«территории, где находятся полезные ископаемые, должны развиваться и использоваться рационально. В какой-то мере это вопрос государственной безопасности»
Многие проблемы, связанные с разведкой, освоением месторождений, промышленной добычей полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа, должно было решить принятое недавно постановление Кабмина, регулирующее порядок выдачи специальных разрешений на использование недр. Однако, как утверждают специалисты, и этому документу не удалось усовершенствовать все механизмы деятельности в сфере использования недр, а некоторые изложенные в постановлении требования пока что не выполняются на практике, что усложняет добычу нефти и газа.
Система предоставления спецразрешений в Украине не совсем отвечает мировым стандартам
-- Специальное разрешение -- один из эффективных методов государственного регулирования использования недр, -- убежден заместитель начальника департамента по добыче газа и нефти Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» Леонид Середницкий. -- Такой метод применяется практически во всех нефтедобывающих странах много лет, и время подтвердило его необходимость для нашей страны, ведь территории, где находятся полезные ископаемые, должны развиваться и использоваться рационально.
В какой-то мере это вопрос государственной безопасности. Специальное разрешение, которое выдает специально уполномоченный орган государственной исполнительной власти, предоставляет право выполнять только строго определенные работы на обозначенном участке недр.
-- И без такого документа нельзя начать добычу полезных ископаемых?
-- И не только добычу! Нельзя даже приступить к геологическому изучению недр, разведке, разработке месторождений.
-- Так в чем же тогда проблема, если все подобные моменты отрегулированы постановлением?
-- К сожалению, по разным причинам -- объективным и субъективным -- происходят те или иные нарушения, ведь система предоставления спецразрешений в Украине не совсем отвечает мировым стандартам. И нет необходимости сегодня изобретать велосипед, выдумывая что-то новое, достаточно взять на вооружение успешную практику других стран.
А что происходит у нас? Сегодня не государство решает вопросы, какие участки разрабатывать или разведывать, а недроиспользователи. Выбрав себе наиболее подходящие территории, они, договорившись, кто и где станет работать, подают заявки на конкурс. Тогда и объявляется конкурс, хотя все уже заранее решено. А в других странах все наоборот: государство, исходя прежде всего из своих интересов, определяет несколько участков и объявляет затем конкурс, выдвигая претендентам еще и условия выполнения работ -- то есть попросту происходит аукцион. Благодаря этому рационально используется вся территория недр, особенно те участки, которые необходимы государству, а не только те, в которых заинтересованы компании.
Приостановка добычи нефти и газа -- очень сложный процесс, да и убытки от этого колоссальные
-- Говорят, нередко претенденты получают разрешения, «бронируя» тем самым территорию и годами ничего не делают
-- Такие случаи у нас не редкость. Ведь, получив разрешение, заявитель не отягощен особыми требованиями. За рубежом существует практика подписания контрактов, где четко оговаривают обязательные условия. И если ты вовремя не начал работы на участке, будь добр, отдай его другому. Бывает, что и более строгие санкции применяют.
В нашем законодательстве также предусмотрены лицензионные соглашения как обязательное дополнение к спецразрешениям. Но пока что подобная практика широко не распространена и лицензионных договоров практически нет.
Поэтому, получив без жестких обязательств разрешение на огромные территории с полезными ископаемыми, некоторые компании не спешат начинать разработку или же работают сразу на нескольких участках. И государству пользы никакой, и месторождения не развиваются. Более того, им наносится порой непоправимый вред.
-- Лицензионные договора позволят предотвращать такие случаи?
-- Если будут четко указаны требования к использованию недр и налажен жесткий контроль за их соблюдением. Тогда не будет такого, когда вместо пяти лет месторождения разведывают все двадцать, но не пускают туда тех, у кого есть финансовые возможности выполнить работы гораздо быстрее. Кроме того, в прямом подчинении государственного органа, выдающего спецразрешения, не должно быть хозяйственных структур, занимающихся использованием недр. Тогда не будет преимуществ для своих.
Другая проблема -- результаты конкурсов должен подводить Межведомственный совет. Однако он пока регулярно не собирается, к тому же нет и Положения о работе совета. Еще одна серьезная проблема -- продление спецразрешений. Согласно постановлению правительства, государственный орган должен в течение 30 дней принять решение. Но это условие сейчас не всегда выполняется. Приостановка же добычи нефти и газа -- очень сложный процесс, да и убытки от этого колоссальные. А добавьте к этому немалые налоги и значительную рентную плату (плата за пользование недрами). Сегодня компания платит одинаковую ренту за разные месторождения -- как старые, где добыча небольшая, так и новые, где скважины «работают» более эффективно. Естественно, необходимо вводить дифференцированную рентную плату, зависящую от условий добычи. Тогда компании могли бы больше разведывать месторождений, увеличивать добычу нефти и газа. А иначе им придется повышать цену.
-- Если решить отмеченные проблемы, кто от этого выиграет?
-- Прежде всего, государство. Существенно сократится срок разведки месторождений, а значит, их быстрее введут в промышленную разработку, не причинив им непоправимого вреда. А чем быстрее развивается месторождение, тем больше экономическая выгода.
340Читайте нас в Facebook