ПОИСК
Политика

Министр обороны евгений марчук: «в будущем, по крайней мере, при мне из вооруженных сил ни один человек не будет уволен до тех пор, пока не получит все, что положено ему по закону»

0:00 30 сентября 2003
Инф. «ФАКТОВ»
Глава оборонного ведомства рассказал о деталях предстоящего реформирования украинской армии

Евгению Марчуку во время прямой линии буквально устроили пытку вопросами: в связи с грядущим сокращением сколько профессиональных военных окажутся на гражданке. Но министр обороны был непреклонен: «Такие цифры не называются до тех пор, пока не будут обеспечены финансово. Потому что сопряжены они с человеческими тревогами. Эта цифра известна, но из моих уст она не должна звучать, пока не будет утвержден сценарий реформирования и соответствующие бюджетные расходы. Я убежден, что и Президент занимает такую же позицию. Никто не пойдет на увольнение, лишь бы выполнить какой-то показатель. Этого не будет ни в коем случае!»

«Недавно были случаи, когда из-за долгов отключались военные объекты, несущие боевое дежурство»

-- Добрый день! Меня зовут Иваненко Анатолий Георгиевич. Из Киева. Скажите, Евгений Кириллович, вы считаете справедливым, что люди со школьной скамьи пошли в военные училища в 44-м году, в 47-м закончили и наравне с ходившими в атаку считаются участниками боевых действий?

-- Я могу продолжить ваш вопрос перечнем других несправедливостей, на которые вы совершенно правильно указываете. Но хочу обратить ваше внимание на то, что не Министерство обороны принимает подобные решения. Мы можем только инициировать рассмотрение того или иного вопроса. Вот недавно затронули проблему пенсионного обеспечения, поскольку огромнейшая разница в пособиях для отставников, вышедших на пенсию до 92-го года и после, не допустима! В связи с этим по нашей инициативе в этом году с 1 октября (а получите вы, наверное, в ноябре) в очередной раз будут повышены пенсий бывшим военнослужащим на 10 процентов. Что же касается следующей надбавки, то для этих целей мы предусмотрели в бюджете на 2004 год 285 миллионов гривен. И я думаю, что народные депутаты его одобрят, поскольку это защищенная статья. То есть мы поэтапно к концу 2005 года ликвидируем несправедливость в пенсионном обеспечении военнослужащих.

Что же касается вопроса, который вы задали, то, согласно Конституции, нельзя принимать законы, которые бы ухудшали чье-либо положение.

РЕКЛАМА

-- У меня еще есть вопрос. Мне, инвалиду войны II группы, положена путевка каждый год, а дают только раз в два года. Почему?

-- Уважаемый Анатолий Георгиевич, вы задаете вопрос, которым я занимаюсь сейчас как одним из приоритетных -- это медицинское обслуживание. И что обнаружил? Воинские санатории в Крыму являются убыточными государственными структурами. А вот фирмы-посредники, реализующие путевки в эти санатории, получают прибыль в два раза превышающую убыток данных учреждений. Поэтому мы готовимся радикальнейшим образом пересмотреть всю систему санаторно-курортного обеспечения военнослужащих вообще и, прежде всего, участников боевых действий.

РЕКЛАМА

-- Добрый день! Прямая линия? Моя фамилия Галущенко, мы живем в военном городке под Киевом, в Броварах. За долги военной части перед электриками обесточили весь городок…

-- Я знаю эту ситуацию и сразу вам отвечу: электричество в Броварах будет -- это первое. Второе: отключение воинских частей происходит не по причине неоплаты Министерством обороны расходов за электроэнергию, а потому что «Нефтегаз Украины» предложил оборонному ведомству очень сложную схему расчетов за свет. Она называется «протокольная», но по сути ничем не отличается от вексельных расчетов. Данная схема очень серьезно замедляет платежи, создавая массу проблем.

РЕКЛАМА

Для их решения мной поставлен вопрос перед Кабмином, лично премьером, первым вице-премьером Николаем Азаровым и вице-премьером по вопросам ТЭК Виталием Гайдуком. Почему мы настаиваем на пересмотре схемы расчетов за электричество? НАК «Нефтегаз» должен Министерству обороны за самолеты Ту-160, которые были переданы России, около 300 миллионов гривен. Сейчас, правда, эта цифра несколько меньше. Ранее предполагалось, что «Нефтегаз» будет возвращать Министерству обороны долг по схеме, направленной, прежде всего, на погашение всех платежей и ликвидацию задолженностей по содержанию наших коммунальных объектов, в том числе и за электроэнергию. Согласно этой схеме нам приходится писать самосвалы протоколов. Но даже не в этом главная проблема. Большинство нынешних облэнерго являются частными, а не государственными. Их руководители не хотят даже рассматривать эти протоколы, они говорят: вы живые деньги давайте нам, а протоколы берите себе!

Но в текущем году, я думаю, мы покончим с этой системой, иначе будут серьезные неприятности. Недавно были случаи, когда из-за долгов отключались военные объекты, несущие боевое дежурство!.. В том числе и накануне… саммита президентов СНГ в Ялте. В результате на пути следования самолета до самого Днепропетровска(!) пять радиолокационных станций не работали…

«К обеспечению Вооруженных сил мы будем привлекать на тендерной основе малый и средний бизнес»

-- Редакция? Я вопрос хотел задать Марчуку. Это Александр Степанович из Киева. Евгений Кириллович! Уважаемый! Хочу узнать ваше мнение, почему Министерство обороны отказалось иметь собственную проектную организацию?

-- На днях я вернулся из Польши -- встречался с коллегой Шмайзинским в связи с ситуацией в Ираке. И какое у меня сложилось впечатление? Вы знаете, за границей ни у военных командиров, ни у министров нет таких проблем, как у нас: строительство, питание для солдат. Об этом у них не болит голова! Оборонные ведомства получают деньги из бюджета -- под определенные цели. Например, на смену обмундирования, на обеспечение военных частей продовольствием. Потом министерство объявляет тендер среди специализирующихся на поставках предприятий. И выигравшее приступает к реализации интендантских задач. В том числе и проектные организации, делающие чудеса в своей области, не говоря о таких вещах, как обеспечение продовольствием и так далее. Этим занимаются выигравшие тендеры-конкурсы коммерческие структуры. А командиры заняты исключительно боевой и строевой подготовкой.

Мы, конечно, все не можем сделать сразу, но будем очень серьезно реформировать систему обеспечения Вооруженных сил, привлекая на тендерной основе малый и средний бизнес.

-- Алло, Евгений Кириллович… Здра-а-австуйте! Вас беспокоит Виктор Александрович из Одессы! Я вас искреннее поздравляю с назначением на высокий ответственный пост и желаю вам успехов в этой нелегкой должности. Евгений Кириллович, моя жена -- бывшая военнослужащая. Она уволилась в 2001 году, и ей была положена компенсация за вещевое имущество. К сожалению, этот вопрос до сих пор не решен. Хотелось бы узнать, есть ли у нее надежда на получение компенсации?

-- Есть надежда и есть возможность выплатить компенсации. Сейчас, решая вопрос реформирования Вооруженных сил и как один из его элементов (обязательный!) -- сокращение численности личного состава, мы предусматриваем в бюджете соответствующую сумму для выплат компенсаций. То есть компенсаций уволенным военнослужащим не только денежного содержания на 12 месяцев вперед, но и обязательно компенсации за вещевое имущество, которое они не получили. И я думаю, что в этом нас должны поддержать народные депутаты, хотя необходимость заложить в бюджет такие средства сложно уясняется теми, кто распоряжается этой частью финансового документа на старте бюджетного процесса. Но в будущем -- по крайней мере при мне! -- ни один не будет уволен -- ни офицер, ни прапорщик! -- до тех пор, пока не получит все, что ему положено по ныне действующему законодательству. А им будет положено: денежное содержание -- в зависимости от должности, от 8 до 15 месяцев, компенсация за вещевое имущество, определенная оплата за переобучение в последний год службы, а также доплата, связанная с социальным страхованием. Ведь военнослужащие не платили в Фонд соцстраха, и Министерство не платило. Следовательно, становясь гражданскими людьми, они, по сути, не имеют права на бесплатный вызов, например, скорой помощи. Чтобы не было таких проблем, государство должно выплатить компенсацию соцстраху… В том числе еще ряд обязательных социальных платежей.

-- Евгений Кириллович, грядущее сокращение в армии коснется сотен тысяч людей…

-- Есть несколько сценариев реформирования Вооруженных сил. Один рассчитан на десять лет. Но предусмотрен также средний вариант и радикальный, то есть сокращение до 2005 года. Может быть задействован любой из этих трех. Все они достаточно тщательно проработаны. Выбор же будет зависеть от того, в какой мере этот сценарий будет обеспечен финансово. Нам очень сложно доказывать очевидные вещи финансистам! Нельзя увольнять человека без всех причитающихся ему выплат, без квартиры. Я уже говорил, какие это компенсации. Помимо этого мы хотим, чтобы у увольняющихся была возможность перед отставкой поучиться за счет государства на курсах переподготовки. Человеку ведь как-то надо адаптироваться к гражданской жизни. Или ради сокращения порождать другую проблему? Поэтому надо взять на себя еще и обязательства по трудоустройству. Мы подсчитали, что на два года нужно 92 миллиона гривен. Как для такой серьезной, крупной акции (дать возможность получить навыки современных гражданских профессий) -- это небольшие деньги. Но финансисты так не считают…

Следующий блок вопросов -- что делать с боеприпасами, двумя тысячами танков? Представляете себе: 2000 танков весом 40 тонн каждый просто поставить где-то. 400 самолетов. Ведь их надо перевезти на новые склады, обеспечить охрану. На утилизацию тоже нужны деньги. Дальше -- так называемые военные городки, они, как правило, в плохом состоянии. И передавая их на баланс местных органов власти, необходимо их хотя бы подремонтировать.

Вот что мы имеем в виду, когда говорим «реформирование и сокращение». Нам иногда предлагают: мы вам на сокращение можем деньги дать… Да не на сокраще-е-ение… А на решение комплекса проблем. По какому сценарию -- все будет зависеть от финансов…

«Ощущение, что в любой момент может произойти самое худшее, сплачивает солдат»

-- Добрый день! Это приемная министра?

-- Сейчас -- да!

-- Здравия желаю, товарищ министр обороны! Полковник в отставке Шишлов Николай Иосифович из Киева. Участник боевых действий, прослужил 35 календарных, а в льготном исчислении -- 40 лет, инвалид II-й группы. Говорят, с 1 января 2004 года должны выдавать новые удостоверения. Но в военкомате мне сказали, что надо долго ждать!

-- Нет, не долго, до конца года вы его получите.

-- Премного благодарен.

-- Евгений Кириллович, вы недавно вернулись из Ирака. Как там обстановка?

-- Там ничего неожиданного нет, а обстановка -- боевая. Были вещи, которые необычны для наших Вооруженных сил, например, совместные обеды морских пехотинцев, рядовых, генералов… Кстати, там тоже обеспечивает питание не военное подразделение, а коммерческая структура… И в нашей украинской бригаде. Принцип питания -- шведский стол, сколько хочешь, столько и бери. Ограничений нет! Вот, наверное, единственное, что сразу бросается в глаза.

Было много всякого другого еще, конечно. Но я думаю, что когда наша бригада вернется, то это будут военные другого качества, такие, которых у нас немного сегодня в Вооруженных силах Украины. Они находятся в обстановке, максимально приближенной к боевой, где ежесекундно -- и во сне, и во время несения дежурства -- их подстерегает реальная опасность! Это порождает совершенно другую мотивацию у военных, нежели любые учения под руководством самых строгих командиров. Ощущение, что в любой момент может произойти самое худшее, сплачивает солдат…

-- И никто из военнослужащих не хотел разорвать контракт?

-- Мне лично не говорили о таких, но жизнь есть жизнь, и я думаю, что были. Люди есть люди. Когда мы говорим, что подразделения формируются на контрактной основе, что это значит? Это значит, что человек был на «гражданке» пять, шесть, восемь, пятнадцать лет. Он уже гражданский человек. Но у него есть навыки и воинская специальность. И он, в силу разных обстоятельств, в том числе, конечно, и финансовых -- тут нечего скрывать, подписывает контракт на несение воинской службы.

Но мне, как генералу, очень приятно было видеть и слышать, как кто-то из журналистов донимал нашего миротворца: «Ну а ты за деньги приехал или не за деньги?». А молодой парень отвечает: «Ну-у, не без этого, но вообще, вы знаете, мы -- молодое государство и нам надо как-то находить возможность о себе заявлять, утверждать себя в мире!» Я этого парня хотел потом найти, но мало времени было…

Поэтому я принципиально «за» направление наших миротворцев в Либерию, если будет, конечно, резолюция Совета Безопасности ООН, а она, судя по всему, последует в ближайшие дни. Миротворческая деятельность хорошо оплачивается ООН. Приблизительно 150 миллионов долларов компенсации мы получили от Секретариата ООН за наши миротворческие акции. Но это, безусловно, не главное. Я считаю, что наши военные где только можно должны использовать максимум возможностей, чтобы проводить целые подразделения через реальные ситуации, которые делают военных настоящими профи. Это моя принципиальная позиция.

-- А есть ли смысл расформировывать наши миротворческие подразделения?

-- Считаю, что нет. Ведь это прообразы профессиональной армии. Все контрактники, все добровольцы. Но, кстати, в этом и есть проблема. Контрактники -- это одно, а добровольцы -- другое. В зарубежных армиях, кстати, такого нет. Если я подписал контракт с Вооруженными силами на пять лет, то это значит, что в течении этих лет поеду без дополнительных согласований туда, куда посчитает нужным руководство. Не спрашивая дополнительно разрешения родственников, матери, жены… Отправляя наших в Ирак, по-человечески мы поступили правильно, спросив разрешения родственников. Но что получилось? Мы не могли взять отдельное подразделение, подготовить и отправить, потому что в нем одна треть родственников была против. Хотя военнослужащий и контрактник.

Прямую линию подготовили Светлана ОЛЕФИР, Ирина КОЦИНА, «ФАКТЫ»

 


213

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров