ПОИСК
Происшествия

Когда сталину предложили обменять арестованного рихарда зорге на японского шпиона, иосиф виссарионович ответил: «не знаю такого человека… »

0:00 6 ноября 2004
Ирина ЛИСНИЧЕНКО «ФАКТЫ»
Ровно 60 лет назад, 7 ноября 1944 года, в токийской тюрьме Сугамо был казнен легендарный советский разведчик

После вынесения приговора токийского суда в сентябре 1943 года Рихард Зорге провел в камере смертников 10 месяцев. Утром 7 ноября 1944 года к нему вошел начальник тюрьмы и безразличным тоном уточнил имя, время и место рождения осужденного. Зорге понял, что пробил его последний час. Конвоиры провели советского шпиона к зданию казни. Посреди пустой камеры без окон стояла виселица, под которой не было ни ступеней, ни табурета. Зорге с петлей на шее успел только выкрикнуть по-русски: «Да здравствует Красная Армия! Да здравствует Советский Союз!», как люк под ним провалился. Сердце приговоренного оказалось на редкость сильным, оно остановилось лишь через восемь минут после казни. Тело иностранца закопали в общей могиле на тюремном кладбище.

Соратником деда Зорге по I Интернационалу был Карл Маркс

Из досье «ФАКТОВ»

Герой Советского Союза Рихард Зорге родился в 1895 году в Баку в семье немецкого нефтяника. В четырехлетнем возрасте вместе с родителями переехал в Германию. В Первую мировую воевал на Восточном фронте, был трижды ранен. Последнее ранение сделало его хромым -- одна нога стала короче на 2,5 сантиметра. Окончил Гамбургский университет (Германия), защитив степень доктора политических наук. В 1919-м принят в ряды Коммунистической партии Германии. Работал в Коминтерне, преподавал, руководил рядом коммунистических изданий. В 1924 году оказался в СССР, принял советское гражданство и вступил в ряды КПСС. Занимался научной работой в Институте марксизма-ленинизма, после чего был завербован шефом советской военной разведки Яном Берзиным. Одним из первых резидентов сообщил в Кремль, что на рассвете 22 июня 1941 года Германия нападет на СССР.

В 1929 году работница московского завода «Точизмеритель» Екатерина Максимова возвращалась из родного Петрозаводска в Москву. В одном купе с ней ехали мужчины, говорившие по-русски с сильным акцентом. И как бы в шутку предложили попутчице давать им уроки языка. Договорились начать занятия дома у Кати. Однажды в ее комнатке появился новый ученик. «Рихард, -- представился он. -- Вы даже не представляете, как я хочу хорошо говорить по-русски. Очень давно соратник моего деда по I Интернационалу тоже мечтал выучить ваш язык». «Кто же это?» -- поинтересовалась учительница и услышала в ответ скромное: «Карл Маркс».

Спустя какое-то время Рихард попросил девушку: «Зови меня Ика, как называла меня мать». И на Катиной этажерке, заставленной томиками Блока, Брюсова, Есенина, появились его любые книги. Молодых людей объединяли литература, музыка и искусство. Но вскоре Зорге пришлось уехать в «научную» командировку в Китай, затем последовал Берлин. Однажды, помогая ему зашивать под подкладку пиджака валюту, Катя заметила: «Ого, какую уйму денег тебе доверяют!» «Дорогая, -- улыбнулся Рихард, -- мне доверяют гораздо больше, чем деньги».

РЕКЛАМА

Они оба не догадывались, что видятся в последний раз. Это было вскоре после их свадьбы в августе 1933 года. Кате оставалось только бережно собирать письма мужа (ее, написанные по указке Рихарда на французском языке, по понятным причинам не сохранились). «Милая моя Катюша, -- писал он. -- Наконец-то мне передали твои письма. Одно очень печальное, видимо, зимнее; другое более радостное -- весеннее. Радуюсь, что у тебя все хорошо. Когда вернусь, мы вместе наверстаем все упущенное в твоей новой квартире. Но пока это лишь мечты… »

О жилье для жены советского разведчика хлопотал сам шеф Управления внешней разведки Красной Армии Семен Урицкий, сменивший на этом посту Яна Берзина. Екатерина Максимова получила прекрасную квартиру в доме МВД на Софийской набережной в Москве. Оба руководителя советской разведки будут репрессированы в 1938 году, а Катю Максимову арестуют в ее квартире в 1942-м, сразу после провала Зорге, боясь, что на его жену выйдет гитлеровская агентура. Незадолго до ареста она отправила Рихарду письмо: «Милый Ика! Так давно не получала от тебя вестей, что потеряла всякую надежду. Мне кажется, вряд ли мы встретимся еще с тобой».

РЕКЛАМА

По некоторым сведениям, жену Зорге допрашивал Берия, а к месту ссылки -- поселку Большая Мурга, что в 120 километрах от Красноярска, -- заключенную сопровождала медсестра. В медзаключении, отправленном матери Кати Максимовой в Петрозаводск, указано, что ее дочь Екатерина Александровна скончалась 3 июля 1943 года в 12 часов дня от интоксикации и химического ожога 2-й степени. В это время ее муж, находясь в далекой токийской тюрьме, еще ожидал решения суда.

Спецоперацию назвали «Рамзай», от Р. З. , то есть сокращенно Рихард Зорге

… С приходом Гитлера к власти в 1933 году Центр отозвал Зорге из Китая. Разведчик предполагал, что могло явиться причиной его внезапного вызова в Москву: обстановка на Дальнем Востоке обострилась до предела, Япония отказалась подписать с СССР пакт о ненападении, становясь наиболее вероятным союзником Третьего рейха. Чутье не обмануло Зорге. При очередной встрече Берзин сказал ему: «Необходимо выяснить, каковы планы Германии и Японии, откуда нам грозит главная опасность. Целью операции «Рамзай» будет защита Советского Союза». «Почему такое странное название? -- поинтересовался Зорге. Шеф разведки объяснил: «Это сокращенно Р. З. от Рихард Зорге».

РЕКЛАМА

Рихарду так хотелось сказать, что он лишь недавно вернулся, что пятилетняя работа в Китае его окончательно измучила, в конце концов он на днях женился. Неужели человек не имеет права на личное счастье и спокойную работу? Но разведчик промолчал. Получив аккредитации немецких газет, в первую очередь «Франкфуртер цайтунг», для работы в Японии, корреспондент Зорге сошел на японский берег с трапа «Куин Элизабет». Известный океанский лайнер прибыл из США.

Журналист поселился в дорогом токийском отеле «Тэйкоку» для европейцев и американцев и согласно правилам регистрации иностранцев прошел унизительную процедуру снятия отпечатков пальцев. При полицейском режиме Японии существовала тотальная слежка за населением. Здесь считались нормой тайные доносы, наблюдение жителей друг за другом и круговая порука. И вот при таких условиях группа «Рамзай» эффективно действовала на протяжении восьми лет.

Зорге со свойственным ему остроумием решил в качестве ключа для шифра применять статистические ежегодники рейха, позволявшие варьировать шифр до бесконечности. Его не могли расшифровать ни западные, ни японские дешифровальщики. Кроме того, для передачи информации в Центр использовались микропленки. Снимки военных объектов и образцов вооружений уменьшались до размеров точки, которую затем приклеивали в конце предложения самого обычного текста.

Содержание группы Рамзая, состоящей из 25 человек и действующей в самом дорогом городе мира, обходилось советской разведке в весьма незначительную сумму -- 40 тысяч долларов. Лидеры организации жили преимущественно на доходы от своей легальной деятельности. Рихард Зорге и японец Ходзуми Одзаки были не только талантливыми журналистами, но и крупными социологами, востоковедами, авторами ряда аналитических работ. Представитель французского телеграфного агентства Галас югослав Бранко Вукелич зарабатывал как профессиональный фотограф. Японский художник-искусствовед Етоку Мияги жил от продажи своих гравюр, как и радист Макс Клаузен, создавший для прикрытия прибыльную фотофирму. Все они были преданы общему делу и рисковали жизнью не ради денег и наград. Руководитель американской разведки генерал Макартур был поражен суммой, которую тратил на себя Зорге. «Мой водитель в США получает больше», -- констатировал американец.

Между прочим, находясь в 1942 году в тюрьме и отвечая на вопросы следователя, журналист Одзаки написал 33 страницы «показаний». В них японский аналитик обосновал три тезиса: победу Советского Союза над фашизмом (и, как результат, перегруппировку сил в Европе), распад колониальных владений в мире, а также победу коммунистов в Китае.

Гагарина еле-еле уговорили не возлагать венок на могилу советского разведчика в Токио

В мае 1940 года, за пять месяцев до утверждения Гитлером «Плана «Барбаросса», Зорге передал в Центр шифрограмму о подготовке фашистской агрессии. А через год он сообщил точную дату и время вторжения: на рассвете 22 июня 150 немецких дивизий атакуют границы СССР. Но Сталин воспринял эти сообщения как паникерские. Еще в 1936 году вождь написал на сводке донесений Зорге: «По-моему, это дезинформация, исходящая из германских кругов» -- и длительное время считал разведчика двойным агентом. Но жизнь вскоре подтвердила правоту Рамзая. Теперь, после начала войны, его сообщения немедленно шли в ход.

Осенью 1941 года Зорге сообщил, что Япония не вступит в войну против СССР, а будет воевать с США на Тихом океане. Эта информация сыграла немалую, если не главную роль в принятии Сталиным решения перебросить свежие, хорошо обученные дивизии с Дальнего Востока на Запад. Эти сибирские дивизии помогли выиграть битву под Москвой.

До сих пор остаются неясными все обстоятельства провала группы Зорге. Некоторые исследователи склоняются к версии предательства. Хотя Сталин мог прийти на выручку советскому резиденту, попавшему в руки японской разведки. Ведь, говоря о Рамзае, вождь заявлял, что СССР располагал в Токио агентом, чьи действия по эффективности сопоставимы с корпусом или армией. Тем не менее это не помешало Центру бросить группу Зорге на произвол судьбы, а когда появилась возможность обмена Рамзая на японского военнопленного, Иосиф Виссарионович якобы, попыхивая трубкой, бросил: «Не знаю такого человека… » И правда, зачем вождю живой свидетель его прокола с нападением Германии?

В японской тюрьме Зорге находился более трех лет. Стараясь тянуть время, первый месяц вообще ничего не говорил, но внимательно выслушивал следователей, чтобы выяснить объем известной им информации. Начались пытки. На все изуверства Зорге отвечал холодной улыбкой. Он немало времени потратил на изучение японских пыток и подготовился к ним. Но когда молчать было уже бесполезно, разведчик решил написать свои показания. В «Записках» Рихард Зорге пытался снять обвинение со своих товарищей и показать, что они не были шпионами, а выступали борцами за мир, предотвращение войны между СССР и Японией. Он не выдал ни одного секрета.

Первой после 1945 года стала разыскивать Зорге… его гражданская жена Исии Ханако. Через четыре года она вместе с двумя подругами раскопала указанную властями братскую могилу на краю тюремного кладбища. Своего мужа женщина опознала по пряжке на поясе и золотым коронкам, кольцо из которых Исии носила до конца дней. Останки разведчика кремировали, а урну с прахом установили в токийском парке-кладбище Тама.

Юрий Гагарин, находившийся с визитом в Японии в 1962 году и узнавший от принимающей стороны об огромном вкладе Рихарда Зорге в победу, попросил: «Закажите за мои 50 долларов венок с надписью: «Первому разведчику Рихарду Зорге от космонавта Ю. А. Гагарина». И добавил: «Надо немедленно его возложить». Тогда советские дипломаты посчитали такой поступок неуместным и стали отговаривать космонавта. На что Гагарин выпалил: «Вы все трусы! И посол тоже! Вот вернусь в Москву и доложу Никите Сергеевичу, каких дипломатов он держит в Токио».

Как знать, может, информация космонавта N 1 о Рихарде Зорге стала поводом для Хрущева заинтересоваться личностью великого разведчика. Во всяком случае, только через 20 лет после казни Зорге советские люди узнали о его подвиге из правительственных сообщений 1964 года, когда разведчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

 


480

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров