ПОИСК
Культура и искусство

Режиссер-постановщик 10-серийного фильма по роману «мастер и маргарита» владимир бортко: «в питере литературных героев не боятся. Это в белокаменной все крестятся, ждут проявления потусторонних сил»

0:00 18 января 2005
Режиссер-постановщик 10-серийного фильма по роману «мастер и маргарита» владимир бортко: «в питере литературных героев не боятся. Это в белокаменной все крестятся, ждут проявления потусторонних сил»
Андрей ВАНДЕНКО «ФАКТЫ» (Санкт-Петербург- Москва)
Закончились съемки по знаменитому роману Михаила Булгакова. На экраны фильм должен выйти в октябре

У взявшегося за проект режиссера Владимира Бортко репутация специалиста по экранизации памятников отечественной литературы. Подтверждение тому — «Собачье сердце» Булгакова и «Идиот» Достоевского, высоко оцененные и зрителями, и критиками. Но все же новая работа стоит особняком, поскольку это не первая попытка переложить роман Михаила Афанасьевича на киноязык. Все предыдущие пробы нельзя признать успешными…

«Сколько бы на фильм ни дали денег, все равно их будет мало»

- Аннушка уже пролила масло на Патриарших, Владимир Владимирович?

- Увы, и последующие печальные события тоже случились без промедления. Несчастный Берлиоз погиб под колесами трамвая… Первая серия картины практически смонтирована, можно хоть завтра показывать.

- Выходит, вы успели не только лишить головы главу Массолита, но и себе пути к отступлению отрезать?

РЕКЛАМА

- Да я и наступать не собирался. Военная терминология в данном случае не вполне уместна. Люди, работающие на канале «Россия», предложили мне экранизировать роман. Смелость их заключалась не в преодолении заклятий, якобы тяготеющих над «Мастером и Маргаритой», а в риске, всегда присутствующем при экранизации столь сложных да еще и чрезвычайно популярных книг. Что до меня, то, полагаю, знаю, как это сделать… Работа идет практически по графику, без отставания. В январе закончились съемки. Рассчитываем сдать фильм осенью этого года. Правда, некоторые сложности возникли с компьютерной графикой, а это почти полкартины — полеты, балы, шабаши ведьм и прочие чудеса. Занимаюсь кино уже тридцать лет, хорошо представляю, как и где снимать Москву 1935 года или даже древнюю Иудею, но вот со спецэффектами в таком объеме прежде никогда не сталкивался. Для нашего кинематографа это вообще дело достаточно новое. Поэтому здесь слегка пробуксовываем. В общем, идет нормальный процесс.

- Слышал, изначально кота Бегемота планировали заказывать в Голливуде?

РЕКЛАМА

- Американцы — высокопрофессиональные мастера, но они запросили такую сумму, что мы решили обойтись своими силами. Действительно, нашли отечественную дизайнерскую фирму. Надеюсь, наш Бегемот будет не намного хуже американского.

- Бюджет фильма назовете?

РЕКЛАМА

- Ни за что! Спрашивайте у продюсеров, но, полагаю, и они оставят вопрос без ответа. Другое дело, что, сколько бы ни дали денег, все равно их будет мало. Но произведение такое, что тремя копейками никак не обойдешься, и минимальный достойный уровень финансирования мне гарантировали.

- Значит, за матчасть можете быть спокойны. А чего еще, Владимир Владимирович, вам стоит опасаться?

- А почему я вообще должен бояться чего-либо?

- Вы же сами упоминали разговоры о мистике, окружающей книгу Булгакова… Говорят, для всех, кто брался ее экранизировать, добром это не кончилось.

- Знаю о четырех попытках сделать фильмы по роману. Трижды снимали за границей — в Югославии и два раза в Польше. Картины вышли на экран и ничего сверхъестественного с их создателями не произошло. Иной вопрос, что эти работы показались мне… ну не совсем соответствующими смыслу и духу романа, что ли. В том числе и фильм «Пилат и другие» любимого и уважаемого мною пана Анджея Вайды. Все же «Мастер» — очень русская книга… А может, создателям тех картин не хватило временного объема и пространства. На мой взгляд, восемь часов на экране — минимум, позволяющий не превращать произведение Булгакова в нарезку из купюр и цитат.

- Отечественные режиссеры тоже заикались об экранизации. Элем Климов, например.

- После выхода «Собачьего сердца» в 1988 году мне предлагали сделать фильм по «Мастеру», но я, зная, что Элем Германович работает над этой темой, не счел возможным перебегать ему дорогу. Вопрос этики. Правда, у Климова до съемок дело не дошло, поскольку, как он сам говорил, ему был необходим бюджет в сто миллионов долларов. Сумма совершенно фантастическая по тем временам. Впрочем, и по нынешним тоже…

«Олег Басилашвили в роли Воланда — достойная альтернатива Олегу Янковскому»

- Потом подступиться к «Мастеру» вроде бы пробовали Игорь Таланкин, Эльдар Рязанов, но и они дальше разговоров не продвинулись.

- Об этом ничего не знаю. Юрий Кара снял фильм, однако затем, по слухам, у него с кем-то возникли проблемы финансового свойства… Полагаете, это имеет отношение к року, якобы висящему над произведением Михаила Афанасьевича?

- Но ведь и вы четыре года назад уже брались за съемки сериала для канала НТВ.

- Обошлось без мистики. Работа сорвалась из-за вовремя не урегулированного вопроса с авторскими правами. Вот, собственно, и все. Сомневаюсь, будто Воланд причастен к тому событию. Хотя, конечно, факт, что с картиной у нас действительно в тот раз ничего не вышло. Но теперь былые просчеты в финансовых и юридических вопросах устранены, и я могу спокойно заниматься делом. Более того, стараюсь даже использовать наработки четырехлетней давности.

- Однако многие актеры из тех, кого планировали снимать в 2000 году, сейчас вежливо отказались от вашего предложения.

- Некоторых я сам не позвал в силу разных причин. Кино — дело живое, в нем ничто не стоит на месте… Хотя иные потери, не скрою, были огорчительны.

- Александр Калягин якобы мотивировал отказ от роли Берлиоза двумя перенесенными за последние годы инфарктами.

- Эта информация исходит от вас. Могу лишь подтвердить, что Сан Саныча в картине не будет. Но там есть блистательно сыгравший Александр Адабашьян. Потрясающая работа!

- И Олег Янковский больше не Воланд.

- Не сомневаюсь, Олег Басилашвили — достойная альтернатива. Он ироничен, умен, об уровне профессионализма даже не говорю… Всего «отказников» набралось пять или шесть. Особо замечу: сплошь москвичи, столичные артисты. Ни от одного питерского актера слова не прозвучало о мистике и прочей бесовщине!

- Можете прокомментировать?

- Вероятно, мы ближе к Европе. Или климат здесь реалистичнее, ветер с Невы выдувает из головы дурные мысли. Во всяком случае, у нас литературных героев не боятся. Подобные страхи, похоже, сконцентрировались в Белокаменной. Там все крестятся, через плечо оглядываются, ждут проявлений потусторонних сил…

- Вот и Евгений Миронов, с которым вы весьма успешно работали над «Идиотом», не согласился стать Иваном Бездомным в «Мастере» и был замещен Владиславом Галкиным…

- Как я могу отвечать за артиста? У Жени надо спрашивать. Не захотел играть — его право. Александр Домогаров, планировавшийся на роль Степы Лиходеева, тоже вышел из проекта, и я заменил его Панкратовым-Черным. Очевидно, у каждого из артистов свои резоны. Но мне нет смысла сейчас сетовать, вполне доволен актерским ансамблем, сложившимся в итоге. Меня часто обвиняют, что приглашаю звезд, а я отвечаю: беру хороших артистов, в большинстве случаев одно совпадает с другим. Впрочем, кто знал Владимира Толоконникова до роли Шарикова в «Собачьем сердце»? Мария Киселева, олимпийская чемпионка и телеведущая, впервые снялась в «Идиоте». Кому приходило в голову, что она актриса, да еще и талантливая? Словом, нет единого правила, надо смотреть на конкретную ситуацию.

- Вас изрядно пощипали за выбор Лидии Вележевой на роль Настасьи Филипповны в «Идиоте». Не боитесь повторения истории с Маргаритой?

- Уже отвечал: не боюсь ничего. Поверьте, я перепробовал практически всех лучших актрис страны, имевших право претендовать на место Настасьи Филипповны, но предпочел Лиду. Считаю, она сыграла блестяще. Слова, произносимые с экрана, не были для Вележевой чужими, она их пережила, прочувствовала и в итоге справилась с одним из сложнейших образов мировой литературы, за что ей честь и хвала. Уверен: перед нами артистка с большим драматическим даром. И сегодня не сомневаюсь в правильности утверждения Анны Ковальчук, хотя искал подходящую исполнительницу непривычно долго для себя. Обратить внимание на Анну посоветовали художники, работающие со мной на картине. Глянул на Ковальчук в одном из сериалов, мысленно отметил про себя, что девушка красивая… Стал присматриваться повнимательнее, понял, что в Анне есть не только внешняя привлекательность, но и глубина.

Не менее трудно было подобрать актера на роль Мастера. За исключением сцены в сумасшедшем доме, у него нет столь ярких эпизодов, как, скажем, у Маргариты. Герой, по существу, присутствует на экране как страдательная величина. Артист за счет ауры и таланта должен самостоятельно заполнять пробелы, оставленные писателем. Думаю, Мастер — это в какой-то степени авторское альтер эго. Значит, за ним — гражданская война и дальнейшая, весьма непростая жизнь… Рад, что мы нашли Александра Галибина. На мой взгляд, попадание в десятку.

«Соседка по киевской коммуналке принесла журнал с романом.

Я прочитал его за одну ночь»

- Кого-нибудь другого еще пробовали?

- А вам, извините, какое дело? Говорю же: в десятку! Четыре года назад звал господина Меньшикова, но он отказался. Сейчас иные варианты, кроме Галибина, и не рассматривались.

- Вы, Владимир Владимирович, когда-то утверждали, будто бы Достоевский очень драматургичен. А про Булгакова что скажете?

- Повторю те же слова. Сценарий писался легко. В отличие от Льва Николаевича Толстого, чью прозу вряд ли решусь перенести на экран, с Михаилом Афанасьевичем, как и с Федором Михайловичем, особых проблем у меня не возникало. Много диалогов, реплики сопровождаются развернутыми ремарками… Это отличается от, скажем так, размышлений Льва Николаевича о небе Аустерлица. Хотя гениальный Сергей Бондарчук смог сделать из «Войны и мира» блестящий фильм…

- Помните, когда впервые прочитали «Мастера и Маргариту»?

- Сразу после публикации в журнале «Москва». Какой это год был?

- 66-й, если не ошибаюсь.

- Соседка по киевской коммунальной квартире, где я жил в ту пору, принесла откуда-то журнал. Проглотил буквально за ночь. Конечно, и не мечтал, что через десятилетия буду снимать фильм по книге. Тогда мне казалось, что мужчина должен заниматься настоящим делом, строить мосты, например… Я не мог еще внятно объяснить, почему так очарован романом, но с тех пор столько раз его перечитывал, что выучил текст практически на память. Сегодня готов рассуждать, для чего Булгаков в трех произведениях — «Собачьем сердце», «Роковых яйцах», «Мастере и Маргарите» — использует прием отстранения от действительности. Это понятие первым ввел блестящий русский литературовед и писатель Виктор Шкловский. Отстранение позволяет делать события в литературном произведении более яркими и выпуклыми. Зачем нужно было превращать собаку в человека? Чтобы в Шарике-Шарикове глупость советского мироустройства стала еще очевиднее и гротескнее. С той же целью в Москве появился господин Воланд. Его привело именно это, а ничто иное.

- По русской привычке ищу аллюзии, перекличку между экранизацией и днем сегодняшним.

- Зря, тут нет второго дна. Говорил вам, что первый подход к «Мастеру» делал еще четыре года назад. Тогда ситуация в обществе была совершенно иной, какие же здесь могут быть параллели? Более того, после «Идиота» собирался снимать по сценарию Эдварда Радзинского полнометражный фильм о Сталине, но мы отложили проект. По отношению к «Мастеру» допустима единственная аллюзия, соотносящаяся с настоящим: кроме белого и черного, на свете есть и много других цветов.

- Правда? А как же бытующее мнение о засилье серости, о том, что именно эта краска сейчас в ходу?

- Мне так не кажется. Не считаю, будто нас окружает серая действительность. Нет, жизнь по-прежнему не вписывается в одномерные схемы и незамысловатые формулы, она сложнее, интереснее и ярче. Никто не вправе монополизировать истину, а ортодоксальность вредна. Собственно, об этом книга Булгакова, но ее по-прежнему неправильно читают. Кто-то видит только мистику, другие очаровываются балами и полетами на метле, а роман совсем об ином.

- Значит, ваш сериал можно назвать путеводителем по Булгакову?

- Ни в коем случае! Каждый все равно найдет в «Мастере и Маргарите» лишь то, что сумеет или захочет. Я предлагаю собственную версию прочтения великого произведения, снимая об этом кино. Надеюсь, мне удастся быть убедительным.

- Постучим по дереву?

- Бросьте свои московские штучки! Без суеверий обойдемся…

 


594

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров