ПОИСК
Происшествия

Когда на вечере в доме кино объявили, что мария капнист умерла, у ее знакомой прямо в зале… Треснуло серебряное колечко, однажды приглянувшееся знаменитой актрисе

0:00 25 октября 2003
Ирина ЛИСНИЧЕНКО «ФАКТЫ»
Ровно 10 лет назад, 25 октября 1993 года, ушла из жизни Мария Капнист, сыгравшая графиню в «Бронзовой птице» и колдунью Наину в «Руслане и Людмиле»

Отбыв более 20 лет в сталинских лагерях, Мария Капнист поменяла балтийский климат родного Петербурга на теплый киевский, нашла работу на киностудии имени Довженко. Интервью давать не любила: вопросы журналистов напоминали ей допросы следователей. Но с корреспонденткой газеты «На екранах України» 80-х годов Людмилой Кочевской встречалась неоднократно, о чем Людмила Андреевна и рассказала «ФАКТАМ».

Из досье «ФАКТОВ»

В революцию отец Марии Ростиславовны граф Капнист был расстрелян большевиками в родовом имении в Судаке. Мать умерла позже. После убийства в Ленинграде в 1934 году секретаря ЦК ВКП(б) Сергея Мироновича Кирова ленинградская семья Капнист пострадала из-за своего дворянского происхождения. Марию, в свои 23 года мечтавшую об артистической карьере, арестовали в 1937-м по обвинению в шпионаже. Один из ее старших братьев, спасаясь от репрессий, изменил фамилию. Старшая сестра Елизавета умерла, не выдержав обрушившихся на семью несчастий.

После смерти Сталина Марию Капнист полностью реабилитировали в связи с отсутствием состава преступления.

РЕКЛАМА

«Мария Ростиславовна никогда не расставалась со своей фамильной иконкой»

-- Впервые я увидела Марию Капнист, -- вспоминает член Национального союза журналистов Украины Людмила Кочевская, -- в съемочном павильоне киевской киностудии. Бросилась к ней: «Мария Ростиславовна! Очень хочу с вами поговорить!» -- «Ой, деточка, -- она всех деточками называла, -- пожалуйста, но сейчас мне некогда». И мы обменялись номерами телефонов.

Как-то я засиделась дома допоздна, перебирая свои журналистские записи, и вдруг неожиданно зазвонил телефон. Сняла трубку. И услышала приятный женский голос: «Вы знаете, я из породы сов -- Мария Ростиславовна Капнист. Среди бумаг обнаружила этот номер телефона и решила позвонить». Я безумно обрадовалась звонку, с которого, по сути, и началась наша дружба.

РЕКЛАМА

По мере своих возможностей я старалась помогать Марии Ростиславовне: могла сходить за покупками, отправить телеграмму или денежный перевод, заплатить за квартиру. Она всегда говорила: «Не люблю деньги -- они от меня постоянно убегают!» Могла их дома где-то положить и только через год найти.

-- Будучи таким рассеянным человеком Мария Капнист, видимо, пунктуальностью не отличалась.

РЕКЛАМА

-- Мария Ростиславовна постоянно опаздывала -- на свои творческие вечера, встречи, на поезд. Но что самое удивительное: поезда как будто ее ждали. Не было случая, чтобы Мария Капнист не уехала. Обычно мы провожали ее шумной компанией: помогали упаковывать чемодан, спешили вместе на трамвай или ловили такси, чтобы с улицы Кавказской успеть на вокзал. Вбегали на платформу и с удивлением обнаруживали почему-то не отправившийся вовремя состав. В последнюю минуту Мария Ростиславовна вскакивала в тамбур и кричала поезду «Эге-ей!»

Как глубоко верующий человек, Мария Капнист не расставалась со своей фамильной иконкой Козельщанской Божьей Матери. Она рассказывала мне, как икона исцелила одну из представительниц многочисленного рода Капнистов. Это произошло еще в конце XIX века. Дочь одного из братьев, Ивана Капниста -- предводителя полтавского дворянства, училась в Институте благородных девиц в Полтаве. Из-за осложнившейся болезни ног девушка вынуждена была оставить учебу. Ни лекари, ни поездки на воды больной не помогали, и она была прикована к постели.

Когда московский губернатор выписал из Парижа для лечения своей дочери знаменитого врача Жака Шарко, Иван Капнист отправил из Москвы в Полтаву жене и дочери телеграмму: «Приезжайте, может, французский невропатолог поможет». Готовясь к поездке, девушка с жаром молилась иконе Божьей Матери, находившейся дома. И вдруг почувствовала, что… может ходить. Прибежавшая на радостный крик мать увидела дочь стоящей возле кровати. После перенесенного шока девушка проспала целые сутки.

Приехав в Москву, мать с дочкой остановились в «Лоскутной» гостинице на Манежной площади. Перед пришедшими в номер докторами -- французом Шарко, профессором Склифосовским и другими медицинскими светилами -- предстала абсолютно здоровая пациентка. Ознакомившись с историей ее болезни и назначаемым лечением, знаменитости в один голос заявили: «Если бы от кого-то услышали о подобном исцелении, никогда не поверили бы… »

И вот спустя много-много лет Мария Капнист, приехавшая к дочери Радиславе в Харьков, обнаружила, что забыла в купе поезда саквояж со своей фамильной иконкой. Следующие два дня Мария Ростиславовна провела в Благовещенском соборе за молитвой о ее возвращении. Когда поезд, проследовав из Харькова в Киев, вернулся обратно, знакомые Марии Капнист пришли к поезду и обнаружили багаж на том же месте, где она его забыла. Дочь Рада принесла саквояж в церковь и незаметно поставила рядом с молившейся матерью. Мария Ростиславовна, заметив отыскавшуюся пропажу, всплеснула руками и воскликнула: «Вот Боженька и вернул мне иконку!»

«Увидев лицо женщины, юноша прошептал: «У-у, ведьма!»

-- Кажется, с чувством юмора у графини было тоже все в порядке…

-- Мария Ростиславовна любила экстравагантные выдумки, -- говорит Людмила Андреевна. -- Как-то, возвращаясь к себе домой, она услышала оброненное кумушками, сидящими у парадного: «О, ведьма пошла!» И решила их разыграть. Зашла домой, связала свои скатерти-простыни в длинную веревку и спустилась по ней вниз с третьего этажа. Обойдя дом, как ни в чем не бывало прошла мимо соседок. Они, как сейчас говорят, выпали в осадок: только что «ведьма» зашла в дом, а через несколько минут, не выходя из парадного, появилась снова.

Но Мария Капнист могла, кстати, и над собой посмеяться. Отдыхая на море, она всегда совершала вечерние заплывы. Однажды на глубине к ней подплыл какой-то парень. Мария Ростиславовна любила разговаривать таким то-о-неньким голосочком. И вот, плавая, она все старалась, чтобы лунный свет не освещал ее лицо. Словом, когда приглашения на свидания Марии Ростиславовне надоели, она поплыла к берегу. Парень -- за ней. Встав на мели, женщина обернулась к юноше. Увидев ее лицо, тот смог только прошептать: «У-у, ведьма» -- и упал в воду. Графиня подняла его за шкирки (у нее были очень сильные руки -- Мария Ростиславовна хорошо владела искусством массажа) и сказала: «Молодой человек, никогда не назначайте свидание, не глядя женщине в лицо!»

-- Можно сказать, что роли таинственных графинь, например, в «Бронзовой птице», выпадали Марии Капнист не случайно?

-- Действительно, Мария Ростиславовна обладала каким-то особым магнетизмом. Например, в фильме «Шанс» Капнист играла старую графиню, которая несколько раз омолаживалась элексиром молодости. По замыслу режиссера, актрисе следовало немного поправиться. Съемки проводились под Калугой. В одном из поселков нашли козу и договорились с хозяйкой брать молоко. Но женщина проклинала козу на чем свет стоит: буквально с боем приходилось ее доить.

У Марии Ростиславовны был свой подход к животному. Она приносила козе печенье, гладила, целовала ее -- и та прекрасно давала ей около двух литров молока. От него Мария Ростиславовна посвежела прямо на глазах. Когда съемки закончились, графиня перестала ходить к своей козочке. Вдруг прибегает ее хозяйка: «Где там ваша артистка? Пусть подоит мне козу, потому что она опять молока не дает!»

«Графиня не разрешала мне садиться в такси, пока не посмотрит на водителя»

-- Любовь к животным -- прекрасная черта. А как популярная актриса относилась к людям?

-- Людей Мария Ростиславовна очень любила, -- продолжает Людмила Андреевна. -- И отлично в них разбиралась. Частенько я засиживалась у нее дома допоздна, поэтому приходилось ехать домой на такси. Мария Ростиславовна не разрешала садиться в машину до тех пор, пока она не посмотрит на водителя. Иногда пропустит две-три машины, а потом говорит: «Садись!» В одну из таких поездок мне попался водитель, который всю дорогу с восхищением расспрашивал о Марии Капнист: «Вы ее знаете? Какая она в жизни?» Так и проойкал всю дорогу, не взяв за проезд ни копейки.

Как-то Мария Ростиславовна поскользнулась и покатилась вниз по своей крутой улице. Приехавшая «скорая» отвезла ее в травматологию больницы на бульваре Дружбы народов. Это случилось как раз перед Новым годом. Поэтому когда мы пришли навестить Марию Ростиславовну, решили поднять больным настроение. Она написала на отдельных бумажках пожелания, перемешала их в моем берете, и мы пошли по палатам. Хорошо помню, как молодой парень с переломом обеих ног вытянул предсказание: «Скоро вы будете танцевать» -- и был безумно счастлив. Другим больным тоже достались обнадеживающие записочки.

Помню, Мария Капнист мало кому давала интервью, а молодой журналистке из «Кинокурьера» сказала: «Вам дам». Сразу почувствовала к девушке особую симпатию. Позже с колечком этой журналистки произошел удивительный случай.

Увидев ее простенький серебряный перстенек, Мария Ростиславовна сказала: «Я бы так хотела, чтобы он стал моим». Но девушка не смогла подарить памятное для нее колечко. Как-то журналистка на очередном мероприятии в Доме кино по привычке крутила его вокруг пальца и в какой-то момент ей показалось, что кольцо стало свободным. Когда кто-то вышел на сцену и сообщил, что Марии Капнист не стало, оказалось, что перстень… треснул пополам!

По завещанию Марии Ростиславовны ее похоронили в родовом поместье прапрадеда Василия Капниста, русского поэта и драматурга. Пока на студийных автобусах мы доехали до села Большая Обуховка Миргородского района Полтавской области, солнце начало клониться к горизонту -- время для захоронения предельное. И вдруг обнаружилось, что… не на чем опускать гроб в могилу. Невольно подумалось: Мария Ростиславовна не хочет от нас уходить. Пока бегали за рушниками, солнце как будто остановилось. Как и все поезда, которые часто ожидали Марию Капнист. В свете луны над свежим холмиком односельчане зажгли поминальные свечи, и мне вспомнились строки Василия Капниста: «Всхожу на холм -- луна златая на легком облаке всплыла».

На обратном пути уже за Обуховкой вдруг поднялась настоящая метелица. Как в гоголевских «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Ветер со снегом залетал в окна автобуса, и казалось, что так необычно прощается с нами Мария Капнист.

1702

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров