внутренних дел, которое рассудило, что панорама «не противоречит благонравию и нормам морали». На Владимирской горке построили специальный павильон «для всевозможных панорам, имевших там быть», и 10 января 1902 года киевские газеты сообщили, что он открыт для массового посещения.
Одним из тех, кто подписал «Голгофе» приговор, был Александр Довженко
Надо сказать, что, давая разрешение на строительство павильона, городская Дума предупредила: картины в нем могут выставляться только религиозного и исторического содержания, а чего быть не должно, так это музыкальной игры. И предупреждение это оказалось совсем не лишним, ибо в Минске подобная «панорама» использовалась для демонстрации порнографических картинок, которые можно было наблюдать через специальное устройство. В Киеве же границ морали не преступали: кроме упомянутой «Голгофы», в павильоне демонстрировались батальные сюжеты: битва под Лейпцигом и переправа французских войск через реку Березина в 1812 году. Сама же «Голгофа» в это время «гостила» в Харькове, а в Киев вернулась в 1914-м, где стала не только зрелищем, но и «питанием» для творческих умов. Откуда бы взяться такой натуралистичности в описании сцены распятия в романе «Мастер и Маргарита», если бы Булгаков не видел Панораму? Да, повезло ему
Говорят, что, когда в 1918-м город заняли красноармейцы, «Голгофу» сначала продырявили пулями и штыками, но потом сообразили: ее ведь можно использовать в антирелигиозных целях! Это и делалось после того, как павильон перешел в подчинение губернского отдела политпросвещения. Примечательно, что, отобрав «Голгофу» у владельцев без всякой компенсации и даже извинений, власть продолжала на ней зарабатывать вплоть до 1934 года, когда занятую сооружением территорию решено было отвести под парк. Одним из инициаторов сноса «Голгофы» стал Александр Довженко. Протокол заседания Комитета содействия создания парка донес до нас его слова: «Я категорически настаиваю снять эту «Голгофу» »
Александр Анисимов утверждает: развалив павильон, полотно кусками перевезли в Лавру, превращенную в Музейный городок, в стенах которого советские граждане должны были расставаться с иллюзиями на предмет существования Творца. Но и это не все! Со временем полотно было разрезано на еще более мелкие кусочки и передано в Художественный институт, где студенты использовали фрагменты для учебных нужд. А киевовед Виталий Ковалинский полагает, что существовало не одно полотно на тему распятия Христа. И какое-то из них было рулоном перевезено в Успенский собор Лавры, где погибло во время взрыва 3 ноября 1941 года. Именно эти остатки оказались впоследствии в Художественном институте.
Существуют и другие версии гибели шедевра панорамного искусства, но ни одна из них не снимает с варваров греха за содеянное кощунство. И к 100-летию открытия Панорамы в архитектурной среде Киева заговорили о ее воссоздании. Даже прорабатывался соответствующий проект. Но авторам идеи намекнули, что, мол, не время для таких свершений. Тем и кончилось. А жаль
504Читайте нас в Facebook