ПОИСК
Происшествия

«о том, что юрий гагарин ехал к стартовой площадке на нашем лазе, мы узнали, посмотрев телерепортаж о первом полете человека в космос»

0:00 15 апреля 2004
Автобусы для перевозки космонавтов собирались во Львове. Их было всего три, и последняя машина до сих пор служит на Байконуре

Кадры телевизионной хроники о подготовке и полетах первых космонавтов вошли в мировую историю. Занял в них свое скромное место и львовский автобус, на котором Юрий Гагарин и другие советские космонавты выезжали к стартовым площадкам. Вокруг истории его создания было много домыслов, но все оказалось гораздо прозаичнее…

Космонавтам, пребывающим в невесомости, пыль доставляла большие неприятности

-- Где-то за полгода до полета Юрия Гагарина в космос на Львовский автобусный завод приехала делегация из Москвы, -- рассказывает бывший начальник сборочного цеха этого знаменитого предприятия, а затем его директор Александр Следь. -- «Вы должны сделать автобус для космонавтов», -- говорят. Несколько растерявшись, я спросил: «А какой?» Они отвечают: «Да мы сами не знаем. Вот приехали с вами посоветоваться. Будем делать вместе, на ходу все продумывая». Часть гостей была с космодрома Байконур, а другая, как положено в то время, представители КГБ. И хотя речь шла о государственном заказе, подписок о неразглашении с нас никто не брал. Правда, рабочих попросили не распространяться о том, чем они заняты.

Тогда завод выпускал от 20 до 40 машин в день. Вот одну из них -- кузов модели ЛАЗ-695Б -- мы и сняли с конвейера. Ходовая часть была стандартная, но все тщательно проверяли по несколько раз. Сделали высококачественное антикоррозийное покрытие. Специальное кресло для космонавта проектировали и конструировали тоже у нас. Оно получилось огромным, поскольку было рассчитано на «пассажира» в скафандре. Из-под кресла в скафандр шел специальный поддув. Установили сиденья для врачей и сопровождавших космонавта специалистов. Естественно, в автобусе были радио, телефон, вентиляторы, кондиционеры, аппаратура для видеосъемки. Особое внимание уделили дополнительной герметичности салона и пылесосам. Георгий Береговой рассказывал мне, что космонавтам, пребывающим в невесомости, пыль доставляет большие неприятности. Попадет в глаз -- и человек теряет ориентацию, не говоря уже о болезненных ощущениях. К тому же пыль огнеопасная. Поэтому в последующих «космических» автобусах еще большее внимание уделялось пылесосам, которые обрабатывали космонавта перед тем, как он входил на борт корабля. Москвичи «упаковали» автобус медицинской и другой специальной аппаратурой. Принимать машину приехала государственная комиссия. Ее члены буквально все «обнюхали» и остались довольны.

Вместе с ЛАЗом на Байконур отправился водитель-испытатель Степан Борим. Он досконально знал все узлы и мог запросто устранить любую поломку. Кстати, в 1967 году в Ницце Степан на нашем ЛАЗе в автобусном ралли одержал победу.

РЕКЛАМА

О том, что на автобусе, сделанном нашими руками, ехал Юрий Гагарин, мы узнали только тогда, когда посмотрели телевизионный репортаж с Байконура о первом полете человека в космос. Все бросились обзванивать друг друга: «Ты видел! Ты слышал!» Помню, я стоял возле механического цеха, когда вижу: бежит один рабочий и кричит, как болельщик на стадионе: «В космос полетели на нашем автобусе!» Не помню, правда, дали нам тогда какую-то премию или нет.

Американцы признали качественную работу львовских автобусостроителей

Первый автобус долго служил на космодроме, -- продолжает Александр Следь. -- Меняли его, если не ошибаюсь, только два раза. Первый раз это произошло, когда погиб Владимир Комаров. Космонавты, как и моряки, люди суеверные. Они не любят понедельник и 13 число. Тогда они и попросили новый автобус. А еще одну машину сделали, когда планировался совместный американско-советский проект «Союз--Аполлон». Но тогда при заводе уже был создан научно-исследовательский институт автобусостроения. Новую машину собрали на базе предыдущих моделей. Поставили двойные стекла, обеспечив идеальную герметичность. Космонавт сначала заходил в первый отсек, где с него снимали всю пыль, и только потом во второй, где обеспечивалась хирургическая стерильность. Нашу машину отправляли на Байконур со Стрия. Мы загрузили автобус в транспортный самолет. Но как только он набрал высоту, в автобусе все стекла от давления лопнули. Такая отличная герметичность салона была! Пришлось нам по новой стеклить. Американцы смотрели на автобус вначале скептически, но потом признали качественную работу львовских автобусостроителей. Кстати, эта машина до сих пор служит на Байконуре!

РЕКЛАМА

А самый первый «космический» автобус я случайно нашел в Москве в 1984 году. Будучи директором НИИ автобусостроения, я по служебным делам поехал в Москву. Во дворе одного из научно-исследовательских институтов машиностроения увидел полуразваленный разворованный ЛАЗ. Подойдя поближе, чуть не заплакал. Это была машина, которую мы собирали перед полетом Юрия Гагарина. Каким образом этот автобус оказался в Москве, так и не удалось узнать. С разрешения московского коллеги забрал машину с собой. Во Львове мы укомплектовали автобус, покрасили. Восстановили буквально все: медицинскую аппаратуру, поддув, баллоны, кресло. К сожалению, после того как я ушел с должности директора НИИ, приехал высокий чиновник из Москвы и забрал автобус. Где он сейчас, неизвестно. Возможно, еще колесит где-то по дорогам России. Уж очень качественно мы его сделали…

Добротность и надежность львовских автобусов отмечали и космонавты. В семейном архиве Александра Следя, 20 лет руководившего Львовским автобусным заводом, десятки фотографий с дарственными надписями космонавтов, грамоты от начальника Центра подготовки космонавтов им. Гагарина Берегового, правительственные награды.

РЕКЛАМА

Материал подготовлен при содействии пресс-службы Львовского автобусного завода.

 


422

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров