Скульптор памятника валерию лобановскому слушал в институте его лекции, а архитектор в студенческие годы подавал динамовцам на тренировках мячи
Четырехметровый архитектурный ансамбль работы скульптора Владимира Филатова и архитектора Василия Климика уже установлен во дворике киевского стадиона «Динамо», носящего теперь имя Лобановского. Известный тренер запечатлен в бронзе, в том образе, что так дорог миллионам болельщиков, — сидящим на тренерской скамейке. На ней выбиты слова из посвященной Лобановскому песни поэта Юрия Рыбчинского «Подсолнух»: «Ты сидишь на скамейке, а рядом бушуют трибуны, ты сидишь на скамейке, а мы вспоминаем ЛЮБЯ». Постамент же исполнен в виде футбольного мяча. Еще одна символичная деталь скульптуры — часы на руке мэтра: они навечно зафиксировали то время, когда перестало биться его сердце
Макет памятника несколько раз падал, что считается хорошей приметой
- 14 мая прошлого года мне позвонили из футбольного клуба «Динамо» и предложили принять участие в конкурсе по созданию памятника, — вспоминает главный скульптор проекта мемориального комплекса Владимир Филатов. — До трагического дня 13 мая 2002 года я занимался разработкой эскизов Аллеи звезд киевского «Динамо». Понадобилось более десяти месяцев для того, чтобы идея по созданию мемориально-скульптурной композиции на стадионе «Динамо» в честь Валерия Васильевича Лобановского воплотилась в жизнь. Как видите, уже практически завершены все отделочные работы, и скульптура скоро будет готова предстать перед взорами всех почитателей великого футбольного тренера. В молодости я сам занимался спортом, даже закончил институт физкультуры. Играл за сборную области по волейболу. Будучи студентом, слушал лекции Валерия Васильевича по теории и основам физической тренировки, которую он тогда разрабатывал. Это было в 1976-м, спустя год после громких побед динамовцев над «Баварией». Для меня Лобановский — идеал классного игрока и думающего тренера. Спорт и искусство имеют много общего, везде важен результат. Спорт, его драматические коллизии — это моя тема. Созданию образа предшествовало глубокое изучение темы — я прочел все, что написал Лобановский, изучил его интервью.
В закрытом конкурсе принимали участие 15 человек. При создании проекта памятника я постарался учесть все пожелания игроков, руководителей клуба. И особенно вдовы Лобановского — Аделаиды Панкратьевны. Она подсказала нам, каким ей видится образ Валерия Васильевича. Ведь самым сложным было выбрать наиболее яркий и интенсивный период тренерской биографии мэтра, чтобы в камне воплотить всю мощь его тренерского духа и неуемной созидательной энергии. От этого во многом зависел весь успех проекта.
Аделаида Панкратьевна показала нам с Игорем Михайловичем Суркисом фотографии Валерия Васильевича 80-х годов. «Мне кажется, это приемлемый возраст», — сказала вдова Лобановского. Так вот, после бесед с Аделаидой Панкратьевной, и был выбран период тренерской деятельности, когда Лобановскому было 45--50 лет.
Работу над созданием скульптуры Лобановского начали с формирования фигуры, потом поняли, что нужно делать скульптуру в полный рост, а не полуфигуру или бюст, причем внешность должна отобразить самый характерный период творчества тренера.
Лобановский был человеком с одной стороны общительным, а с другой — очень сдержанным, требовательным к себе, несколько, так сказать, монашеского типа. С самого начала я попал в точку. И тема была выбрана верно, и эскиз получился хорошим. Лобановский на скамейке и фрагмент мяча как плинт — этот образ будущего комплекса возник сразу, если честно, ночью приснился. Хотелось отразить в скульптуре характерное покачивание знаменитого тренера, его привычный жест — покручивание обручального кольца на пальце. Лобановский всегда сидел на краю скамейки, и этот момент напряжения в его фигуре мне удалось передать — он не упирается ботинками в землю, а как бы приподнимается в ожидании чуда. И, наконец, часы швейцарской фирмы на его руке. Стрелка их навсегда застыла на 20. 35 — времени, когда перестало биться сердце Лобановского
Утверждение первоначального макета изголовья памятника происходило дома у Лобановских. Были приглашены его дочка, сестра, родственники. Я принес маленький макет, выполненный из пластилина. Волновался очень! Идея была принята Аделаидой Панкратьевной сразу.
Кстати, переходная метровая модель трижды падала. Непросто было «усадить» ее. Но для нас, скульпторов, это добрый знак. Начальный эскиз не утвердили. Но со второй попытки на совете учредителей футбольного клуба «Динамо» эскиз был одобрен. Потом перебирали варианты привязок — шесть проектов забраковали. Долго определялись с высотой скульптуры. Масштаб работы определило выбранное архитектором место. В результате выполнили скульптуру высотой в два с половиной метра. Вместе с футбольным мячом — четыре метра.
В творческом процессе принимали участие девять человек. Особенно хочу отметить своего помощника, ассистента по скульптуре, портретиста Олега Черно-Иванова. Всего же над созданием комплекса трудилось около семидесяти человек.
Постамент в виде половины футбольного мяча выдержит даже танк
- Скульптурная композиция выглядит изящной, легкой. А между тем наверху, на мяче, может стоять танк, — рассказал «ФАКТАМ» главный архитектор проекта Василий Климик. — Когда на постамент в виде половины футбольного мяча грузили бронзовую скульптуру весом три с половиной тонны, многие волновались: вдруг мяч деформируется, швы пойдут? Ничего даже не шелохнулось! Запас прочности композиции очень большой. Пандус сделан из нержавеющей стали. Болельщики могут подняться по круговой лестнице, сфотографироваться наверху. Мы сознательно сделали эспланаду узкой, чтобы не создавать поток. По ней могут пройти один-два человека. Вообще, это особое место, трепетное. Лобановский дошел до вершин футбольного мастерства. Спиралевидная лестница символизирует тернистый путь Мастера. Хочется, чтобы это место стало для молодежи любимым. Лобановского я обожал всю жизнь. В студенческие годы моим главным увлечением была звездная команда «Динамо». Блохин, Мунтян, Веремеев, Буряк!.. Мне кажется, больше такой команды и не будет. Я учился в Киевском инженерно-строительном институте, динамовцы иногда тренировались на нашем стадионе. Мы, студенты, непременно присутствовали на тренировках своей любимой команды, ходили вокруг поля, мячи подавали.
Футбол я люблю, но вот как воплотить эту тему в скульптуре?.. До меня над проектом архитектурной привязки трудились несколько человек. Мы с Владимиром Филатовым работаем в одной творческой мастерской. Меня заинтересовала его версия по созданию современного проекта с использованием новшеств — сделать не традиционный постамент и скульптуру, а медиапроект — с использованием современных материалов, видеоустановки. При создании композиции были использованы акрил, бронза, гранит и нержавеющий металл. Все эти материалы исключительно отечественного производства. Вес всей скульптурной композиции около пяти тонн.
Главной задачей на первом этапе разработки проекта стал выбор места установки памятника. Рассматривались разные варианты, например, возле чаши стадиона. Но там ведь стоят машины, да и народ, идущий на матч, проскакивал бы мимо. Все точки казались неудачными. Надо было подобрать место с одной стороны людное, доступное, а с другой — спокойное и тихое.
Мы приехали с Владимиром Филатовым на стадион зимой. Походили-походили, и я как-то сразу понял, что именно на этом месте, где теперь и установлен памятник, стоит начать работу. Еще подумал, что при создании ансамбля следовало бы использовать какие-то спирали, круги. Хотелось не просто вписаться в ландшафт, оформить площадь вокруг сферы мяча, а как бы воплотить идею Планеты Лобановского. Правда, по проекту территория комплекса должна была быть больше. Но вокруг растут березки, и мы решили сохранить их.
Расширили площадь перед комплексом, возле памятника поставили скамеечки. По спиралевидной лестнице, установленной на легких конструкциях из нержавеющей стали, можно подняться, сфотографироваться. Для этого увеличили радиус мяча до двух метров. Соблюдены все пропорции футбольного мяча, все расшивки.
Продумали внешнюю и внутреннюю подсветки. Внутри мяча сделана люминесцентная подсветка, мягкая, матовая. Вечером скульптуру будет освещать прожектор. Старые бетонные фонари заменили на новые светильники из материала под бронзу. Обновили территорию за входом на стадион, сделав маленький парк с дорожками. Вокруг памятника — дубовые скамейки.
Проект в техническом отношении уникальный. Будет функционировать система по обеспечению температурного режима для нормальной работы плазменного телевизионного монитора на жидких кристаллах. Предусмотрена огнезащита, вентиляция, кондиционирование, отопление. Ведь система видеоустановки требует особых условий. Плазменный экран, установленный внутри мяча, выдерживает в летнее время не больше 25 градусов, а зимой — не ниже плюс пяти. Поэтому внутри стоит калорифер и кондиционер. Через прозрачный пластик будет показываться видеоряд о Лобановском, известных футболистах.
P. S. Официальное открытие памятника состоится 11 мая в 18. 00 (транслировать это событие будет Первый национальный канал в 22. 00).
376Читайте нас в Facebook